КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2003 г. N 252-О

ПО ЗАПРОСУ ДУМЫ
ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 12, ПУНКТА 1
СТАТЬИ 14 И ПУНКТА 4 СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Думы Чукотского автономного округа,

установил:

1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Дума Чукотского автономного округа просит признать пункт 1 статьи 12, пункт 1 статьи 14 и пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не соответствующими статьям 1 (часть 1), 2, 18, 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

По мнению заявителя, пункт 4 его статьи 30, предусматривающий в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц календарный порядок учета суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности (трудового стажа), имевшей место до 1 января 2002 года, нарушает права лиц, в отношении которых ранее действовало льготное исчисление некоторых периодов, зачисляемых в трудовой стаж. К ним, в частности, относились периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, которые учитывались в полуторном размере. Данное правило было предусмотрено в законодательных актах, утративших силу со дня введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе в статье 94 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Заявитель обращает внимание также на то обстоятельство, что оспариваемая норма противоречит статье 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно которой трудовой стаж для назначения пенсий на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда, период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере.

Поскольку в этой части запрос Думы Чукотского автономного округа соответствует требованиям допустимости и подведомственности, закрепленным в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", он может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к производству.

2. Пункт 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке для всех категорий пенсионеров, нарушает, по мнению заявителя, конституционные права лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, в отношении которых ранее действовало льготное исчисление некоторых периодов, зачисляемых в трудовой стаж.

Между тем, как следует из содержания запроса, заявитель необоснованно отождествляет институты страхового стажа, о котором говорится, в частности, в статьях 2 и 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и общего трудового стажа (пункт 4 статьи 30 того же Федерального закона). Под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; его величина не влияет на размер трудовой пенсии. Понятие же "общий трудовой стаж" применяется для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала, а также стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии. Трудовой стаж также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан (пункты 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Таким образом, фактически заявитель оспаривает конституционность изменения порядка учета общего трудового стажа, установленного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Изложение правового обоснования позиции заявителя по вопросу о неконституционности положений статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в запросе отсутствует, не приведены статьи Конституции Российской Федерации, на соответствие которым могла бы быть проверена оспариваемая им норма. В связи с этим запрос Думы Чукотского автономного округа в части проверки конституционности пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не может быть принят к рассмотрению, поскольку по форме не отвечает требованиям, сформулированным в пункте 8 части второй статьи 37 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

3. Неконституционность пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" заявитель усматривает в том, что размер базовой части трудовой пенсии, установленный для исчисления трудовой пенсии, не подлежит увеличению на районный коэффициент для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. По мнению Думы Чукотского автономного округа, районные коэффициенты при расчете отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не являются равноценной заменой районному коэффициенту к заработной плате, который применяется при исчислении трудовых пенсий для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установил порядок расчета размера пенсии по старости, согласно которому при расчете отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (пункт второй статьи 30) для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты от 1,4 до 1,9, в то время как для всех остальных категорий пенсионеров данное отношение учитывается в размере не свыше 1,2. Установление для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, особого размера базовой части трудовой пенсии по старости путем применения к нему районного коэффициента, как предлагает заявитель, привело бы к появлению у данной категории пенсионеров еще одной, дополнительной компенсации наряду с уже предусмотренной законодателем.

Кроме того, разрешение вопроса увеличения размера базовой части трудовой пенсии посредством применения к ней районного коэффициента для какой-либо категории лиц является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они установлены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Следовательно, в этой части данный запрос также не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части второй статьи 40, частью первой статьи 42, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Принять к производству запрос Думы Чукотского автономного округа в части, касающейся проверки конституционности пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

2. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Думы Чукотского автономного округа в части, касающейся проверки конституционности пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку по форме он не отвечает требованиям пункта 8 части второй статьи 37 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

3. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Думы Чукотского автономного округа в части, касающейся проверки конституционности пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