КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2012 г. N 1993-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ ГРЕЧИШКИНОЙ АЛЕВТИНЫ ФЕДОРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 14 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН,
ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ
КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи В.Г. Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки А.Ф. Гречишкиной,

установил:

1. Гражданка А.Ф. Гречишкина, вдова умершего 19 ноября 2009 года Н.Н. Гречишкина - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, чья смерть, согласно заключению Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, была вызвана заболеванием, связанным с воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которая распространяет отдельные меры социальной поддержки (включая предусмотренную пунктом 15 ее части первой ежемесячную денежную компенсацию) на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов-чернобыльцев.

Как следует из представленных материалов, А.Ф. Гречишкина обратилась в Управление социальной защиты населения в городе Кирове за назначением указанной ежемесячной денежной компенсации в максимальном размере (5000 руб., а с 1 января 2012 года с учетом индексации - 13 980,12 руб.), поскольку полагала, что она, как единственный иждивенец умершего кормильца, имеет право на такую компенсацию в силу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - одновременно с ежемесячной денежной суммой в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, которую с 23 марта 2010 года она получает на основании части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (согласно информации Департамента социального развития Кировской области, размер данной выплаты с 1 января 2012 года составляет 5731,85 руб.).

Отказ Управления социальной защиты населения в городе Кирове, мотивированный тем, что ее муж при жизни не был признан инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы и не имел права на данную выплату, А.Ф. Гречишкина обжаловала в Ленинский районный суд города Кирова, который своим решением от 19 сентября 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 20 октября 2011 года, отказал в удовлетворении ее требований. Судья Верховного Суда Российской Федерации определением от 13 декабря 2011 года отказал в передаче ее надзорной жалобы для рассмотрения в заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, а заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации не усмотрел оснований не согласиться с этим определением.

По мнению заявительницы, неопределенность оспариваемого законоположения, предоставляющего членам семей граждан, умерших вследствие заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, право на ежемесячную денежную компенсацию, но при этом не устанавливающего размер такой компенсации для указанной категории граждан, позволяет правоприменительным органам отказывать им в назначении соответствующих выплат, что противоречит статьям 7, 19, 35 (части 2 и 3), 39 (части 1 и 2) и 42 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, А.Ф. Гречишкина полагает, что размер указанной ежемесячной денежной компенсации должен определяться исходя из размера такой компенсации, установленного для инвалидов I группы, как это предусмотрено Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" для членов семей военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, погибших или умерших при исполнении им обязанностей военной службы, умерших вследствие военной травмы.

2. Статья 42 Конституции Российской Федерации предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Признание данного права и обеспечение его реализации, по смыслу статей 1, 2, 7, 18, 19 и 53 Конституции Российской Федерации, составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П и от 20 декабря 2010 года N 21-П).

Реализуя названную обязанность в отношении граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело возмещение вреда и меры социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации в связи с чернобыльской катастрофой. Так, в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлены несколько категорий граждан, которым предоставлено право на возмещение вреда и меры социальной поддержки. В их числе - граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, для которых установлен наиболее широкий перечень таких мер.

Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" некоторые меры социальной поддержки, предусмотренные для названных категорий граждан, в случае их смерти распространяются на членов их семей. Семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, пользуются правом на однократное обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации (если они нуждаются в улучшении жилищных условий); оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации); оплату в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы; преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации; внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы), внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта; внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении; ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей; преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов, а также ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда (пункты 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Таким образом, членам семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев предоставляются различные виды денежных выплат и устанавливаемые в дополнение к ним меры социальной поддержки, направленные на создание наиболее благоприятных (льготных) условий реализации некоторых прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере жилищно-коммунального и социального обслуживания. Их право на перечисленные меры социальной поддержки обусловлено наличием у их кормильца особого правового статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Если умерший кормилец имел статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, то, по смыслу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", основанием для предоставления мер социальной поддержки его семье является смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года N 1085-О-П), независимо от причины смерти данного лица. При этом названная норма обусловливает предоставление мер социальной поддержки членам семей инвалидов-чернобыльцев наличием у умершего кормильца права на такие меры социальной поддержки. Следовательно, предоставление мер социальной поддержки членам семей инвалидов, на которых распространялись такие меры, направлено на сохранение для семей, потерявших кормильца из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию, обеспеченных им при жизни кормильца условий доступности социально значимых благ и услуг.

