Статья 77 КВВТ РФ. Ограничение или запрещение движения судов вследствие непреодолимой силы и военных действий, объявления карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов в порту
Статья 77. Ограничение или запрещение движения судов вследствие непреодолимой силы и военных действий, объявления карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов в порту
1. Вследствие непреодолимой силы и военных действий, объявления карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов в порту в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов администрация бассейна внутренних водных путей вправе принять решение об ограничении или о запрещении движения судов либо об ограничении их осадки вследствие низких уровней воды на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей (далее - ограничение или запрещение движения судов либо ограничение осадки судов вследствие низких уровней воды).
2. Ограничение или запрещение движения судов либо ограничение осадки судов вследствие низких уровней воды вводится распоряжением администрации соответствующего бассейна внутренних водных путей с незамедлительным уведомлением об этом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в течение трех суток со дня получения от администрации бассейна внутренних водных путей уведомления об ограничении или о запрещении движения судов либо об ограничении осадки судов вследствие низких уровней воды выносит распоряжение о сроке действия ограничения или запрещения движения судов либо ограничения осадки судов вследствие низких уровней воды. Указанное распоряжение размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение суток со дня вынесения указанного распоряжения.
4. В случае, если распоряжением, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, установлен срок действия ограничения или запрещения движения судов либо ограничения осадки судов вследствие низких уровней воды более чем пять суток, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, незамедлительно информирует об этом федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и Правительство Российской Федерации.
5. Информацию о введении в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи ограничения или запрещения движения судов либо ограничения осадки судов вследствие низких уровней воды, о сроке действия ограничения или запрещения движения судов либо ограничения осадки судов вследствие низких уровней воды, который установлен распоряжением, указанным в пункте 3 настоящей статьи, администрация бассейна внутренних водных путей незамедлительно размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доводит до сведения организаций внутреннего водного транспорта, осуществляющих судоходство в соответствующем бассейне внутренних водных путей, грузоотправителей, грузополучателей, соответствующих территориальных органов органа государственного надзора, а также до сведения администраций бассейнов внутренних водных путей, смежных с данным бассейном внутренних водных путей, в отношении которого введено ограничение или запрещение движения судов либо ограничение осадки судов вследствие низких уровней воды.
Комментарий к статье 77 КВВТ РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет право администрации бассейна внутренних водных путей принять решение об ограничении движения или запрещении движения судов в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов.
Основаниями для принятия такого решения могут быть:
- обстоятельства непреодолимой силы;
- военных действий;
- объявление карантина;
- чрезмерное скопление грузов и судов в порту.
Также администрация бассейна может принять решение об ограничении осадки судов вследствие низких уровней воды на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей.
Решение администрации бассейна должны быть мотивированным и содержать ссылки на конкретное обстоятельство, вызвавшее необходимость применения контрольно-предупредительных мер.
2. Пункты 2 и 5 комментируемой статьи определяют порядок принятия решения об ограничении движения или запрещении движения судов в определенном бассейне и введения его в действие.
Администрация бассейна обязана незамедлительно уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта (Росморречфлот).
Согласно п. 5 комментируемой статьи о запрете или ограничении движения администрация бассейна информирует организации внутреннего водного транспорта, осуществляющие судоходство в бассейне внутренних водных путей, в следующем порядке:
- выпускает извещение об ограничении или запрещении движения судов, а также об ограничении их осадки;
- включает извещение в оперативную путевую информацию (радиобюллетень, навигационное сообщение или путевой лист);
- размещает извещение на официальном сайте организации в сети Интернет;
- направляет извещение в администрации смежных бассейнов внутренних водных путей.
Извещение об ограничении или запрещении движения судов, а также об ограничении их осадки должно содержать:
- причину вводимого ограничения (подъем или падение уровня воды, мелководье, штормовое предупреждение, карантин и т.п.);
- характер ограничения (прекращение движения судов, ограничение осадки, прекращение приема или погрузки грузов, судов и т.п.);
- район ограничения или запрещения (участок внутреннего водного пути, порт и т.п.);
- дату введения ограничения или запрещения и срок, на который они вводятся;
- фактические габариты внутренних водных путей.
