КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. N 622-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ТАРАСОВА АНДРЕЯ АНАТОЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 4 ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 15
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН,
ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ
КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

рассмотрев по требованию гражданина А.А. Тарасова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Тарасов оспаривает конституционность пункта 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения, возмещение вреда, причиненного здоровью и повлекшего утрату трудоспособности, осуществляется выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).

Кроме того, заявитель просит отменить состоявшиеся по его делу судебные постановления, разъяснить содержание статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как предоставляющей гражданам, здоровью которых был причинен вред вследствие радиационного воздействия, право на выбор наиболее благоприятного для них порядка определения размера ежемесячных компенсаций в возмещение вреда, а также разрешить исчислять такие выплаты в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Как следует из представленных материалов, с 1 мая 2000 года А.А. Тарасову как утратившему 60 процентов профессиональной трудоспособности инвалиду II группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, была назначена и выплачивалась ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в размере 2 313 рублей 80 копеек. После вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" заявителю была установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 2 500 рублей, которая выплачивалась ему с учетом индексации (за январь 2010 года - в размере 6 161 рубля 93 копеек) до 1 февраля 2010 года, после чего выплата была прекращена в связи с тем, что при очередном переосвидетельствовании он был признан утратившим 30 процентов профессиональной трудоспособности вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, и в установлении инвалидности ему было отказано.

Полагая, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью должен быть определен исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, А.А. Тарасов, которому такая компенсация в соответствии с оспариваемой нормой с июня 2010 года была установлена в твердом размере, составившем с учетом индексации 619 рублей 20 копеек, предъявил соответствующий иск к Министерству социальной защиты населения Московской области в Дубненский городской суд Московской области, который своим решением от 24 декабря 2010 года отказал в удовлетворении указанных требований. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 февраля 2011 года решение суда первой инстанции в этой части было оставлено без изменения. В передаче надзорных жалоб для рассмотрения в судебном заседании судов надзорной инстанции заявителю также было отказано (определения судьи Московского областного суда от 6 апреля 2011 года и судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2011 года). Оснований не согласиться с указанным определением судьи Верховного Суда Российской Федерации не усмотрел заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

По мнению заявителя, пункт 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 4 (часть 2), 15, 17, 18, 19, 20 (часть 1), 45 (часть 1) и 46, в той мере, в какой он вопреки Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П допускает снижение ранее установленного размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, а также не позволяет участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, утратившим профессиональную трудоспособность в связи с радиационным воздействием (без установления инвалидности), реализовать предусмотренное статьей 3 названного Закона Российской Федерации право на выбор наиболее благоприятного для них порядка определения размера данной выплаты, в том числе определенного статьями 1084 - 1086 ГК Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П норма пункта 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 12 февраля 2001 года в той мере, в какой ею не снижается ранее установленный размер ежемесячной денежной компенсации, была признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, а в той мере, в какой ею допускается снижение ранее установленного размера ежемесячной денежной компенсации, чем умаляется право на возмещение вреда гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения, - противоречащей статьям 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации (пункт 4 мотивировочной части, пункт 4 резолютивной части).

В целях исполнения названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" часть первая статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" была изложена в новой редакции, согласно которой гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 11 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - пунктом 4) части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; если же размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Следовательно, оспариваемое заявителем положение в отношении граждан, которые получали возмещение вреда до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", применяется во взаимосвязи с частью первой статьи 2 названного Федерального закона, а потому направлено на сохранение ранее установленного размера таких выплат и не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права.

Разрешение же иных поставленных заявителем вопросов не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тарасова Андрея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленных в ней вопросов не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН