КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. N 511-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ ЧЕБОТАРЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.А. Чеботаревой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка И.А. Чеботарева оспаривает конституционность части 2 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которой письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, И.А. Чеботарева 21 ноября 2011 года почтой направила в Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана пакет документов для постановки ее на учет граждан, обладающих правом на бесплатное приобретение земельных участков. Обращение заявительницы поступило в Департамент и было зарегистрировано 23 ноября 2011 года, с этой же даты она была поставлена на учет. Полагая, что датой постановки на учет должна быть дата отправки пакета документов по почте, И.А. Чеботарева обратилась в Департамент с заявлением об изменении даты постановки на учет, однако в этом ей было отказано. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, требование И.А. Чеботаревой о признании данного отказа незаконным оставлено без удовлетворения.

По мнению заявительницы, часть 2 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности, ее статьям 6 (часть 2), 19 (часть 2) и 33, поскольку позволяет органу местного самоуправления произвольно определять дату обращения гражданина в данный орган в случае, когда документы направляются гражданином по почте.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.А. Чеботаревой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

Оспариваемая заявительницей часть 2 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", связывая регистрацию обращения гражданина с моментом его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, устанавливает единый порядок регистрации для обращений, поданных гражданами лично и направляемых ими по почте. Действуя во взаимосвязи с частью 1 статьи 12 того же Федерального закона, согласно которой письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, данное законоположение выступает гарантией реализации гражданами права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Следовательно, оспариваемое законоположение как само по себе, так и во взаимосвязи с иными положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.

Разрешение же вопроса о том, с какой даты заявительница должна была быть поставлена на учет граждан, обладающих правом на бесплатное приобретение земельных участков, в том числе на основании каких нормативных правовых актов должна определяться эта дата, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чеботаревой Ирины Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН