Статья 4 КВВТ РФ. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта
1. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием судовых ходов, инфраструктуры внутренних водных путей и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ.
4. В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта.
5. Утратил силу с 1 августа 2011 года. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.
6. Нормативные правовые акты Российской Федерации, изданные по вопросам деятельности на внутреннем водном транспорте, не должны противоречить положениям настоящего Кодекса.
7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области внутреннего водного транспорта, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления исполнительным органам субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
8. Расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением о расследовании транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Комментарий к статье 4 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья посвящена организации государственного управления в области внутреннего водного транспорта. В ней закреплены:
- органы государственного управления и государственного надзора;
- полномочия органов управления;
- распределение полномочий между федеральными и региональными органами управления;
- требования, предъявляемые к нормативным правовым актам, изданным по вопросам деятельности на внутреннем водном транспорте.
2. Пункт 1 комментируемой статьи посвящен системе органов управления в области внутреннего водного транспорта.
Организация управления имеет целью создание наиболее благоприятных условий для эффективного функционирования исполнительной власти, соответствующего интересам граждан, общества и государства. Рациональная организация осуществления исполнительной власти является одним из условий эффективного управления.
Говоря о системе органов управления в области внутреннего водного транспорта, следует остановиться на понятиях "система" и "система управления". Лингвистический анализ указанных терминов и изучение множества определений данного понятия позволили прийти к следующим выводам:
- система представляет собой совокупность элементов (частей), закономерно и правильно структурированных с учетом их взаимных связей;
- система управления - это совокупность закономерно расположенных звеньев и связей между ними, возникающих в процессе воздействия субъекта управления на объект через соответствующие механизмы для достижения поставленных целей.
Система государственного управления в области внутреннего водного транспорта относится к социальным системам управления - в основе ее функционирования лежит управление совместной деятельностью людей. Она отвечает всем признакам социального управления:
- главное назначение - упорядочить взаимоотношения участников совместной деятельности для достижения цели;
- главный объект воздействия - поведение участников совместной деятельности;
- соподчиненность воль людей (участников совместной деятельности), подчинение целенаправленной воле управляющего субъекта;
- механизм реализации управления осуществляется органами управления в рамках управленческих отношений.
Государственная система управления в области внутреннего водного транспорта в России является подсистемой всего государственного управления в РФ и характеризуется следующими признаками:
- представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов управления; имеет соответствующую внутреннюю структуру, определяемую составом элементов, подсистем и их связей и состоящую из ряда уровней управления - относительно обособленных структурных образований, различающихся по своему статусу (правам и обязанностям);
- имеет внутренние (между частями системы) и внешние (между системой и окружающей средой) связи;
- суть и социальное предназначение заключается в организации практического исполнения нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по использованию и охране водных объектов;
- носит исполнительно-распорядительный характер управления; осуществляется посредством принятия административно-правовых актов и организационно-исполнительных действий;
- обладает определенными устойчивыми свойствами;
- способна изменяться и развиваться.
Внутренняя структура системы обусловлена тем, что управление в области внутреннего водного транспорта является:
- правовым и подзаконным: его организация регламентируется нормами права, в том числе конституционного, а субъекты управления действуют в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами (прежде всего законами);
- общегосударственным, поскольку осуществляется в масштабах всей страны и проявляется во многих отраслях народного хозяйства. В регионах РФ, где имеются внутренние водные пути, проживает 80% населения страны;
- территориальным, то есть осуществляется в рамках определенной территории (муниципального образования, субъекта РФ).
Внутренняя целостность государственной системы управления в области внутреннего водного транспорта складывается из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов - субъекта, объекта управления и их связей. Субъект управления имеет преимущественное положение как элемент системы, целенаправленной воле которого подчиняются другие элементы <19>.
--------------------------------
<19> См.: Титов А.В., Зайкова С.Н., Волынский И.А., Хмельницкая А.А. Современное состояние и проблемы использования внутренних водных путей (на примере Волго-Каспийского морского судоходного канала): Монография / Под общ. ред. А.В. Титова. Пенза: Научно-издательский центр "Социосфера", 2017. С. 89.
