IV. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами, транспортными средствами и подконтрольными товарами на таможенной границе Союза

IV. Осуществление государственного
санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами,
транспортными средствами и подконтрольными товарами
на таможенной границе Союза

7. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, подвергают санитарно-карантинному контролю транспортные средства, а также лиц по прибытии (убытии) на таможенную территорию (с территории) Союза при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Рисками возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:

- прибытие (убытие) транспортного средства из стран (в страну), имеющих зараженные болезнями районы, и из стран, имеющих районы химических и радиационных аварий (в соответствии с перечнями стран по информации Всемирной Организации Здравоохранения (далее - ВОЗ));

- несообщение в установленном порядке предварительной информации об отсутствии на борту воздушного или морского (речного) судна лиц с подозрением на болезнь, требующей проведения мероприятий по санитарной охране территории согласно Приложению N 2 (далее - болезнь);

- наличие на транспортном средстве лиц, прибывших международным рейсом из стран, имеющих зараженные болезнями районы, или прибывших из таких стран в пределах инкубационного периода;

- выявление в ходе ранее осуществленного санитарно-карантинного контроля нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на транспортном средстве, осуществляющем международные перевозки;

- международные почтовые отправления с нарушенной целостностью, содержащие белье, одежду, постельные принадлежности или иные предметы хозяйственного обихода, посуду, игрушки, бывшие в употреблении, и которые поступили из стран, имеющих зараженные районы, или из зон эпидемий;

- поступление информации о наличии на транспортном средстве лиц с подозрением на болезнь;

- наличие грызунов или следов их пребывания в транспортном средстве;

- наличие насекомых в транспортном средстве, которое прибыло из стран, имеющих зараженные районы, или из зон эпидемий;

- установление факта перемещения транспортного средства, подконтрольных товаров с повышенным радиационным фоном.

8. Санитарно-карантинный контроль за прибывающими (убывающими) транспортными средствами на таможенную территорию (с территории) Союза включает:

- оценку информации, получаемой от экипажа (командира или ответственного члена экипажа) воздушного, морского (речного) судна, до его прибытия, согласно санитарной части общей декларации самолета, морской медико-санитарной декларации морских (речных) судов;

- проверку санитарной части общей декларации воздушного судна, морской медико-санитарной декларации морских (речных) судов, свидетельства о прохождении морским (речным) судном санитарного контроля, свидетельства об освобождении морского (речного) судна от санитарного контроля, санитарного и рейсового журналов на железнодорожном транспорте, при необходимости - международных свидетельств о вакцинации;

- проверку журналов регистрации обращений за медицинской помощью на пассажирских морских (речных) судах;

- визуальный осмотр транспортных средств, пересекающих таможенную границу Союза, опрос членов экипажа, поездных бригад, водителей автотранспорта, пассажиров.

9. Транспортные средства, контейнеры, лихтеры, багаж пассажиров, подконтрольные товары, прибывшие из зараженных районов, при наличии эпидемиологических показаний (наличие насекомых, грызунов или следов их пребывания), подвергаются дезинфекции, дезинсекции и (или) дератизации.

10. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, по запросу командира или ответственного члена экипажа воздушного, морского (речного) судна, начальника поезда, водителя автотранспортного средства, делают отметку в транспортных и (или) путевых документах о применении к транспортному средству санитарных мер.

11. В целях предупреждения завоза инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) на таможенную территорию Союза должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, в соответствии со своей компетенцией проводят:

- опрос (анкетирование) прибывших в пункты пропуска членов экипажа, работников поездных и локомотивных бригад, водителей автотранспорта и пассажиров о состоянии их здоровья;

- термометрию членов экипажа, работников локомотивных бригад, водителей автотранспорта и пассажиров (по эпидемиологическим показаниям и при наличии жалоб);

- организацию медицинского осмотра при наличии жалоб на состояние здоровья;

- санитарный досмотр транспортного средства (пищеблока, систем водоснабжения, систем сбора и удаления всех видов отходов), а также досмотр на наличие носителей и переносчиков инфекции (насекомых, грызунов или следов их пребывания).

12. В случае наличия на транспортном средстве больного (больных) или лиц с подозрением на болезнь, на основании предписаний должностных лиц уполномоченных органов государств-членов морские (речные) суда направляются в соответствии с законодательством государства-члена к санитарному (карантинному) причалу, воздушные суда - на санитарную стоянку, поезда - в санитарный железнодорожный тупик (путь), автотранспорт - на санитарную площадку для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий.

При наличии переносчиков инфекций, живых или павших грызунов, должностные лица уполномоченных органов государств-членов организуют или выдают предписание на проведение дезинфекционных, дезинсекционных и (или) дератизационных мероприятий.

13. Санитарно-противоэпидемические мероприятия, предписанные транспортному (перевозочному) средству, грузам и в отношении больных болезнями (подозрительных на болезни), начинаются немедленно, осуществляются и завершаются без задержек и дискриминации в объеме, не превышающем требования Международных медико-санитарных правил (2005 года) и санитарно-эпидемиологического законодательства государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, согласно Приложению N 3.

14. Санитарно-карантинный контроль подконтрольных товаров на таможенной границе Союза включает:

- проверку наличия государственной регистрации подконтрольных товаров, подлежащих государственной регистрации, и их соответствия транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам;

- осмотр, организацию отбора (отбор) проб подконтрольных товаров для проведения оценки в случаях, указанных в пункте 22 настоящего Порядка;

- участие (по обращению органов, выполняющих контрольно-надзорные функции) в проверке транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов, осмотр, организация отбора (отбор) проб для оценки подконтрольных товаров.

15. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, подвергают осмотру подконтрольные товары, прибывшие на таможенную территорию Союза, при наличии следующих санитарно-эпидемиологических показаний:

- поступление информации о прибытии подконтрольных товаров, не соответствующих актам Комиссии;

- наличие информации о несоответствии подконтрольных товаров заявленным в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах;

- выявление нарушений условий транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров, повреждение упаковки.

16. Перемещение подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, через таможенную границу Союза допускается только в определенных государствами-членами пунктах пропуска, открытых для международных сообщений, где осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль).

17. Ввоз подконтрольных товаров, подлежащих государственной регистрации, на таможенную территорию Союза осуществляется при наличии такой регистрации.

В качестве подтверждения наличия государственной регистрации подконтрольных товаров используется один из следующих документов (сведений):

свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров или его копия, заверенная в порядке, установленном актом Комиссии;

выписка из единого реестра свидетельств о государственной регистрации продукции, выданная уполномоченными органами, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации подконтрольных товаров, наименования этих товаров, изготовителя (производителя), получателя и органа, выдавшего свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров;

свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров в виде электронного документа;

наличие в едином реестре свидетельств о государственной регистрации продукции, опубликованном на информационном портале Союза, или в национальных реестрах свидетельств о государственной регистрации продукции государств-членов сведений о свидетельстве о государственной регистрации подконтрольных товаров, сведения о котором указаны в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, в иной сопроводительной документации, на товаре и (или) его потребительской таре.

Основанием для отнесения подконтрольных товаров к товарам, указанным в разделах II и III Единого перечня товаров, или к товарам, в отношении которых техническими регламентами Союза предусмотрена оценка соответствия в форме государственной регистрации, при их ввозе на таможенную территорию Союза и обращении на такой территории служат сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах или в информационном письме изготовителя (производителя) подконтрольных товаров и подтверждающие указанную в разделах II и III Единого перечня товаров или соответствующих технических регламентах Союза область применения подконтрольных товаров.

Юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании подконтрольные товары, ввозимые по товарно-сопроводительным документам с отметкой "образцы продукции, предназначенные для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы с целью оформления свидетельства о государственной регистрации", обязаны обеспечить недопущение обращения указанных подконтрольных товаров на таможенной территории Союза до оформления свидетельства о государственной регистрации этих товаров.

18. Подконтрольные товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, должны соответствовать актам Комиссии.

