КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. N 3-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ВАВИЛОВА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 23.2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ" И СТАТЕЙ 1112 И 1183
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи А.И. Бойцова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Н.И. Вавилова,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.И. Вавилов просит признать противоречащими статьям 19 (часть 1) и 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации положения статьи 23.2 "Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем" Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" во взаимосвязи со статьями 1112 "Наследство" и 1183 "Наследование невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию" ГК Российской Федерации в той мере, в какой ими ограничивается право наследников ветеранов Великой Отечественной войны на наследование предоставленной ветеранам при жизни единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также нарушается принцип равенства прав наследников ветеранов.
Как следует из представленных материалов, мать заявителя - гражданка Ф.Н. Вавилова, вдова участника Великой Отечественной войны, относившаяся к категории членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и имевшая право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Вологодской области от 25 декабря 2009 года N 2190-ОЗ "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", 14 мая 2010 года получила свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, и в тот же день ее представителем был заключен договор с ОАО "Россельхозбанк" об именном лицевом блокированном счете на срок действия данного свидетельства. Указанное право Ф.Н. Вавилова, скончавшаяся 28 мая 2010 года, реализовать не успела; 7 июня 2010 года она была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации как утратившая основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма (в связи со смертью), а денежные средства с ее именного лицевого блокированного счета были возвращены на лицевой счет управления народно-хозяйственным комплексом администрации соответствующего муниципального образования.
В удовлетворении требований Н.И. Вавилова - наследника Ф.Н. Вавиловой по завещанию о признании незаконным и подлежащим отмене распоряжения главы муниципального образования о снятии умершей матери с учета нуждающихся в жилых помещениях, как противоречащего пункту 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьям 1112 и 1183 ГК Российской Федерации, о признании действий администрации муниципального образования по отзыву с именного лицевого блокированного счета суммы единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета противоречащими статьям 3, 1112 и 1183 ГК Российской Федерации и о включении данной суммы в состав наследства решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, было отказано.
Суд указал, в частности, на невозможность применения в данном деле пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации о снятии с учета в связи с получением в установленном законом порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку денежные средства в наличной форме не выделялись; для снятия гражданина с учета по данному основанию необходимо приобретение им жилого помещения и его регистрация в нем по месту жительства, в то время как на день смерти Ф.Н. Вавилова была зарегистрирована в специальном жилом доме для одиноких престарелых граждан. Суд также сослался на то, что соглашением ОАО "Россельхозбанк" и администрации муниципального образования по обслуживанию именных лицевых блокированных счетов получателей единовременной выплаты запрещена передача свидетельства о праве на получение такой выплаты другим лицам и закреплена обязанность администрации направить в банк распоряжение о возврате денежных средств в случае смерти ее получателя и что согласно пункту 3.5 Порядка регулирования некоторых вопросов предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 29 января 2010 года N 49) именной лицевой блокированный счет закрывается при получении распоряжения о возврате денежных средств от органа местного самоуправления в случае смерти получателя единовременной выплаты.
Суд сделал вывод о том, что положения статьи 1183 ГК Российской Федерации не могут быть применены к спорным правоотношениям, поскольку предоставляемые денежные средства носят целевой характер, их невозможно снять с блокированного счета и реализовать вне рамок соглашения на строительство или приобретение жилого помещения; предоставление единовременной выплаты неразрывно связано с личностью ее получателя, направлено на обеспечение жильем его самого, а не его наследника; положения же статьи 1112 ГК Российской Федерации о наследовании имущественных прав суд не посчитал возможным применить, поскольку сделка купли-продажи жилья не состоялась и, следовательно, имущественные права по свидетельству о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не возникли, право на обеспечение жильем прекратилось со смертью адресата этой меры социальной поддержки, а само свидетельство о предоставлении выплаты передаче по наследству не подлежит.
2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и возлагая на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Законодатель в Федеральном законе "О ветеранах", установив в статье 21 меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, признал тем самым их особый статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты и в качестве одной из мер социальной поддержки предусмотрел их обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий (подпункт 4 пункта 1). При этом в статье 23.2 данного Федерального закона, определяя порядок предоставления указанной меры социальной поддержки, федеральный законодатель закрепил возможность обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по их письменным заявлениям путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (пункт 3.1).
Указанная выплата направлена на обеспечение жилым помещением по установленным стандартам лиц, имеющих право на получение этой меры социальной поддержки, к числу которых отнесены члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, и имеет целью создание именно для них условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Соответственно, по смыслу статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" в системной связи с его статьей 13, единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения связана исключительно с особым правовым статусом членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, с учетом которого законодатель устанавливает для них соответствующие меры социальной поддержки.
По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 1997 года N 13-О, от 1 декабря 2005 года N 462-О и N 521-О и др.). Это предполагает также возможность передачи осуществления части полномочий по предметам совместного ведения, которые реализовывались органами государственной власти Российской Федерации, субъектам Российской Федерации с соответствующим разграничением расходных обязательств.
В силу приведенной правовой позиции федеральный законодатель при определении в рамках реформирования системы социальной защиты конкретных форм участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации вправе - исходя из того, что социальная защита, согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - передать субъектам Российской Федерации полномочие по определению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, федеральный законодатель определил в статье 23.2 Федерального закона "О ветеранах" порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом он установил, что средства на реализацию названных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Положениями данной статьи в системной взаимосвязи с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614), был установлен специальный механизм, призванный обеспечить целевое использование указанных средств федерального бюджета на уровне субъектов Российской Федерации для адресной помощи ветеранам, в качестве конечного результата которой федеральный законодатель рассматривает только получение (приобретение) ветераном жилого помещения.
Таким образом, положения статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", регулирующие отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по поводу финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и установления порядка предоставления им жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) и единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, согласуются с конституционными предписаниями и не затрагивают права заявителя, не относящегося к категории получателей мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Что касается оспариваемых заявителем положений статьи 1112 ГК Российской Федерации о составе наследственного имущества и о правах и обязанностях, которые, как неразрывно связанные с личностью наследодателя, не входят в состав наследства, а также статьи 1183 данного Кодекса о праве проживавших совместно с умершим членов его семьи и его нетрудоспособных иждивенцев на получение сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине, то сами по себе эти законоположения направлены на материальное обеспечение указанных в ней лиц (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1827-О-О и от 17 июля 2012 года N 1363-О), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Проверка же правильности установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела Н.И. Вавилова и выбора подлежащих применению правовых норм (на что, с учетом приложенных к жалобе ссылок на решения по делам иных граждан, направлены требования заявителя) к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вавилова Николая Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН