Статья 15.15.1 КоАП РФ. Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом
Статья 15.15.1. Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом
1. Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3. Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
4. Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, с нарушением срока -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Комментарий к статье 15.15.1 КоАП РФ
Комментируемая ст. 15.15.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом.
Данная статья и ряд других статей КоАП РФ (15.15.1 - 15.15.16) введены в действие Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этим же нормативным правовым актом Бюджетный кодекс РФ был дополнен гл. 30 "Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение", в соответствии с которой бюджетные меры принуждения применяются: за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5); неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6); нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 306.7); нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (ст. 306.8).
Следует отметить, что, несмотря на однородность объектов и совпадение объективных сторон составов правонарушений, зафиксированных в соответствующих статьях КоАП РФ (ст. ст. 15.15.1 - 15.15.3) и Бюджетного кодекса РФ (ст. ст. 306.6 - 306.8), данные составы формально-юридически закреплены в различных кодифицированных актах. Причинами данного разграничения являются:
1) субъектный состав участников бюджетных правоотношений и потенциальных правонарушителей бюджетного законодательства, зафиксированный в Бюджетном кодексе РФ и КоАП РФ;
2) специальные принудительные меры для правонарушителей, прописанные в БК РФ.
Правильной квалификации выявленных нарушений бюджетного законодательства призван способствовать приведенный Федеральным казначейством классификатор нарушений (рисков), выявляемых в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденный 19 декабря 2017 г.
Со статьей 15.15.1 КоАП РФ корреспондирует ст. 306.6 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.
Следует иметь в виду, что с 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России, оно приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату, которая, по информации Банка России от 14.12.2018, от 08.02.2019 с 17 декабря 2018 года составляет 7,75% годовых.
Дела об административных правонарушениях по комментируемой ст. 15.15.1 КоАП РФ рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере - Федеральное казначейство (ч. 3 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ), и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ):
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;
4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители.
Протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.1 КоАП РФ составляют должностные лица указанных выше органов (п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также инспектора Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).
В случаях, если дела об административных правонарушениях по ст. 15.15.1 КоАП РФ возбуждены инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля, они рассматриваются судьями.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.1 КоАП РФ, в целях усиления финансового контроля за участниками бюджетного процесса введен двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.1 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области бюджетного регулирования, поскольку неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом порождает негативные последствия для правоотношений в области охраны бюджетных средств, влияет на состояние защищенности государственных интересов и интересов граждан Российской Федерации (решение Арбитражного суда Самарской области от 2 июня 2014 г. по делу N А55-1746/2014).
Вместе с тем судебная практика допускает возможность освобождения от административной ответственности за совершение данного административного правонарушения за его малозначительностью (Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Условиями признания малозначительным административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.1 КоАП РФ являются: незначительность размера процентов за пользование бюджетным кредитом за каждый из вменяемых периодов; непродолжительность нарушенного срока возврата процентов; отсутствие умысла на нарушение срока возврата процентов, что не создало серьезной угрозы охраняемым общественным отношениям и не нанесло существенного ущерба финансовым интересам государства, правам и законным интересам других лиц (Постановление мирового судьи Багратионовского района Калининградской области от 25 января 2017 г. по делу N 5-34/2017).
Комментируемая ст. 15.15.1 КоАП РФ содержит четыре состава административных правонарушений. Все они связаны с нарушениями в области бюджетного кредитования.
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1"
Издательство "РосБух", 2019 год