КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2010 г. N 1318-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ХОРУЖЕВСКОГО КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ АБЗАЦА
ВТОРОГО ПУНКТА 1 СТАТЬИ 23 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина К.В. Хоружевского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин К.В. Хоружевский просит признать противоречащим статьям 1 (часть 1), 2, 7, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 27 (часть 1), 37 (части 1, 3), 40 (части 1, 3), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 1) Конституции Российской Федерации положение абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Как следует из представленных материалов, К.В. Хоружевскому, проходившему военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с 1978 по 2006 год, в период прохождения службы на Черноморском флоте за счет средств Министерства обороны Российской Федерации была предоставлена квартира в городе Севастополе. В 1997 году заявитель приватизировал данную квартиру; соответствующее решение уполномоченного органа не оспаривалось.

В 2001 году в связи с организационно-штатными мероприятиями заявитель был переведен для прохождения военной службы в город Санкт-Петербург, а 1 июня 2005 года - подал рапорт о досрочном увольнении с военной службы по состоянию здоровья и об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением по последнему месту службы. Жилое помещение заявителю предоставлено не было.

Решением от 14 апреля 2006 года 224 гарнизонный военный суд обязал военное командование, в подчинении которого находился К.В. Хоружевский, обеспечить его жилым помещением для постоянного проживания во внеочередном порядке. Кассационным определением Балтийского флотского военного суда от 18 мая 2006 года решение суда первой инстанции отменено и в удовлетворении требований заявителя отказано. Определением судьи Балтийского флотского военного суда от 26 февраля 2007 года, оставленным без изменения определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2007 года, в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции также было отказано.

По мнению заявителя, оспариваемое положение абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в системной связи с иными нормативными положениями, регулирующими отношения в сфере обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, - нарушает его конституционные права, поскольку не предполагает обязательного обеспечения военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы по состоянию здоровья, жилыми помещениями по месту прохождения военной службы при наличии у них в собственности жилого помещения за пределами Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные К.В. Хоружевским материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Оспариваемое заявителем положение абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" содержит запрет на увольнение с военной службы без их согласия граждан, продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений и как таковое критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий не устанавливает.

Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 1 ноября 2007 года N 721-О-О, федеральный законодатель, на которого Конституцией Российской Федерации возложено решение вопросов, связанных с определением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, вправе устанавливать различные правила удовлетворения жилищных потребностей для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и для уволившихся с военной службы или имеющих право на увольнение. Военнослужащие, принявшие решение продолжить службу, обеспечиваются жилыми помещениями в общем порядке в соответствии с существующей очередностью федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а военнослужащие, уволившиеся с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, предусмотренных законом.

При этом само по себе установление законодателем нескольких форм реализации права на жилище, когда гражданин, выбрав по собственному волеизъявлению одну из них, утрачивает возможность повторно реализовать указанное право в другой из этих форм, не может рассматриваться как нарушающее конституционные и права и свободы граждан.

Таким образом, оспариваемое законоположение ни само по себе, ни во взаимосвязи с другими законоположениями не содержит ограничений, делающих невозможной реализацию права военнослужащих, увольняемых с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями.

Проверка же законности и обоснованности судебных решений, вынесенных в отношении заявителя (в том числе в части отказа в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания по причине наличия у заявителя в собственности жилого помещения за пределами Российской Федерации), не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хоружевского Константина Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН