КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2012 г. N 1479-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ
"ТРОЙКА ДИАЛОГ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
СТАТЬЯМИ 24 И 25 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию ЗАО "Управляющая компания "Тройка Диалог" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций, были удовлетворены исковые требования негосударственного пенсионного фонда "С." к ЗАО "Управляющая компания "Тройка Диалог" о взыскании невозвращенной части суммы, переданной ответчику по договору доверительного управления средствами пенсионных резервов, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. При этом арбитражный суд указал, что приобретение в процессе исполнения обязательств по данному договору неликвидных ценных бумаг не может быть признано надлежащим исполнением ответчиком договорных обязательств.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ЗАО "Управляющая компания "Тройка Диалог" просит признать противоречащими Конституции Российской Федерации, ее статьям 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3), положения статей 24 "Принципы размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений" и 25 "Управление пенсионными резервами и инвестирование средств пенсионных накоплений" Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", искажающие, по мнению заявителя, сущность отношений по доверительному управлению ценными бумагами, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, на управляющие компании по итогам доверительного управления возлагается обязанность возместить из собственных средств негосударственным пенсионным фондам разницу между стоимостью переданных в доверительное управление и возвращенных фонду средств пенсионных резервов - независимо от возможной потери стоимости активов в связи с изменением конъюнктуры рынка ценных бумаг, добросовестности управляющей компании при исполнении договора, а также без учета особо рискового характера деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин (объединение граждан) вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если этим законом затрагиваются его конституционные права и свободы и если оспариваемый закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.

Между тем приложенными к жалобе материалами не подтверждается применение ряда положений пункта 1, а также пункта 2 статьи 24, ряда положений пунктов 1 и 2, а также пунктов 5, 6, 8 и 9 статьи 25 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", в связи с чем в указанной части данная жалоба не отвечает критериям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.

2.2. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (статья 3) под пенсионными резервами понимает совокупность средств, находящихся в собственности негосударственного пенсионного фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами (договорами негосударственного пенсионного обеспечения); в силу такого договора вкладчик фонда обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, который, в свою очередь, обязуется регулярно выплачивать участнику (участникам) фонда - физическим лицам денежные средства (негосударственную пенсию).

Деятельность негосударственного пенсионного фонда как некоммерческой организации социального обеспечения особой организационно-правовой формы по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения предполагает аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда (пункты 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах").

В силу пункта 2 статьи 13 "Права и обязанности вкладчиков, участников, застрахованных лиц и страхователей" данного Федерального закона вкладчики вправе требовать от фонда, в частности, исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме, а пункт 3 той же статьи закрепляет ряд прав участников, включая право требовать от фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора и право получать при возникновении пенсионного основания негосударственную пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, условиями пенсионного договора, правилами фонда и выбранной пенсионной схемой. Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы, требования по формированию состава и структуры которых, а также порядок размещения средств пенсионных резервов и порядок осуществления контроля за их размещением устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 1, пункты 2 и 3 статьи 18, пункты 5 и 9 статьи 25 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах"; Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2007 года N 63).

Соответственно, положения пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", закрепляющие в числе принципов размещения средств пенсионных фондов обеспечение сохранности указанных средств, обеспечение доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей; учет надежности ценных бумаг; профессиональное управление инвестиционным процессом, и положения пунктов 1 и 2 его статьи 25, в силу которых в целях, в частности, сохранения средств пенсионных резервов в интересах участников, негосударственные пенсионные фонды вправе размещать средства пенсионных резервов, сформированные в соответствии с пенсионными правилами фонда, в том числе через управляющую компанию (управляющие компании), прямо направлены на обеспечение прав и законных интересов таких участников и не могут рассматриваться как противоречащие статьям 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2, 7 (часть 1), 17 (часть 3), 18, 39 (часть 3) и 55 (часть 3).

2.3. Определяя инвестиционную стратегию размещения средств пенсионных резервов, негосударственный пенсионный фонд вправе передать средства пенсионных резервов управляющей компании по договору доверительного управления, обязательные условия которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 8, пункты 1 и 7 статьи 25 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", раздел III "Порядок размещения средств пенсионных резервов фонда" Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением). К числу таких обязательных условий относится, в частности, обязательство управляющей компании способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечить возврат переданных ей фондом средств пенсионных резервов (пункты 2 и 7 Условий договора о размещении пенсионных резервов, заключаемого негосударственным пенсионным фондом и управляющей компанией, утвержденных приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 1999 года N 134).

Тем самым законодатель закрепил условия, направленные на реализацию функции негосударственного пенсионного фонда по выплате в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения негосударственных пенсий участникам фонда - физическим лицам.

При таких обстоятельствах оспариваемые положения пунктов 3, 4 и 7 статьи 25 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", содержащие ряд требований к управляющей компании в случае добровольного принятия ею на договорной основе обязательств по доверительному управлению средствами пенсионных резервов, направленные на исполнение фондом возложенных на него данным Федеральным законом обязанностей в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и тем самым - на реализацию конституционных положений о поощрении дополнительных форм социального обеспечения, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, указанные в жалобе.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Тройка Диалог", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН