Статья 89. "Кодекс внутреннего водного транспорта РФ" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)

Статья 89 КВВТ РФ. Предъявление буксируемого объекта для буксировки

Статья 89. Предъявление буксируемого объекта для буксировки

1. Буксируемый объект должен быть предъявлен для буксировки его владельцем или уполномоченным им лицом (отправителем) в состоянии, пригодном для безопасного плавания, в соответствии с правилами буксировки, техническими условиями формирования и оснастки плотов, а также договором буксировки или договором об организации буксировок. Порядок укомплектования буксируемого объекта экипажем или проводниками определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами буксировки.

2. Технические условия формирования и оснастки плотов разрабатываются изготовителями плотов и согласовываются с администрацией бассейна внутренних водных путей.

3. Члены экипажа буксируемого объекта обязаны исполнять распоряжения капитана буксирующего судна в части обеспечения безопасности судоходства, сохранности буксируемого объекта и принимать меры по предупреждению транспортных происшествий с буксируемым объектом.

Комментарий к статье 89 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья касается как предварительных действий по заключению договора буксировки, так и отдельных моментов его исполнения.

В частности, устанавливается обязанность владельца буксируемого объекта или отправителя предъявить объект для буксировки. При этом законодатель формулирует два требования: фактическое и нормативное. С одной стороны, объект должен находиться в состоянии, пригодном для плавания (и это проверяется в месте его размещения представителями буксировщика и отправителя), с другой стороны, его состояние должно соответствовать требованиям ряда документов, среди которых правила буксировки (в настоящий момент таковых правил, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, нет), технические условия формирования и оснастки плотов, договор буксировки (или, соответственно, договор об организации буксировок - если в нем зафиксированы положения о техническом состоянии буксируемых объектов).

Если буквально толковать текст п. 1 комментируемой статьи, то укомплектованность буксируемого объекта экипажем (проводниками) также является условием признания его пригодным для безопасного плавания, если правила буксировки не говорят об ином.

В проекте Правил буксировки судов и плавучих объектов на внутреннем водном транспорте, подготовленном Минтрансом <129>, порядок предъявления буксируемых объектов урегулирован следующим образом: определено, что буксируемый объект должен быть предъявлен для буксировки его владельцем или уполномоченным им лицом (отправителем) в состоянии, пригодном для безопасного плавания, в соответствии с данными правилами, техническими условиями формирования и оснастки плотов, а также договором буксировки или договором об организации буксировок. Буксируемый объект должен быть укомплектован коллективными и индивидуальными спасательными средствами в количестве, соответствующем количеству сопровождающих членов экипажа (проводников) в случае их размещения на буксируемом объекте.

--------------------------------

<129> URL: https://regulation.gov.ru/p/66303 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

Предъявляемые к буксировке буксируемые объекты (за исключением плотов) должны иметь исправные якорные, швартовные, буксирные и сцепные устройства, средства сигнализации, балластную и осушительную системы и не иметь водотечности. При отсутствии на буксируемом объекте (за исключением плотов) балластной и осушительной систем на буксирующем судне должны находиться мобильные средства осушения. В случае, если на буксируемом объекте находится груз, отправитель должен обеспечить требуемые условия его размещения, крепления и хранения на буксируемом объекте.

2. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, буксировка плотов должна учитывать технические условия их формирования и оснастки. Эти нормативные документы разрабатываются изготовителями плотов и согласовываются с администрацией бассейна внутренних водных путей.

Проект Правил буксировки содержит более детальную регламентацию. Он определяет, что предъявляемые к буксировке плоты должны иметь исправные якорные, буксирные и сигнальные устройства, оснастку и такелаж.

Подготовка плота к буксировке входит в обязанности отправителя и включает в себя:

- формирование плота в соответствии с техническими условиями формирования и оснастки плотов;

- маркировку плота;

- вывод плота в заранее согласованное с буксировщиком место предъявления для буксировки;

- составление документации на плот в соответствии с настоящими правилами.