Причина введения ограничения или запрещения движения судов, а также ограничения их осадки, указываемая в извещении, в обязательном порядке должна содержать ссылки на соответствующие справки (приказы, распоряжения и др.) подразделений МЧС, Минобороны, ФСБ, МВД, территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии, решения государственных органов о введении карантина, режима чрезвычайного положения, сообщения администраций портов и т.п.
Извещение об ограничении или запрещении движения судов или об ограничении их осадки подписывается руководителем администрации бассейна и заверяется печатью администрации. Каждому извещению, в том числе извещению о возобновлении, продлении, изменении или отмене ранее объявленных извещений, присваивается порядковый номер.
Извещения регистрируются администрацией бассейна в специальном журнале учета извещений об ограничении или о запрещении движения судов, а также об ограничении их осадки вследствие низких уровней воды на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей.
Устанавливаемые администрациями бассейнов запреты и ограничения должны соблюдаться перевозчиками и другими участниками процесса перевозки. Возникающие обстоятельства требуют внесения корректив в процесс исполнения заключаемых договоров перевозки, а также договоров об организации перевозок, даже в случае, когда данные договоры заключаются на несколько сезонов навигации.
Пример: ООО "Ойл Марин Групп" (истец) обратилось в суд с иском к ООО "Роснефтефлот" (ответчик) о возмещении убытков в виде упущенной выгоды. В обоснование заявленных требований истец указывал, что ответчик предоставил груз в меньшем объеме, чем было согласовано договором перевозки, в результате чего истец не получил фрахт.
Суд, разрешая спор, установил, что в договоре предусмотрен предельный объем груза, который может быть предоставлен к перевозке в период летней навигации 2015 г. Конкретный же объем перевозки каждой партии груза поставлен впрямую зависимость от разрешенной проходной осадки по внутренним водным путям, которая определялась истцом согласно нотисам о готовности. Из буквального содержания договора следует, что стороны спорных правоотношений не только предусмотрели, что погрузка на танкер осуществляется в зависимости от проходной осадки (что зависит, как указано выше, в том числе от гидрометеорологических условий), но и определяется самим перевозчиком (в опционе перевозчика). То есть именно перевозчик (истец) в лице капитанов судов перевозчика, исходя из условий, определяющих проходную осадку, предоставлял ответчику данные о допустимых объемах погрузки на судно.
Соответствующие условия, определявшие для общества объем груза, предоставляемого к перевозке конкретным танкером, оформлялись нотисами о готовности. В таких нотисах капитаны танкеров указывали на то, какое количество груза они готовы принять от ответчика к перевозке (с погрешностью +/-5%).
Уменьшение количества груза, принимаемого к перевозке на основании нотисов, вызвано аномальным падением уровня воды на внутренних водных путях в течение летней навигации 2015 г., что подтверждается приказами и иными документами (официальные бюллетени, извещения, сводки, уведомления) ФБУ "Администрация Азово-Донского бассейна водных путей" об уменьшении уровня воды и проходной осадки судов. Установление низкого уровня воды на внутренних водных путях в летнюю навигацию 2015 г., не позволяющего загружать суда на осадку 350 см, не оспаривается сторонами и подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте Администрации.
Суд установил факт того, что истец объективно (в силу природных условий, вызвавших падение уровня воды) не мог в период летней навигации 2015 г. осуществить перевозку, рассчитанную на осадку 350 см, то есть перевезти груз в максимальных объемах, предусмотренных договором, т.к. они рассчитаны исходя из осадки 360 см. Получив от капитанов судов истца информацию (нотисы) о том, что безопасной для прохода танкера является его загрузка на меньший объем, чем предусмотрено максимально допустимым объемом перевозки по договору, ответчик объективно не имел права предоставить к перевозке груз в объемах, ставящих под угрозу безопасность прохода судна.
В удовлетворении требований было отказано (подробнее см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2017 г. N Ф05-2023/2017 по делу N А40-2044/2016).
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что Росморречфлот в течение 3 суток со дня получения от администрации бассейна внутренних водных путей уведомления об ограничении движения или о запрещении движения судов выносит распоряжение о сроке действия ограничения движения или запрещения движения судов.
Указанное распоряжение размещается на официальном сайте Росморречфлота в сети Интернет в течение суток со дня вынесения указанного распоряжения.
Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что в случае, если распоряжением установлен запрет или ограничение на срок более 5 суток, Росморречфлот должен проинформировать об этом Минтранс и Правительство.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год