КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2007 г. N 440-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ПАНФИЛОВА ОЛЕГА ИВАНОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 14 СТАТЬИ 15
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина О.И. Панфилова,

установил:

1. Гражданин О.И. Панфилов в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действующей после введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), согласно которому обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

По мнению заявителя, названное законоположение, распространяя требование о продолжительности военной службы в качестве условия для приобретения права на обеспечение жилым помещением на военнослужащих, уволенных с военной службы в период, когда такое условие законодательством не предусматривалось, нарушает его право на жилище, противоречит принципу равенства, а потому не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 2).

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, О.И. Панфилов, проходивший с 1983 года действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР, в 1992 году был уволен в офицерском звании в связи с сокращением штатов и направлен по избранному им месту жительства на воинский учет в Орджоникидзевский районный военный комиссариат города Запорожья, где был включен в списки на первоочередное получение жилой площади в соответствии с Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 января 1960 года N 74 и от 5 марта 1963 года N 270. В городе Запорожье жилую площадь он не получал и был снят с жилищного учета в военном комиссариате в связи с изменением места жительства в 1998 году, когда вернулся в город Челябинск, откуда в 1983 году призывался на военную службу.

Глава администрации Калининского района города Челябинска письмом от 10 марта 2002 года отказал О.И. Панфилову в постановке на жилищный учет на льготных основаниях, посчитав, что действующее законодательство, регламентирующее вопросы обеспечения жильем военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, на него не распространяется. Решением Калининского районного суда города Челябинска от 26 февраля 2006 года О.И. Панфилову отказано в удовлетворении требования о признании действий главы администрации незаконными со ссылкой на то, что законодательство Российской Федерации, регулирующее статус военнослужащих, предоставляет военнослужащим - гражданам, уволенным с военной службы, право на льготное обеспечение жильем при условии, если общая продолжительность их военной службы составляет 10 лет и более. Как указал суд, продолжительность военной службы О.И. Панфилова составила более 9 лет, но менее 10 лет, а потому он не может быть обеспечен жилым помещением в льготном порядке.

2. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-I "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" предусматривалось, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР и законодательству РСФСР (пункт 2). Тем самым приоритет был отдан будущему российскому законодательству.

В сфере правового регулирования социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, в настоящее время действует Федеральный закон от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", который, так же как ранее действовавший Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих", предоставляет лицам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, право на льготное обеспечение жильем при условии, если общая продолжительность их военной службы составляет 10 лет и более; при этом обеспечение жилыми помещениями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (пункт 14 статьи 15).

После переезда из города Запорожье в город Челябинск гражданин О.И. Панфилов получил возможность встать на жилищный учет в органах местного самоуправления на общих основаниях, так как он не имел выслуги военной службы 10 календарных лет и, следовательно, льгота, предусматривавшаяся пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, на него не распространялась. В настоящее же время пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" регулирует порядок обеспечения жилыми помещениями в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, подлежащих увольнению (уволенных) после 1 января 2005 года.

Таким образом, пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" конституционное право заявителя на жилище не нарушается, а его жалоба в соответствии с требованиями статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не может быть признана допустимой.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Панфилова Олега Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