В качестве субъектов выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы государственного управления.
Главенствующая роль в системе принадлежит Президенту РФ. Помимо общего руководства и кадровой политики, он определяет меры по обеспечению устойчивого функционирования внутренних водных путей <20> и формирует соответствующие поручения. Так, например, по результатам заседания президиума Государственного совета РФ по вопросам развития внутренних водных путей, состоявшегося 15 августа 2016 г. в Волгограде <21>, сформирован целый перечень поручений Президента РФ, направленных как на формирование системы управления в области использования и охраны водных объектов, так и на государственную поддержку развития речных перевозок.
--------------------------------
<20> Указ Президента РФ от 14 августа 1997 г. N 881 "О мерах по обеспечению устойчивого функционирования внутренних водных путей России".
<21> Распоряжение Президента РФ от 11 августа 2016 г. N 239-рп "О проведении заседания президиума Государственного совета Российской Федерации".
Правительство РФ как субъект управления и высший орган исполнительной власти принимает необходимые для реализации федеральных законов подзаконные нормативные правовые акты по вопросам водного регулирования. Так, например:
- Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством;
- Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов.
Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется:
- Минтрансом как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Минтранс действует в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации". Указанное Министерство при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров РФ, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области внутреннего водного транспорта, в том числе как "администрация" и "назначенный орган";
- Росморречфлотом как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере морского и речного транспорта, в том числе в отношении морских рыбных портов в целях развития транспортного комплекса. Росморречфлот действует в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта".
Росморречфлот осуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом;
- Ространснадзором как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере. Ространснадзор действует на основании Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта";
- ГИМС МЧС как уполномоченным подразделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации. ГИМС действует на основании Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
- государственными организациями, находящимися в ведении уполномоченного органа исполнительной власти в сфере транспорта. Такими организациями являются, к примеру:
администрации бассейнов внутренних водных путей, создаваемые в форме федеральных бюджетных учреждений. Администрации действуют в соответствии с уставами, утвержденными распоряжениями Росморречфлота, и осуществляют функции по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта;
Российский речной регистр как федеральное автономное учреждение, осуществляющее классификацию и освидетельствование судов, а также плавучих объектов. Устав федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр" утвержден распоряжением Минтранса России от 14 ноября 2011 г. N ИЛ-126-р.
Пример: Верховным Судом РФ оставлены без изменения решения судов трех инстанций, подтверждающих правомочность федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр" на принятие приказа, вносящего изменения в правила классификации и постройки судов.
В Определении от 13 июня 2018 г. N 305-КГ18-6940 Верховный Суд РФ указал, что, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями ст. 4, 34, 35 КВВТ, Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2010 г. N 623, Положением о классификации и об освидетельствовании судов, утвержденным Приказом Минтранса от 14 апреля 2016 г. N 102, обоснованно пришли к выводу, что внесение изменений в Правила классификации и постройки судов, утвержденные Приказом Российского речного регистра от 9 сентября 2015 г. N 35-РП, осуществлено в пределах предоставленных учреждению полномочий и в соответствии с законодательством, регулирующим отношения в указанной сфере;
- другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий. Например, Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. N 1219 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, восстановления и охраны водных объектов отнесены к полномочиям Минприроды.
3. Минтранс в соответствии с международными договорами, КВВТ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные:
1) с судоходством, например:
- Приказ Минтранса от 19 января 2018 г. N 19 "Об утверждении Правил плавания судов по внутренним водным путям";
- Приказ Минтранса от 24 июля 2018 г. N 270 "Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Волго-Донском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации";
- Приказ Минтранса от 3 марта 2014 г. N 58 "Об утверждении Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей";
- Приказ Минтранса от 15 февраля 2017 г. N 52 "Об утверждении Порядка присвоения названий судам внутреннего водного транспорта";
- Приказ Минтранса от 1 марта 2010 г. N 47 "Об утверждении Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации";
2) перевозкой и переработкой грузов, например Приказ Минтранса от 5 мая 2012 г. N 140 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте";
3) содержанием судовых ходов, инфраструктуры внутренних водных путей. Так, Минтрансом разработан проект Приказа "Об утверждении Правил содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений" <22>;
4) использованием внутренних водных путей, например Приказ Минтранса от 29 декабря 2003 г. N 221 "Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации".
