КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2009 г. N 861-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА БЫСТРОВА НИКОЛАЯ ИЛЛАРИОНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ВОСЬМЫМ СТАТЬИ 2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.И. Быстрова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Н.И. Быстров в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац восьмой статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на том основании, что право на получение двух видов пенсий, предусмотренное в статье 3 этого Закона, не распространяется на участников Великой Отечественной войны - инвалидов вследствие общего заболевания, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии (подпункт "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"), к числу которых он относится.
По мнению заявителя, оспариваемая им норма противоречит статьям 2, 7, 17, 18, 39 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку, предоставляя право на одновременное получение двух видов пенсий в зависимости от прохождения участниками Великой Отечественной войны службы в военный период в действующей армии либо в тылу, не восполняет участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", право на повышение пенсии, предусматривавшееся статьей 110 утратившего силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.И. Быстровым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" участникам Великой Отечественной войны может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 данного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. Согласно абзацу восьмому статьи 2 этого Федерального закона к участникам Великой Отечественной войны отнесены лишь граждане, указанные в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", т.е. военнослужащие, проходившие военную службу в составе действующей армии, а также лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", и инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Указанные нормы в своей взаимосвязи аналогичны пункту "а" части второй статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которым право на получение двух пенсий предоставлялось ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Установление такой дифференциации в пенсионном обеспечении для отдельных категорий участников Великой Отечественной войны направлено на особую государственную поддержку фронтовиков и других лиц, принимавших участие в боевых действиях, и основано на объективных критериях.
Само по себе установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, включая предоставление возможности получения одновременно двух пенсий, не затрагивает прав тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу пользующихся такой льготой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 187-О).
Выражая несогласие с делением участников Великой Отечественной войны на отдельные категории, заявитель, по существу, ставит вопрос о расширении круга лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. Однако разрешение данного вопроса не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Что касается предусмотренного ранее действовавшим законодательством повышения пенсий участникам Великой Отечественной войны (на 100 процентов минимального размера пенсии по старости - указанным в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", на 50 процентов минимального размера пенсии по старости - указанным в подпункте "з" этого подпункта), то при назначении (перерасчете) трудовой пенсии по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оно, согласно пункту 1 статьи 30 этого Закона, учитывается при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года. При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что права заявителя нарушены оспариваемой нормой.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Быстрова Николая Илларионовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С.ХОХРЯКОВА