КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕКОМЕНДАЦИЯ
от 26 января 2021 г. N 4

О ПРИНЦИПАХ И ПОДХОДАХ
В ОТНОШЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии со статьями 51 и 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,

в целях предотвращения выпуска в обращение и обращения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, а также повышения эффективности осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза (далее - государственный контроль (надзор)) и гармонизации законодательства государств - членов Союза в указанной сфере,

принимая во внимание необходимость оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), а также снижения издержек юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному контролю (надзору),

рекомендует государствам - членам Союза с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Союза при осуществлении государственного контроля (надзора) руководствоваться принципами и подходами в отношении применения риск-ориентированного подхода в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза согласно приложению.

Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М.МЯСНИКОВИЧ

Приложение
к Рекомендации Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 26 января 2021 г. N 4

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ
В ОТНОШЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

1. Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государственный контроль (надзор), Союз) в государствах - членах Союза (далее - государства-члены) с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с законодательством государств-членов предусматривает осуществление государственного контроля (надзора) на основе оценки риска нарушения требований технических регламентов Союза, по результатам которой осуществляется выбор формы, продолжительности и периодичности проведения мероприятий по государственному контролю (надзору).

2. При проведении государственного контроля (надзора) государства-члены в соответствии со своим законодательством применяют сопоставимую модель риск-ориентированного подхода (далее - модель), включающую в себя следующие элементы:

а) оценка риска по объекту технического регулирования (продукции);

б) оценка риска по деятельности хозяйствующего субъекта;

в) факторы, направленные на снижение риска в целом;

г) общая оценка риска.

3. Оценка риска по объекту технического регулирования (продукции) определяется по совокупности критериев (в соответствии с присвоенными баллами) для каждой группы однородной продукции.

4. Степень риска объекта технического регулирования (продукции) определяется как степень опасности продукции с учетом специфики продукции по критериям воздействия на организм человека и окружающую среду и критериям, по которым будут оценены последствия такого воздействия.

5. Степень риска объекта технического регулирования (продукции) вследствие нарушения требований, установленных техническими регламентами Союза, определяется отдельно для каждой группы однородной продукции на основе многомерной динамической системы взаимосвязанных показателей, включающих в себя:

а) объем продукции, выпущенной в обращение и обращаемой на таможенной территории Союза;

б) актуальную информацию о частоте выявления нарушения требований, установленных техническими регламентами Союза, и количестве выявленных нарушений;

в) объем нарушений, выявляемых в отношении продукции, для конкретного держателя документа об оценке соответствия;

г) особенности потребления продукции на территориях государств-членов;

д) причинение вреда здоровью потребителей продукции в связи с несоблюдением требований безопасности;

е) иные показатели.

6. При определении степени риска объекта технического регулирования (продукции) идентифицируются и учитываются риски, которые могут возникать на всех этапах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.

7. Оценка риска по деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе органов по оценке соответствия (органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)), определяется в соответствии с критериями, указанными в пункте 8 настоящего документа, в зависимости от количества баллов, присвоенных в соответствии с законодательством государств-членов.

8. При оценке деятельности хозяйствующих субъектов устанавливаются следующие критерии оценки риска, которые учитываются при формировании плана проверок в государствах-членах в соответствии с их законодательством:

а) наличие фактов нарушения, в том числе нарушения требований технических регламентов Союза, выявленных в результате мероприятий в рамках государственного контроля (надзора) за предыдущий период;

б) наличие фактов нарушения, связанных с оценкой соответствия продукции (применение продукции с приостановленными и отмененными документами об оценке соответствия, с протоколами испытаний, выданными с нарушениями законодательства в сфере технического регулирования);

в) наличие (отсутствие) сертифицированной системы менеджмента качества;

г) наличие информации о нарушениях требований технических регламентов Союза, поступившей в установленном законодательством государств-членов порядке, официально подтвержденной информации о нарушениях, размещенной в средствах массовой информации, обращений от приобретателей (потребителей) продукции и из других источников, содержащих обоснованную информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов Союза;

д) наличие фактов нарушения предписаний и рекомендаций органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза (далее - органы государственного контроля (надзора));

е) отказ в доступе на территорию хозяйствующего субъекта или перенос проверки деятельности хозяйствующего субъекта без обоснования причин;

ж) проведение (непроведение) органами государственного контроля (надзора) мероприятий профилактического и предупредительного характера;

з) самостоятельный отзыв хозяйствующим субъектом продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза;

и) иные критерии.

9. Оценка факторов, направленных на снижение риска в целом, осуществляется с учетом мероприятий, проводимых в отношении хозяйствующих субъектов в рамках предупредительно-профилактической работы, на основе критериев, установленных в соответствии с законодательством государств-членов.

10. Общая оценка риска формируется из оценки риска по объекту технического регулирования (продукции) и оценки риска по деятельности хозяйствующего субъекта.

Для полноты оценки риска используется весь перечень критериев, установленных законодательством государств-членов, позволяющих максимально достоверно провести оценку риска как по объекту технического регулирования (продукции), так и по деятельности хозяйствующего субъекта, предусмотреть приведение ее к общему значению и определить степень риска, которая ранжируется как высокая, средняя или низкая.

В государствах-членах может быть установлено большее количество степеней риска.

11. На основе общей оценки риска выбирается форма, продолжительность и периодичность проведения мероприятий по государственному контролю (надзору), в том числе проверок.

12. Общая оценка риска включает в себя статистическую оценку риска и динамическую (поведенческую) оценку риска.