--------------------------------
<22> URL: https://regulation.gov.ru/p/60628 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).
Принятые Минтрансом правила и иные нормативные правовые акты обязательны для исполнения любыми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также физическими лицами.
4. Пункт 4 комментируемой статьи определяет цели государственного надзора в области внутреннего водного транспорта. К ним относятся обеспечение:
- безопасности судоходства;
- охраны человеческой жизни на внутренних водных путях;
- безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей;
- надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ на внутреннем водном транспорте.
Под государственным надзором понимается совокупность функций специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, неподчиненных им юридических и физических лиц.
В п. 4 комментируемой статьи говорится об административном надзоре.
Под административным надзором понимается управленческая деятельность специально уполномоченных исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц по наблюдению и мониторингу соблюдения, исполнения и применения участниками правоотношений правовых актов государственного управления.
Государственный надзор в области внутреннего водного транспорта обладает рядом особенностей:
- является особой разновидностью государственного контроля;
- осуществляется Ространснадзором и его должностными лицами;
- осуществляется систематически в соответствии с Приказом Минтранса от 14 августа 2012 г. N 307 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте РФ, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства";
- основное назначение - обеспечение правопорядка и общественной безопасности в области внутреннего водного транспорта;
- между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;
- может осуществляться в отношении неопределенного круга лиц;
- осуществляется при помощи определенных методов (наблюдение, плановые и внеплановые проверки, обследование, истребование и анализ документов, работа с обращениями граждан и юридических лиц, публикациями в средствах массовой информации о нарушениях законности в области внутреннего водного транспорта);
- предметом надзора (в отличие от контроля) является законность (при контроле - законность и целесообразность).
5. Пункт 6 комментируемой статьи определяет, что нормативные правовые акты, изданные по вопросам деятельности на внутреннем водном транспорте, не должны противоречить положениям КВВТ. Комментируемый пункт сходен по содержанию со ст. 2 КВВТ (см. комментарий к ст. 2).
6. Органы исполнительной власти субъектов РФ не наделены полномочиями по правовому регулированию правоотношений в области внутреннего водного транспорта.
Пример: Верховным Судом РФ признан правомерным вывод Хабаровского краевого суда об отсутствии у органа государственной власти субъекта РФ полномочий по решению вопросов безопасности людей на переправах и наплавных мостах.
В Определении от 17 сентября 2014 г. N 58-АПГ14-16 Верховный Суд РФ указал, что в силу п. 1 ст. 4 КВВТ государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
Из подп. "а" п. 5 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта следует, что переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях относятся к объектам водного транспорта, в связи с чем полномочиями по принятию нормативно-правовых актов в области внутреннего водного транспорта орган государственной власти субъекта РФ не обладает, это компетенция федерального органа исполнительной власти.
Пункт 7 комментируемой статьи предусматривает возможность передачи полномочий в области внутреннего водного транспорта от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ.
В случае принятия решения о передаче полномочий должно соблюдаться два обязательных требования:
- передача осуществляется путем принятия соответствующих постановлений Правительства РФ;
- передача осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Как следует из ст. 26.8 указанного Федерального закона, федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и иным федеральным законам.
Полномочия передаются путем заключения соглашений. Порядок заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий утвержден Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 924.
В соглашении определяются:
- условия и порядок передачи осуществления части полномочий;
- порядок их финансирования;
- порядок осуществления контроля за осуществлением части полномочий;
- срок действия соглашения;
- ответственность сторон соглашения;
- основания и порядок его досрочного расторжения;
- иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.
Федеральные органы исполнительной власти контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год