КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 февраля 2005 г. N 50-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУЖНОГО ВОЕННОГО СУДА
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 8 СТАТЬИ 15
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя В.Г. Стрекозова, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию Восточно-Сибирского окружного военного суда вопрос о возможности принятия его запроса к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В производстве судебной коллегии по гражданским делам Восточно-Сибирского окружного военного суда находится гражданское дело по кассационной жалобе гражданина М.И. Ворона на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2004 года, отказавшего в удовлетворении его заявления об оспаривании действий командующего войсками Сибирского округа ВВ МВД Российской Федерации, выразившихся в отказе от предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья с помощью государственного жилищного сертификата с учетом права сына М.И. Ворона на дополнительную жилую площадь как инвалида I группы. Придя к выводу о том, что пункт 8 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", как не предусматривающий возможность предоставления военнослужащим субсидии на приобретение жилья с учетом права инвалида - члена семьи военнослужащего на дополнительную жилую площадь, не соответствует статьям 18, 39 (часть 1), 40 (часть 3), 41 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, суд кассационной инстанции приостановил производство по делу и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке его конституционности.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его запрос не соответствует требованиям названного Закона.
2. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. Пункт 8 статьи 15 названного Закона устанавливает, что офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
Право на получение дополнительной общей площади жилого помещения (либо дополнительной жилой площади) по своему характеру является льготой, предоставляемой, в частности, военнослужащим с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером военной службы, предусматривающей выполнение ими специфических задач обороны страны, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения военной службы.
По смыслу части второй статьи 36 и статьи 102 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", основанием к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дела по запросу суда о проверке конституционности норм закона является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемая норма, примененная или подлежащая применению в конкретном деле.
Оспариваемая Восточно-Сибирским окружным военным судом норма пункта 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не может рассматриваться как не соответствующая Конституции Российской Федерации, а потому данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
3. Одним из основных направлений реализации права на жилище военнослужащих, уволенных с военной службы, является обеспечение их в добровольном порядке государственными жилищными сертификатами - безвозмездными субсидиями на приобретение готового жилья за счет средств федерального бюджета.
Невключение в расчет размера таких субсидий, предоставляемых военнослужащим, права на дополнительную жилую площадь членов их семей, являющихся инвалидами, не может рассматриваться как ограничение их прав и свобод, поскольку в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 29 декабря 2004 года) инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вправе реализовать право на получение жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при обеспечении их государственной или муниципальной жилой площадью по договору социального найма.
Что касается требования заявителя о необходимости предоставления инвалидам - членам семей военнослужащих указанной льготы и в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих", то этот вопрос, как связанный с расширением круга получателей льгот, относится к исключительной компетенции законодателя, а не Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Восточно-Сибирского окружного военного суда, поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Г.СТРЕКОЗОВ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