КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2009 г. N 241-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ЯКУБОВИЧА ВЛАДИМИРА СТАНИСЛАВОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ АБЗАЦА ПЕРВОГО
ПУНКТА 14 СТАТЬИ 15 И АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 23
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина В.С. Якубовича вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданину В.С. Якубовичу при увольнении с военной службы были предложены жилые помещения в различных городах Российской Федерации, в том числе в Московской области, от которых он отказался. Также он отказался и от получения жилищного сертификата, предложенного ему вместо названных жилых помещений. Отказ В.С. Якубовича был связан с его желанием получить жилое помещение именно в городе Москве. Между тем, как установили суды общей юрисдикции, рассматривавшие его дело, это оказалось невозможным по причине несоблюдения заявителем законодательного порядка, предусмотренного для положительного решения данного вопроса. Из представленных заявителем судебных решений также следует, что он был уволен с военной службы по собственному настоянию на основании подпункта "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.С. Якубович оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих":

абзаца первого пункта 14 статьи 15, устанавливающего, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов;

абзаца второго пункта 1 статьи 23, согласно которому военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 данного Федерального закона.

В.С. Якубович утверждает, что право военнослужащих, увольняемых с военной службы, на получение жилого помещения в избранном месте постоянного жительства должно подлежать реализации несмотря на ограничительные условия, которыми, со ссылкой на оспариваемые законоположения, руководствовались суды общей юрисдикции, рассматривавшие его дело. При этом, как указывает заявитель, данные нормы допускают увольнение военнослужащих без обеспечения жильем. В связи с этим заявитель просит признать положение абзаца первого пункта 14 статьи 15 и абзац второй пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 27 (часть 1), 40, 55 (части 2 и 3) и 59 (часть 2).

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.С. Якубовичем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд Российской Федерации ранее рассматривал вопросы, касающиеся предоставления жилых помещений военнослужащим. В Определении от 1 ноября 2007 года N 721-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель, на которого Конституцией Российской Федерации возложено решение вопросов, связанных с определением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, вправе устанавливать различные правила удовлетворения жилищных потребностей для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и для уволившихся с военной службы или имеющих право на увольнение. Военнослужащие, принявшие решение продолжить службу, обеспечиваются жилыми помещениями в общем порядке в соответствии с существующей очередностью федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а военнослужащие, уволившиеся с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, предусмотренных законом.

Таким образом, оспариваемые законоположения - с учетом правовой позиции, сформулированной в названном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, - сами по себе не содержат ограничений, делающих невозможной реализацию права военнослужащих, увольняемых с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями. Не предполагают они и увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения военнослужащих без их согласия. Напротив, данные нормы создают условия для реализации жилищных прав военнослужащих в различных формах, предусмотренных законом, а также их права на труд путем прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает соблюдение военнослужащими порядка, определенного законодательством. Следовательно, нет оснований полагать, что оспариваемые заявителем законоположения нарушают его конституционные права.

Проверка же законности и обоснованности увольнения В.С. Якубовича с военной службы, а также исследование вопроса о том, был ли им соблюден установленный порядок, позволяющий получить жилое помещение в избранном им месте постоянного жительства, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Якубовича Владимира Станиславовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С.ХОХРЯКОВА