При этом технические условия формирования и оснастки плотов должны содержать:

- эксплуатационные характеристики плота (габаритные размеры - длина, ширина, осадка, тип плота - озерный или речной, объем древесины в м3 в отдельной сплоточной единице и в плоту в целом);

- технические требования к сплотке лесоматериалов в сплоточные единицы (вид сплоточной единицы - пучок, плитка, пакет, кошма и т.д.; состав древесины в сплоточной единице - лиственные, хвойные породы с указанием процентного содержания хвойных пород к числу бревен в сплоточной единице, способ скрепления бревен в сплоточной единице - количество обвязок, усилие их затяжки, размеры сплоточной единицы - длина ширина, высота и ее объем в м3);

- технические требования к формированию составных частей (секций) плота (габаритные размеры - длина, ширина, осадка, с учетом габаритов судового хода, установленных для района буксировки и габаритов судоходных пролетов мостов и размеров шлюзов, расположенных в районе буксировки, объем древесины в секции в м3, расположение сплоточных единиц в секции плота по длине и ширине, способы крепления сплоточных единиц между собой, наличие поперечных креплений секции (брустверов), с указанием количества бревен в них и способа их крепления между собой и со сплоточными единицами);

- технические требования к формированию плота (расположение секций в плоту по длине и ширине, способы крепления секций плота между собой);

- технические требования к формировочному такелажу (виды применяемого такелажа - тросы, цепи, замки, обвязочная проволока и т.д., требования к состоянию такелажа);

- требования к средствам управления и оснастке плотов (сигнальные огни; становой и тормозной такелаж - якоря, лоты, цепи-волокуши; инвентарь и оборудование для ремонта плота в пути следования - тросы, замки, скобы, коуши, бортовые комплекты и т.д.);

- указания буксировщику в отношении предельно допустимых условий плавания (по высоте волны, силе ветра, скорости буксировки) и другие ограничения в процессе буксировки;

- количество проводников, необходимое для безопасного осуществления буксировки.

В качестве приложения к техническим условиям формирования и оснастки плотов должны быть приведены чертежи сплоточных единиц, секций плота и плота в целом, с указанием расположения сплоточных единиц в секции и секций в плоту, а также мест крепления формировочного такелажа (мест прокладки тросов, брустверов и т.д.).

Кроме того, технические условия формирования и оснастки плотов должны учитывать разряд водных бассейнов ("Л", "Р", "О" и "М"). Разряды водных бассейнов установлены в п. 19 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, на конкретных участках внутренних водных путей, в которых предполагается буксировка плотов.

Технические условия формирования и оснастки плотов, предназначенных для буксировки по внутренним водным путям, на которых габариты судового хода изменяются в течение навигационного периода, должны учитывать такие изменения.

3. Пункт 3 комментируемой статьи возлагает на членов экипажа буксируемого объекта обязанности:

- исполнять распоряжения капитана буксирующего судна в части обеспечения безопасности судоходства, сохранности буксируемого объекта;

- принимать меры по предупреждению транспортных происшествий с буксируемым объектом.

Проект Правил буксировки дополняет этот перечень следующими обязанностями:

- переформировывать плоты в процессе буксировки для их прохода под мостами, через шлюзы и другие затруднительные участки внутренних водных путей;

- поднимать и отдавать якоря на буксируемом объекте;

- осуществлять швартовые операции буксируемого объекта при прохождении гидротехнических сооружений;

- круглосуточно наблюдать за состоянием буксируемого объекта;

- охранять буксируемый объект;

- проводить профилактический ремонт буксируемого объекта в пути и на стоянке;

- уменьшать ущерб, нанесенный в случае транспортного происшествия и аварийной ситуации с буксируемым объектом, и участвовать в ликвидации их последствий;

- участвовать в сдаче буксируемого объекта получателю, указанному в транспортной накладной, или уполномоченному им лицу в порту назначения (пункте назначения).

Установлено также, что капитан буксирующего судна при приеме буксируемого объекта к буксировке инструктирует старшего сопровождающего экипажа (старшего проводника) о порядке передачи распоряжений вахтенного начальника буксирующего судна путем переговоров с помощью средств связи, а также передачи звуковых, световых и других сигналов по вопросам управления буксируемым объектом во время движения и стоянки.

Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

2019 год

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D