КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2000 г. N 134-О

ПО ЗАПРОСУ ВОЕННОГО СУДА -
ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 63028 О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
АБЗАЦА ТРЕТЬЕГО ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ,
ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.И. Тиунова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса военного суда - войсковая часть 63028,

установил:

1. В производстве военного суда - войсковая часть 63028 находится дело по жалобе гражданки Российской Федерации А.И. Леухиной, проходящей военную службу по контракту в воинском формировании Российской Федерации, дислоцированном на территории Азербайджанской Республики, на отказ органа военного управления в выплате ей ежемесячного пособия на проживающих с нею двух несовершеннолетних детей. Отказ был мотивирован невозможностью применения в ее деле положения абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции от 21 июля 1998 года), поскольку отсутствует международный договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, регламентирующий выплату ежемесячных пособий на детей военнослужащим Российской Федерации, проходящим военную службу на территории Азербайджанской Республики.

В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации военный суд оспаривает конституционность указанного положения, предусматривающего, что действие данного Закона распространяется на граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

По мнению заявителя, оспариваемой нормой закреплена недопустимая дифференциация условий реализации права на получение государственного пособия на детей военнослужащих воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, - в зависимости от наличия или отсутствия международного договора Российской Федерации и места исполнения такими гражданами воинской обязанности, что не соответствует статьям 18, 19 (часть 2), 38 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Страны, входящие в Содружество Независимых Государств (в том числе Азербайджанская Республика), 9 сентября 1994 года подписали Соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов, которое вступило в силу 12 апреля 1995 года.

Согласно части второй статьи 3 Соглашения социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной Стороны, находящихся на территории другой Стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований. Однако поскольку Азербайджанская Республика не сдала депозитарию уведомление, подтверждающее согласно статье 12 названного Соглашения выполнение ею необходимых внутригосударственных процедур, между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой это Соглашение не действует.

3. В конкретизирующем оспариваемую норму Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года N 883, с последующими изменениями и дополнениями), принятом во исполнение Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", указано, что граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту на территориях иностранных государств, имеют право на назначение и получение государственных пособий на детей лишь в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Аналогично эта норма понимается и Министерством труда и социального развития Российской Федерации (Департамент по делам семьи, женщин, детей и молодежи), что подтверждается в письме N 757-14 от 25 апреля 2000 года, направленном в адрес Конституционного Суда Российской Федерации.

Подобное истолкование абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" - как официальное, так и даваемое различными правоприменителями - фактически привело к тому, что реализация гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту, права на назначение и получение государственных пособий на детей ставится в зависимость от наличия международного договора Российской Федерации, касающегося социальной защиты детей, что, по сути, является недопустимым ограничением указанного права.

4. Выявляя реальное содержание оспариваемой нормы, следует учитывать, что целями, на достижение которых направлен Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", являются установление для проживающих в Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единой системы государственных пособий и обеспечение при помощи этой системы гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства (преамбула).

Таким образом, государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в статьях 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом (статья 39, части 1 и 2).

Особый правовой статус, которым обладают военнослужащие, обусловлен необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества, закрепленных в статье 59 Конституции Российской Федерации. В силу этого, независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами), военнослужащие должны считаться проживающими в Российской Федерации, и, следовательно, они вправе - при прочих равных условиях - получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания.

Кроме того, конституционно - правовой смысл абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" должен определяться исходя из требований статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, согласно которой правила международного договора Российской Федерации применяются в том случае, если эти правила иные, нежели предусмотренные законом. Поскольку международные обязательства, зафиксированные в Соглашении о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов, в отношениях между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой не действуют, то применительно к соответствующей категории военнослужащих действуют правила, установленные Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" абзац третий части первой статьи 1 Федерального закона от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции от 21 июля 1998 года) должен применяться всеми правоприменителями в соответствии с его конституционно - правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении.

2. Признать запрос военного суда - войсковая часть 63028 не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного в нем вопроса в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" не требуется вынесения предусмотренного его статьей 71 итогового решения в виде постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Военному суду - войсковая часть 63028 надлежит разрешить дело гражданки А.И. Леухиной с учетом конституционно - правового смысла абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", выявленного в настоящем Определении.

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации