3. Подготовка и оформление международных актов (международных договоров и актов международного характера, не являющихся международными договорами), преддоговорных и сопроводительных документов

3. Подготовка и оформление международных актов
(международных договоров и актов международного характера,
не являющихся международными договорами), преддоговорных
и сопроводительных документов

Международные договоры

152. Подготовка в Комиссии проектов международных договоров, заключаемых в рамках Союза, и их оформление осуществляются в соответствии с положениями Договора о Союзе, Регламента, с учетом требований Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, Руководства по международным договорам, подготовленного Договорной секцией Управления по правовым вопросам Организации Объединенных Наций, и настоящих Правил, сложившейся международной договорной практикой.

Подготовка и оформление проектов международных договоров Союза с третьей стороной осуществляются в соответствии с положениями Договора о Союзе, международного договора, определяющего в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Договора о Союзе вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной, Регламента, с учетом требований Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 года, сложившейся международной договорной практики, Руководства по международным договорам, подготовленного Договорной секцией Управления по правовым вопросам Организации Объединенных Наций.

153. Подготовку проектов международных договоров, заключаемых в рамках Союза (далее в настоящем подразделе - международные договоры), осуществляют департаменты Комиссии.

Международные договоры оформляются с соблюдением требований согласно приложению N 11.

154. Подготовленный департаментом Комиссии с участием представителей уполномоченных органов государств-членов и завизированный в установленном настоящими Правилами порядке проект международного договора до направления на внутригосударственное согласование представляется в Правовой департамент для проведения правовой экспертизы и правового редактирования.

155. Поступивший в Комиссию от государства-члена проект международного договора направляется для рассмотрения в департамент Комиссии, в компетенцию которого входят вопросы, затрагиваемые в проекте международного договора.

156. Департамент Комиссии направляет другим государствам-членам проект международного договора для проработки.

Поступившие в Комиссию замечания и предложения по проекту международного договора направляются другим государствам-членам.

Департамент Комиссии осуществляет доработку проекта международного договора с учетом полученных от государств-членов замечаний и предложений.

157. По результатам доработки завизированный в установленном порядке проект международного договора представляется департаментом Комиссии в Правовой департамент для проведения правовой экспертизы и правового редактирования в составе комплекта документов и материалов к заседанию Коллегии, включающего проект распоряжения Коллегии об одобрении проекта международного договора и направлении его на внутригосударственное согласование.

158. Срок проведения правовой экспертизы и правового редактирования проекта международного договора составляет 7 рабочих дней, если больший срок не определен в поручении (резолюции) Председателя Коллегии.

159. Проект международного договора, доработанный по результатам правовой экспертизы и правового редактирования, визируется в установленном настоящими Правилами порядке и представляется на рассмотрение Коллегии.

160. После одобрения Коллегией проект международного договора направляется на внутригосударственное согласование.

161. Ответственный департамент осуществляет доработку проекта международного договора по результатам внутригосударственного согласования и представляет его в Правовой департамент для проведения правовой экспертизы и правового редактирования в составе комплекта документов и материалов к заседанию Коллегии, включающего проект распоряжения Совета об одобрении проекта международного договора и направлении его для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для подписания международного договора.

162. Доработанный по результатам внутригосударственного согласования, повторной правовой экспертизы и правового редактирования проект международного договора выносится на рассмотрение Совета. В случае одобрения Советом проекта международного договора он направляется для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания.

163. Ответственный департамент обеспечивает подготовку проекта международного договора, в отношении которого государствами-членами проведены внутригосударственные процедуры, к подписанию.

164. В подготовленном к подписанию проекте международного договора не оговоренные государствами-членами изменения его текста не допускаются.

165. Подписание международного договора организуется Департаментом протокола и организационного обеспечения.

При представлении международного договора для подписания лицу, уполномоченному на его подписание, в папку помещается проект международного договора, парафированный в установленном порядке уполномоченными представителями договаривающихся сторон.

166. Подписание международного договора в рабочем порядке (без проведения протокольной встречи лиц, уполномоченных на подписание международного договора) организуется Правовым департаментом.

Для обеспечения подписания международного договора в рабочем порядке международный договор препровождается вербальной нотой в адрес министерств иностранных дел государств-членов, как правило, в очередности, определяемой в порядке русского алфавита.

Датой совершения международного договора, подписанного в рабочем порядке, считается дата депонирования последней ноты с сообщением о подписании международного договора.

Местом подписания такого международного договора считается место нахождения депозитария.

167. Подготовка проекта международного акта, предназначенного для подписания, к выводу на печать на бланке установленной формы и печать проекта международного акта на бланке осуществляются ответственным департаментом.

