КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2003 г. N 381-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА КОЗУЛИНА АНАТОЛИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 30
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.В. Козулина,

установил:

1. В 1996 году гражданину А.В. Козулину, более 26 лет проработавшему в городе Норильске, по достижении возраста 45 лет была назначена пенсия по старости на основании пункта "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статьи 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" эта пенсия была пересчитана с применением индивидуального коэффициента пенсионера, для определения которого отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации было учтено в размере 1,2, а на основании Федерального закона от 8 августа 2001 года "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия А.В. Козулину, как проживающему в районе Крайнего Севера, была пересмотрена с применением отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,9.

В октябре 2001 года А.В. Козулин переехал на жительство в город Саяногорск, не относящийся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В связи с вступлением с 1 января 2002 года в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске вновь пересмотрело его пенсию, исчислив ее расчетный размер с применением отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2, поскольку в соответствии с положением пункта 2 статьи 30 названного Федерального закона право на исчисление пенсии с применением повышенного размера указанного отношения (от 1,4 до 1,9) независимо от места жительства предоставлено мужчинам, достигшим 55-летнего возраста и имеющим стаж, указанный в подпункте 6 пункта 1 статьи 28 того же Федерального закона.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Козулин утверждает, что пункт 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", увязывая возможность исчисления пенсии с применением повышенного размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации независимо от места проживания пенсионера с достижением им определенного возраста, ущемляет его конституционные права.

2. Статьей 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 1 января 2002 года) устанавливалось, что за гражданами, которым пенсия по старости назначалась в соответствии со статьей 14 данного Закона в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае их выезда на новое постоянное место жительства сохранялся размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента. Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространил это право на всех лиц, проработавших не менее 15 - 20 календарных лет в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях независимо от вида назначаемой пенсии (часть первая статьи 31).

Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" был введен новый порядок исчисления пенсий - с применением индивидуального коэффициента пенсионера, для определения которого использовалось отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране в размере, не превышающем 1,2. Этот порядок не предусматривал применение районных коэффициентов. В дальнейшем с целью повышения уровня социальной защиты пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Федеральный закон "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для исчисления пенсий этих лиц с применением индивидуального коэффициента пенсионера установил повышенные размеры отношения среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране - от 1,4 до 1,9. Одновременно в качестве льготы для пенсионеров, выезжающих на постоянное жительство за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодатель предусмотрел сохранение для них указанного отношения в повышенном размере только при условии достижения ими возраста 50 и 55 лет соответственно для женщин и мужчин.

Таким образом, нормы Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и фактически воспроизведенные в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нормы Федерального закона "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривают различные льготы. Вместе с тем и те и другие льготы связаны с сохранением размера пенсии для лиц, выезжающих за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Следовательно, нет оснований утверждать, что введение в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нарушило ранее установленные федеральным законодательством права граждан, а потому жалоба гражданина А.В. Козулина, по смыслу статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не является допустимой.

В данном случае дифференциация при регулировании законодателем предельной величины отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, применяемая для исчисления пенсий в зависимости от того, в каком регионе постоянно проживает пенсионер, учитывает особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации.

3. Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" проверяет, имеется ли неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемой заявителем нормы.

Поскольку установленное пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовое регулирование, носящее ясный и однозначный характер, не допустило снижения уровня пенсионного обеспечения лиц, длительное время проработавших в "северных" регионах, какая-либо неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая норма Конституции Российской Федерации, отсутствует.

Что касается вынесенных на основании оспариваемого положения решений судов общей юрисдикции, рассматривавших дело заявителя, то проверка их законности и обоснованности возложена на соответствующие инстанции этих судов и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козулина Анатолия Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, а также поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