19. На таможенную территорию Союза допускается ввоз подконтрольных товаров без государственной регистрации при наличии в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах сведений о том, что ввозимый товар относится к товарам, перечисленным в разделе III Единого перечня товаров.

Абзац исключен. - Решение Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 432.

20. В пунктах пропуска должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проводят в пределах своей компетенции проверку наличия государственной регистрации подконтрольных товаров, транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов на подконтрольные товары, подлежащие государственной регистрации, и при установлении их соответствия требованиям, установленным пунктами 17 или 19 настоящего Порядка, проставляют штамп "Ввоз разрешен" с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи в одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов, а также делают отметку личной номерной печатью.

Проставление штампа "Ввоз разрешен" не требуется после введения в действие интегрированной информационной системы Союза, позволяющей осуществлять контроль наличия государственной регистрации подконтрольных товаров и их соответствие транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам.

21. В соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов контроль за наличием государственной регистрации подконтрольных товаров, подлежащих государственной регистрации и ввозимых на таможенную территорию Союза, может быть возложен на иные уполномоченные органы в соответствии с законодательством государств-членов.

22. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, организуют проведение оценки подконтрольных товаров в следующих случаях:

- нарушение условий транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров и т.п.;

- повреждение упаковки;

- прибытие товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиоактивных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов; опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;

- поступление информации о несоответствии подконтрольных товаров актам Комиссии;

- наличие информации о несоответствии подконтрольных товаров заявленным в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах;

- введение уполномоченными органами временных санитарных мер;

- принятие уполномоченными органами решения по результатам проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля).

На период проведения оценки подконтрольных товаров решение об их размещении принимается совместно с таможенными органами.

По результатам оценки подконтрольного товара должностным лицом, осуществляющим санитарно-карантинный контроль, принимается решение о разрешении или запрещении ввоза на таможенную территорию Союза данного подконтрольного товара.

Должностное лицо, осуществляющее санитарно-карантинный контроль и принявшее решение о разрешении ввоза на таможенную территорию Союза подконтрольного товара, не подлежащего государственной регистрации, в отношении которого одним из государств-членов введены временные санитарные меры, проставляет штамп "Ввоз разрешен" с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи в одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов, а также делает отметку личной номерной печатью.

Должностное лицо, осуществляющее санитарно-карантинный контроль и принявшее решение о запрещении ввоза на таможенную территорию Союза подконтрольного товара, не подлежащего государственной регистрации, в отношении которого одним из государств-членов введены временные санитарные меры, проставляет штамп "Ввоз запрещен" с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи в одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов, а также делает отметку личной номерной печатью.

23. При установлении несоответствия подконтрольных товаров требованиям, перечисленным в пункте 17 или 19 настоящего Порядка, и (или) актам Комиссии должностными лицами, осуществляющими санитарно-карантинный контроль, не допускается ввоз таких подконтрольных товаров, о чем уведомляется перевозчик (грузоотправитель) в письменной форме согласно Приложению N 5.

В одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проставляют штамп "Ввоз запрещен" с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи, а также делают отметку личной номерной печатью.

24. Подконтрольные товары, в отношении которых принято решение о запрещении ввоза на таможенную территорию Союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Союза, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств-членов.

Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств-членов.

25. В случае невозможности вывоза подконтрольных товаров, не соответствующих актам Комиссии, или неосуществления их немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию с целью уничтожения или иного использования в соответствии с законодательством государств-членов.

26. Территориальное подразделение уполномоченного органа государства-члена, выявившее несоответствие подконтрольных товаров актам Комиссии, немедленно направляет информацию о запрете (приостановлении) их ввоза в адрес руководителя (его заместителя) уполномоченного органа своего государства-члена.

Руководитель (его заместитель) уполномоченного органа государства-члена, выявившей несоответствие, доводит информацию о запрете до руководителей (их заместителей) уполномоченных органов других государств-членов и обеспечивает немедленное внесение ее в интегрированную информационную систему Союза.

Абзац утратил силу. - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 82.