168. Бланки международных договоров хранятся в Правовом департаменте и выдаются в установленном настоящими Правилами порядке.

169. Подписанные международные договоры, заявления и оговорки, сделанные при подписании международного договора, а также текстовые файлы международных договоров в электронной форме передаются Департаментом протокола и организационного обеспечения в Правовой департамент на депозитарное хранение по акту приема-передачи (приложение N 6 к настоящим Правилам).

Передаваемые в электронной форме текстовые файлы должны быть идентичны текстам подлинников подписанных международных договоров.

Акты международного характера, не являющиеся
международными договорами

170. Подготовка проекта акта международного характера, не являющегося международным договором (далее - акт международного характера), осуществляется департаментом Комиссии, в компетенцию которого входят вопросы, затрагиваемые в проекте.

Акты международного характера оформляются с соблюдением требований к оформлению реквизитов международных актов, предусмотренных приложением N 11 к настоящим Правилам.

171. Акты международного характера составляются, как правило, в форме деклараций, меморандумов, совместных заявлений, планов и программ сотрудничества.

172. Акт международного характера не должен содержать юридически обязывающих положений.

173. Один из экземпляров акта международного характера должен быть составлен на русском языке.

174. Подготовленный и предварительно согласованный с договаривающейся стороной проект акта международного характера согласуется с департаментами Комиссии в порядке, определенном пунктами 63 - 71 настоящих Правил, визируется в установленном настоящими Правилами порядке и с пояснительной запиской направляется в Правовой департамент для проведения правовой экспертизы и правового редактирования в составе комплекта документов и материалов к заседанию Коллегии, включающего проект распоряжения Коллегии об одобрении проекта международного акта и поручении члену Коллегии подписать данный международный акт.

Срок проведения правовой экспертизы и правового редактирования проекта акта международного характера составляет 7 рабочих дней, если больший срок не определен в поручении (резолюции) Председателя Коллегии.

175. После доработки по результатам правовой экспертизы и правового редактирования при условии внесения несущественных изменений в текст проекта акта международного характера данный проект выносится в установленном Регламентом порядке для рассмотрения на заседании Коллегии.

В случае если по результатам правовой экспертизы и правового редактирования в проект акта международного характера внесены существенные изменения, до вынесения для рассмотрения на заседании Коллегии проект акта повторно согласовывается с договаривающейся стороной.

176. Подписание акта международного характера организует департамент Комиссии, в компетенцию которого входят вопросы, затрагиваемые в акте международного характера, с соблюдением процедуры, установленной настоящими Правилами для международных договоров.

177. Подписанный акт международного характера и электронный файл акта международного характера (в текстовом формате *.doc, *.docx или *.rtf) передаются в Правовой департамент на депозитарное хранение по акту приема-передачи (приложение N 6 к настоящим Правилам).

Передаваемые в электронной форме текстовые файлы должны быть идентичны текстам подлинников подписанных актов международного характера.

178. Подготовка к опубликованию на официальном сайте Союза акта международного характера, в отношении которого Комиссия выполняет функции депозитария, осуществляется Правовым департаментом в порядке, предусмотренном пунктами 145 - 151 настоящих Правил.

Вербальные ноты, памятные записки

179. Для препровождения заключаемых (заключенных) международных актов, других документов, направляемых государствам-членам, сторонам указанных актов, оформляются вербальные ноты.

180. Вербальными нотами препровождаются:

а) подлинные экземпляры международных договоров для подписания в рабочем порядке;

б) ноты министерств иностранных дел иностранных государств с уведомлением о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров (в том числе ратификационные грамоты);

в) копии международных договоров, заверенные от имени депозитария;

г) предложения государств-членов, сторон заключенных международных договоров (подписанных международных актов) о внесении технических правок в международные договоры (международные акты);

д) копии решений (распоряжений) Межправительственного совета, решений (распоряжений) Высшего совета, заверенные от имени депозитария.

181. Посредством направления вербальной ноты ставятся вопросы перед министерствами иностранных дел, посольствами иностранных государств. Вербальная нота также составляется в ответ на вербальную ноту.

Вербальной нотой могут оформляться вопросы протокольного характера (организация культурных, торжественных и иных мероприятий), запросы о предоставлении виз и т.п.

182. Для напоминания сторонам международного акта о принятых обязательствах, достигнутых (в том числе в ходе переговоров) договоренностях, не имеющих документального выражения, составляются памятные записки.

В памятной записке одна сторона может разъяснять другой стороне позицию, касающуюся выполнения (невыполнения) взятых на себя обязательств по различным вопросам сотрудничества.

Памятная записка может содержать напоминание об ожидаемом ответе на какую-либо вербальную ноту (ряд вербальных нот).