13. Под статистической оценкой риска понимается формирование модели, учитывающей исходные данные об объекте технического регулирования (продукции) и хозяйствующем субъекте и предусматривающей следующие критерии:

а) степень опасности объекта технического регулирования (продукции);

б) сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по проектированию (включая изыскания), производству, строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации объекта технического регулирования технического регламента Союза (в соответствии с реестром хозяйствующих субъектов);

в) сведения о выявленных нарушениях хозяйствующего субъекта в сфере проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации объекта технического регулирования технического регламента Союза (в баллах, в зависимости от тяжести нарушений) в соответствии с законодательством государства-члена.

14. Под динамической (поведенческой) оценкой риска понимается корректировка исходных данных об объекте технического регулирования (продукции) и хозяйствующем субъекте посредством внесения самим хозяйствующим субъектом актуальной информации, позволяющей понизить либо повысить степень риска.

15. Динамическая (поведенческая) оценка риска предусматривает в соответствии с законодательством государств-членов следующие критерии:

а) отзыв продукции (в случае выявления нарушений) самим субъектом, без привлечения органа государственного контроля (надзора);

б) предупредительно-профилактические работы, проводимые в отношении хозяйствующих субъектов органами государственного контроля (надзора), осуществляемые в соответствии с законодательством государства-члена;

в) официально подтвержденная информация, размещенная в средствах массовой информации (содержащая положительную или отрицательную оценку);

г) проведение добровольной сертификации продукции;

д) дополнительная информация, влияющая на степень риска (к примеру, перенос проверки без надлежащего обоснования причин).

16. Все количественные и качественные данные (характеристики) по критериям ранжируются (в баллах).

17. Органы государственного контроля (надзора) при формировании и использовании модели в рамках проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) определяют степень опасности объекта технического регулирования (продукции) в зависимости от объекта государственного контроля (надзора).

18. В рамках реализации модели применяется сходная классификация степеней опасности продукции в отношении групп однородной продукции с учетом эксплуатационного риска с использованием балльной системы.

19. Органы государственного контроля (надзора) разрабатывают сходную классификацию степеней опасности продукции, в том числе с учетом информации:

а) о результатах проведения мероприятий по государственному контролю (надзору);

б) об объектах технического регулирования (продукции), не соответствующих требованиям технических регламентов Союза;

в) о случаях причинения вреда жизни и (или) здоровью человека, вреда животным, растениям и окружающей среде, выявленных в соответствии с законодательством государств-членов, в том числе официально подтвержденной информации, размещенной в средствах массовой информации.

20. Органы государственного контроля (надзора) при использовании модели при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) определяют степень риска в соответствии с деятельностью хозяйствующего субъекта.

21. В используемой модели при оценке деятельности хозяйствующего субъекта учитываются нарушения, выявленные в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью хозяйствующего субъекта.

Выявленные нарушения при проверке деятельности хозяйствующего субъекта считаются повышающим фактором при оценке степени риска деятельности хозяйствующего субъекта с присвоением соответствующего балла со знаком "плюс".

Отсутствие нарушений при проверке деятельности хозяйствующего субъекта считается понижающим фактором при оценке степени риска деятельности хозяйствующего субъекта с присвоением соответствующего балла со знаком "минус".

22. Органами государственного контроля (надзора) при определении степени риска в отношении деятельности хозяйствующего субъекта применяются критерии, установленные законодательством государств-членов.

23. Органы государственного контроля (надзора) при использовании модели при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) учитывают следующие дополнительные критерии, в том числе позволяющие скорректировать степень риска (понижающие и повышающие степень риска):

а) проведение хозяйствующим субъектом предупредительно-профилактической работы с персоналом предприятия с целью улучшения работы предприятия и предотвращения возможных нарушений;

б) использование результатов проверок хозяйствующих субъектов;

в) проведение органами государственного контроля (надзора) предупредительно-профилактической работы с хозяйствующими субъектами (разъяснительной работы, консультаций, в том числе с посещением предприятий, и других мероприятий);

г) добровольное подтверждение соответствия продукции установленным требованиям;

д) наличие подтвержденной информации о нарушениях, размещенной в средствах массовой информации, а также обращений от приобретателей (потребителей) продукции, связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта;

е) осуществление хозяйствующим субъектом самостоятельного отзыва продукции, не соответствующей установленным требованиям;

ж) основания или причины переноса плановой проверки хозяйствующего субъекта, объектом которой является конкретная продукция;

з) иные критерии.

24. Общая оценка степени риска осуществляется на основании оценки степени риска объекта технического регулирования (продукции) и оценки степени риска деятельности хозяйствующего субъекта (статистической оценки) с учетом оценки, которая позволит понизить либо повысить общую оценку степени риска (динамической (поведенческой) оценки).

25. Расчет степени риска осуществляется с учетом всех критериев оценки степени риска по методикам, предусмотренным законодательством государств-членов.

26. Ранжирование по степени риска (высокая, средняя, низкая) объекта технического регулирования (продукции) и деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется в зависимости от количества баллов, полученных по итогам проведенных работ и расчетов в соответствии с законодательством государств-членов.

27. Органы государственного контроля (надзора) с учетом результатов ранжирования определяют периодичность проверок хозяйствующих субъектов в зависимости от степени риска в соответствии с законодательством государств-членов.

28. Предусматривается возможность реализации модели в виде информационно-аналитической автоматизированной системы органа государственного контроля (надзора), включающей в себя базы данных со статистической и динамической (поведенческой) оценками риска, а также возможность ее дальнейшей интеграции с системой информирования об опасной продукции на таможенной территории Союза с целью оперативного реагирования и принятия необходимых мер по устранению опасной продукции.