КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2006 г. N 264-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ КОСАРЕВОЙ ЗОИ АНДРЕЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 6,
ЧАСТЯМИ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТАТЬИ 24 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы З.А. Косаревой,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации З.А. Косарева оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию":

части второй статьи 6, согласно которой иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

части первой статьи 24, согласно которой иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

части второй статьи 24, согласно которой лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

По мнению заявительницы, названные законоположения противоречат статье 27 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку ставят право выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в зависимость от предъявления действительных документов, удостоверяющих их личность, и действительной визы.

Как следует из представленных материалов, решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 12 октября 2004 года, оставленным кассационной инстанцией Московского городского суда без изменения, было отказано в удовлетворении заявления З.А. Косаревой и членов ее семьи об обжаловании действий паспортно-визового управления ГУВД города Москвы, отказавшего им в выдаче бланков анкет для оформления документов в связи с выездом за границу. Суд исходил из того, что имеющиеся у заявителей удостоверения лиц без гражданства не являются действительными, поскольку срок их действия истек 19 августа 2003 года, а других документов, удостоверяющих личность заявителей, при наличии которых они могли бы осуществить выезд из Российской Федерации (статьи 6 и 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"), у них не имеется. Федеральная миграционная служба письмом от 9 февраля 2006 года N МС-3/24149 разъяснила З.А. Косаревой, что для разрешения вопроса о выезде из Российской Федерации ей и членам ее семьи необходимо обратиться в суд по месту фактического проживания для установления юридического факта постоянного проживания на территории Российской Федерации не менее одного года по состоянию на 22 мая 2002 года, а затем подать заявление о выдаче вида на жительство для реализации права на свободный выезд из Российской Федерации.

2. Согласно статье 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан допустима, если этот закон затрагивает конституционные права и свободы и был применен или подлежит применению в деле заявителя.

В документах, представленных З.А. Косаревой, имеются ссылки на статью 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в целом. Между тем оспариваемая заявительницей, которая является лицом без гражданства, часть первая данной статьи адресована только иностранным гражданам. Следовательно, данная норма не могла применяться в ее деле, а жалоба в этой части не может быть признана допустимой и принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

3. Согласно Конституции Российской Федерации каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, часть 2); иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 62, часть 3); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Названным конституционным положениям корреспондируют требования норм международного права, касающихся регулирования прав и свобод человека и гражданина, в частности статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

3.1. Конституционное право каждого на свободный выезд из Российской Федерации реализуется в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", согласно части третьей статьи 6 которого лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными данным Федеральным законом для иностранных граждан, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации. Кроме того, нормативные положения, применяемые при разрешении вопросов выезда иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации, содержатся в Федеральном законе от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который определяет, что в целях данного Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (пункт 2 статьи 2).

В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (часть вторая), а получившие вид на жительство в Российской Федерации - на основании вида на жительство (часть четвертая).

При этом надлежащим документом, удостоверяющим личность лица без гражданства, проживающего на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство Российской Федерации, действующее законодательство признает вид на жительство. Это вытекает и из пункта 42 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325), устанавливающего, что лицу, проживающему на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство Российской Федерации, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

Таким образом, по смыслу статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" во взаимосвязи со статьей 10 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут выезжать из Российской Федерации при наличии визы по такому действительному документу, удостоверяющему их личность, как вид на жительство.

3.2. Из положений Конституции Российской Федерации, согласно которым регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "в"), а по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1), вытекает конституционная обязанность государства посредством мер экономического, социального и юридического характера обеспечивать условия для реализации гражданами их конституционных прав и свобод.

Регламентируя условия реализации конституционного права на свободный выезд из Российской Федерации, включая порядок выезда лиц без гражданства, законодатель может предусмотреть в федеральном законе определенные правила. Введение условия о наличии у лиц без гражданства действительных документов, удостоверяющих личность, для выезда из Российской Федерации - поскольку оно является мерой обеспечения реализации права на выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию - не может рассматриваться как не согласующееся со статьей 27 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Сама по себе необходимость получения вида на жительство лицом без гражданства, не имеющим другого постоянного места жительства, кроме Российской Федерации, не предопределяется правом на свободный выезд из Российской Федерации, поскольку возможность выезда зависит не только от волеизъявления этого лица, но и от отсутствия предусмотренных федеральным законом обстоятельств, препятствующих выезду (часть пятая статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

Закрепленные в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" условия выдачи вида на жительство, в частности такое предварительное условие, как получение разрешения на временное проживание, не могут в полной мере распространяться на лиц без гражданства, ставших таковыми вследствие прекращения гражданства Российской Федерации, поскольку эти лица проживали на территории Российской Федерации на законных основаниях в силу имевшегося у них ранее гражданства Российской Федерации, не въезжали на территорию Российской Федерации в качестве лиц без гражданства или иностранных граждан и не имели иного, помимо территории Российской Федерации, места проживания. Соответствующие факты в необходимых случаях могут быть подтверждены судом общей юрисдикции.

3.3. Таким образом, часть вторая статьи 6 и часть вторая статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", увязывающие выезд лиц без гражданства из Российской Федерации с наличием у них действительных документов, удостоверяющих их личность, не препятствуют лицу без гражданства, проживающему на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство Российской Федерации, реализовать свое право на свободный выезд из Российской Федерации после получения вида на жительство в Российской Федерации, выдаваемого уполномоченным органом по заявлению этого лица, при том что получение разрешения на временное проживание для него не требуется.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Косаревой Зои Андреевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