Соответственно, размер ежемесячной денежной компенсации, устанавливаемой нетрудоспособным членам семей граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, определяется исходя из размера ежемесячной денежной компенсации, установленного для инвалидов соответствующей группы на момент возникновения права на данную выплату у членов семьи умершего инвалида-чернобыльца.

3. В отличие от членов семей инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, кормильцы которых при жизни имели право на получение соответствующих мер социальной поддержки, часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", распространяя на членов семей граждан, умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующие меры социальной поддержки, не обусловливает их предоставление наличием у умершего кормильца права на аналогичные меры социальной поддержки.

Кроме того, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не обладают правом на возмещение вреда посредством ежемесячных денежных компенсаций (за исключением граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах, которым в случае утраты трудоспособности, не повлекшей установление инвалидности, согласно пункту 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, в размере 250 руб. (с 1 января 2012 года с учетом индексации - 699,02 руб.) независимо от степени утраты трудоспособности), хотя ряд мер социальной поддержки, предусмотренных частью первой статьи 14 названного Закона, может им предоставляться на основании его статьи 15.

Еще одно отличие социальной защиты членов семей граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, в сравнении с членами семей инвалидов- чернобыльцев - то, что основанием для возникновения у них права на возмещение вреда и меры социальной поддержки является установление причинной связи смерти кормильца с воздействием радиационных факторов (пункт 6 и подпункт "в" пункта 11 Разъяснения N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2001 года N 83).

В связи с тем, что право членов семьи гражданина, умершего вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда возникает безотносительно к наличию такого права у умершего кормильца, исключается возможность применения способа определения размеров таких выплат, установленного частью второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применительно к инвалидам-чернобыльцам и членам их семей.

Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 июня 2011 года N 842-О-О, распространение в части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" права на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой данной статьи (наряду с иными мерами социальной поддержки), на семьи, которые потеряли кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, означает, что законодатель исходил из необходимости обеспечить указанным гражданам право на возмещение вреда, причиненного смертью пострадавшего вследствие воздействия радиации кормильца, посредством ежемесячных выплат, как и в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием на равных условиях с членами семей умерших инвалидов-чернобыльцев.

Сохранение для членов семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, прежнего порядка определения ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда на основании части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленной на осуществление регулирования соответствующих отношений в условиях переходного периода (до определения размера ежемесячной денежной компенсации для членов семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, непосредственно в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), имело целью создание правового механизма реализации права названной категории граждан на получение ежемесячной денежной компенсации на период отсутствия в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" положений, закрепляющих для них порядок исчисления размера ежемесячной денежной компенсации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 года N 842-О-О).

Следовательно, ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и ежемесячная денежная сумма, установленная частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", представляют собой идентичные по правовой природе выплаты и направлены на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предоставляющая членам семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 ее части первой, действует применительно к данной категории граждан в системной связи с частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой им выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

При таких обстоятельствах нет оснований утверждать, что в оспариваемой заявительницей части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеется неопределенность применительно к установлению оснований и условий возникновения у граждан, кормилец которых умер вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, права на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, а также способа исчисления размера данной выплаты.

Разрешение же вопроса об установлении для членов семей умерших инвалидов-чернобыльцев и членов семей граждан, умерших вследствие радиационно обусловленных заболеваний, одинаковых размеров ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, подвергшегося воздействию радиации, является прерогативой законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гречишкиной Алевтины Федоровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН