КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2010 г. N 712-О-П

ПО ЗАПРОСУ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОННОГО СУДА
ГОРОДА КИРОВА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ПЕРВОЙ
СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СУДЕЙ И РАБОТНИКОВ АППАРАТОВ
СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Октябрьского районного суда города Кирова,

установил:

1. Частью первой статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 28 июня 2002 года N 76-ФЗ устанавливалось, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Статьей 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" в названную норму было внесено изменение: слова "на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката" заменены словами "как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

Конституционность указанного изменения оспаривается в запросе Октябрьского районного суда города Кирова, в производстве которого находятся гражданские дела по искам судей в отставке В.П. Овсянниковой и Л.Н. Сысолятиной к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Кировской области и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации о взыскании части выходного пособия, выплаченного, по мнению истцов, не в полном объеме.

Как следует из запроса, В.П. Овсянникова в период работы судьей с 18 февраля 1998 года получала предусмотренную статьей 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" надбавку к заработной плате, как имеющая необходимый для этого стаж работы в качестве судьи не менее 20 лет (с учетом предыдущей работы в органах прокуратуры). В связи с ее выходом в отставку Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Кировской области было принято решение от 21 июля 2009 года о выплате ей выходного пособия в размере, исчисленном исходя из времени работы непосредственно в должности судьи. Время же работы следователем прокуратуры не было зачтено В.П. Овсянниковой в стаж работы в качестве судьи в целях выплаты выходного пособия со ссылкой на то, что статья 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (с изменениями, внесенными в нее статьей 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ) не предусматривает правовых оснований для такого зачета.

В связи с выходом в отставку судьи Октябрьского районного суда города Кирова Л.Н. Сысолятиной комиссия по назначению ежемесячного пожизненного содержания и установлению стажа работы судьям Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Кировской области решением от 16 января 2009 года включила ей в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации для выплаты ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия периоды работы в органах прокуратуры. Однако данное решение было пересмотрено, а выходное пособие выплачено Л.Н. Сысолятиной в размере, исчисленном исходя из времени ее работы непосредственно в должности судьи. Основанием для этого послужило письмо Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 6 февраля 2009 года, в котором также со ссылкой на статью 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ) было указано на отсутствие правовых оснований для включения времени работы Л.Н. Сысолятиной в органах прокуратуры в стаж работы в качестве судьи для выплаты выходного пособия.

Октябрьский районный суд города Кирова, придя к выводу о том, что подлежащее применению при разрешении данных дел положение части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" не соответствует Конституции Российской Федерации, приостановил производство по указанным делам и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности названного законоположения.

Как утверждает заявитель, оспариваемое им регулирование - в той мере, в какой оно исключает для лиц, назначенных на должность судьи до вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ, возможность зачета времени работы в качестве прокурора, следователя и адвоката в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего при выходе в отставку право на получение выходного пособия и определяющего его размер, - не соответствует статьям 18, 55 (части 1 и 2), 119, 120, 121, 122 и 124 Конституции Российской Федерации, поскольку допускает снижение уровня законодательных гарантий конституционно-правового статуса судей.

2. Вопрос, поставленный Октябрьским районным судом города Кирова, разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 апреля 2010 года N 9-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".

Конституционный Суд Российской Федерации признал, что часть первая статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции статьи 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" - в той мере, в какой она распространяется на судей, назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячной надбавки к заработной плате (при наличии права на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в отставку определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех других видов выплат и льгот, - не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1).

В Постановлении от 20 апреля 2010 года N 9-П также указывается, что впредь до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений - с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и с учетом данного Постановления - при обращении судей из числа назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года за назначением ежемесячной надбавки к заработной плате, а при выходе в отставку - ежемесячного пожизненного содержания и иных предусмотренных законом выплат периоды их предшествующей работы в качестве прокурора, следователя, адвоката подлежат зачету в стаж работы в качестве судьи, дающий право на указанные выплаты.

Данное решение Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу и в соответствии со статьей 6 и частью второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательным для всех правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции.

3. Согласно пункту 3 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения ранее им вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Следовательно, запрос Октябрьского районного суда города Кирова не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктом 3 части первой статьи 43, частью четвертой статьи 71 и частями первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Признать запрос Октябрьского районного суда города Кирова не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку поставленный заявителем вопрос разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 апреля 2010 года N 9-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", сохраняющем свою силу.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН