КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2006 г. N 284-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА КАЛАЕВА ПАВЛА ДМИТРИЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ ПОДПУНКТА 1 ПУНКТА 2
СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина П.Д. Калаева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин П.Д. Калаев оспаривает конституционность Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а фактически - положения подпункта 1 пункта 2 его статьи 15, в соответствии с которым инвалидам вследствие военной травмы, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, пенсия по инвалидности назначается в размере 300 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

По мнению заявителя, названное законоположение, как не предусматривающее установление надбавки к пенсии на уход за инвалидом, которую он получал в соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 1 января 2002 года), противоречит статье 7 (часть 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей обеспечение государственной поддержки инвалидов в Российской Федерации.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял П.Д. Калаева о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Федерального конституционного закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагая на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7) и гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, - это относится к полномочиям федерального законодателя, который в целях реализации указанных конституционных положений устанавливает меры социальной защиты граждан, в том числе порядок исчисления пенсий в рамках государственного пенсионного обеспечения.

Как следует из представленных материалов, П.Д. Калаев с 1986 года является ветераном боевых действий. До 1 января 2002 года (дата вступления в силу Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") он получал пенсию, исчисленную по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", размер которой был установлен на уровне трех минимальных пенсий по старости и надбавки на уход в размере минимальной пенсии по старости, что в общей сложности составляло (185,32 x 3) + 185,32 = 741,28 рублей. Кроме того, он получал компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2000 года N 1815, размер которой составлял 100 рублей.

После введения в действие Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" размер пенсии заявителя составляет 300 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, который с учетом последней индексации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года N 165 с 1 апреля составляет 3105,27 рублей. Наряду с пенсией заявитель имеет право на ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 887 и ежемесячную денежную выплату в размере 2000 рублей (с учетом социального пакета) в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах". Общая сумма выплат составляет, таким образом, 6105,27 рублей.

Полагая, что помимо указанных выплат ему должна быть установлена специальная надбавка - для оплаты ухода за ним как инвалидом, П.Д. Калаев фактически ставит вопрос о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее правовое регулирование, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а относится к полномочиям федерального законодателя, который, осуществляя регламентацию особого, вытекающего из признания их заслуг перед Отечеством, правового статуса ветеранов боевых действий, призван обеспечивать соответствующий этому статусу уровень их социальной защищенности, создание условий для достойной жизни, почета и уважения в обществе.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калаева Павла Дмитриевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, а также поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