МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ
от 21 октября 2011 г. N 472

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
КАЗНАЧЕЙСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОНТРОЛЬНЫЕ
И АУДИТОРСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Во исполнение Плана реализации в 2009 - 2011 годах Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 - 2011 годах, утвержденного руководителем Федерального казначейства 15 июня 2009 года, в целях повышения эффективности деятельности государственных гражданских служащих Федерального казначейства по осуществлению контрольных и аудиторских мероприятий, исключения злоупотреблений служебным положением и предупреждения коррупционных правонарушений в Федеральном казначействе приказываю:

1. Утвердить Правила профессиональной этики федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия, согласно приложению к настоящему Приказу.

2. Ввести в действие утвержденные настоящим Приказом Правила профессиональной этики федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия, с 1 октября 2011 года.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства А.Ю. Демидова.

Руководитель
Р.Е.АРТЮХИН

Утверждены
Приказом Федерального казначейства
от 21 октября 2011 г. N 472

ПРАВИЛА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
КАЗНАЧЕЙСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОНТРОЛЬНЫЕ
И АУДИТОРСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

I. Общие положения

1.1. Правила профессиональной этики федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия (далее - Правила) разработаны в соответствии с Планом реализации в 2009 - 2011 годах Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 - 2011 годах, утвержденным руководителем Федерального казначейства 15 июня 2009 года, в целях повышения ответственности государственных гражданских служащих Федерального казначейства за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей по осуществлению контрольных и аудиторских мероприятий, исключения злоупотреблений служебным положением и предупреждения коррупционных правонарушений.

1.2. Настоящие Правила устанавливают правила деятельности (поведения) федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства (далее - гражданские служащие) при осуществлении ими контрольных и аудиторских мероприятий в период прохождения государственной гражданской службы в Федеральном казначействе.

1.3. Настоящие Правила определяют:

основные принципы профессиональной этики, которыми должны руководствоваться гражданские служащие при осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий;

требования к гражданскому служащему, осуществляющему контрольные и аудиторские мероприятия, в том числе к этике служебного поведения гражданского служащего при осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий;

основные подходы к разрешению конфликтов интересов при осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий;

ответственность гражданского служащего, осуществляющего контрольные и аудиторские мероприятия, за нарушение настоящих Правил.

1.4. В настоящих Правилах используются следующие понятия и термины:

профессиональная этика гражданских служащих - правила деятельности (поведения), обязательные для соблюдения гражданскими служащими при осуществлении ими контрольных и аудиторских мероприятий;

органы Федерального казначейства - центральный аппарат Федерального казначейства, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, отделения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации;

контрольные и аудиторские мероприятия - организационная форма осуществления контрольной деятельности, посредством которой обеспечивается контроль реализации задач, функций и полномочий Федерального казначейства;

объекты контроля и аудита - органы Федерального казначейства, структурные подразделения органов Федерального казначейства, сотрудники органов Федерального казначейства;

этические нормы - сложившаяся система норм деятельности (поведения) и обычаев делового общения, формирующая позитивные ожидания в отношении поведения объектов и субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита;

конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное осуществление им контрольных и аудиторских мероприятий и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами Российской Федерации, Федерального казначейства, граждан и организаций, способное привести к причинению вреда этим законным интересам указанных лиц.

II. Основные принципы профессиональной этики
гражданских служащих, осуществляющих контрольные
и аудиторские мероприятия

2.1. Профессиональная этика гражданских служащих, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия, основывается на принципах, декларируемых Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21), а также на следующих принципах:

принципе законности;

принципе объективности;

принципе профессиональной компетентности и должной тщательности;

принципе ответственности;

принципе конфиденциальности;

принципе независимости;

принципе честности.

2.2. Принцип законности выражается в соблюдении гражданскими служащими, осуществляющими контрольные и аудиторские мероприятия, норм и правил, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными актами, в том числе ведомственными нормативными актами Федерального казначейства.

2.3. Принцип объективности выражается в недопущении гражданским служащим, осуществляющим контрольные и аудиторские мероприятия, предвзятости, конфликта интересов, а также влияния руководства и должностных лиц объекта контроля и аудита, иных лиц на объективность выводов и решений по результатам контрольных и аудиторских мероприятий.

2.4. Принцип профессиональной компетентности и должной тщательности выражается в поддержании гражданским служащим профессиональных знаний и навыков на уровне, позволяющем обеспечивать предоставление уполномоченным лицам достоверной, объективной и точной информации о деятельности объекта проверки, а также в осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий добросовестно и в соответствии с действующими в Федеральном казначействе стандартами в области контроля и аудита.

2.5. Принцип ответственности выражается в несении гражданским служащим, осуществляющим контрольные и аудиторские мероприятия, ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами за ненадлежащее выполнение контрольных функций.

2.6. Принцип конфиденциальности выражается в неразглашении гражданским служащим, осуществляющим контрольные и аудиторские мероприятия, сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство.

2.7. Принцип независимости выражается в независимости гражданских служащих, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия, от должностных лиц объекта контроля и аудита.

2.8. Принцип честности выражается в честности и добросовестности выполнения гражданским служащим, осуществляющим контрольные и аудиторские мероприятия, своих обязанностей при подготовке и осуществлении указанных мероприятий.

III. Требования к гражданскому служащему, осуществляющему
контрольные и аудиторские мероприятия, в том числе к этике
служебного поведения гражданского служащего
при осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий

3.1. К гражданским служащим, осуществляющим контрольные и аудиторские мероприятия, предъявляются следующие требования:

соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, нормативных актов Федерального казначейства, нормативных актов иных федеральных органов исполнительной власти, а также обеспечение их исполнения;

соблюдение принципов профессиональной этики, в том числе настоящих Правил;

соблюдение норм личного и профессионального поведения, независимость в своих выводах и решениях, честное и добросовестное выполнение обязанностей при осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий;

постоянное повышение уровня своей квалификации и качества работы, знание нормативных документов в сфере своей деятельности, а также в сфере деятельности объекта контроля и аудита;

содействие формированию в обществе позитивного мнения о Федеральном казначействе;

отстаивание законных интересов Российской Федерации и Федерального казначейства;

доброжелательность и внимательность к людям;

воздержание от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Федерального казначейства, других государственных органов, их руководителей;

отнесение к профессиональному мнению коллег с пониманием и уважением;

отказ от некорректных замечаний о действиях коллег в процессе выполнения ими должностных обязанностей;

наличие безупречной репутации среди коллег;

умение создавать в коллективе благоприятный для эффективной контрольной и аудиторской работы морально-психологический климат.

3.2. Гражданские служащие при осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий должны:

исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

действовать с должным усердием и в соответствии с применяемыми в Федеральном казначействе техническими и профессиональными стандартами;

способствовать установлению при осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий деловых взаимоотношений и стремиться к конструктивному сотрудничеству с коллегами в ходе таких мероприятий;

быть корректными по отношению к сотрудникам и должностным лицам объектов контроля и аудита;

иметь обоснованное суждение по применению профессиональных знаний и навыков в процессе проведения контрольных и аудиторских мероприятий;

делать выводы по результатам проведенных контрольных и аудиторских мероприятий исключительно на основании проверенной, объективной и подтвержденной документально информации;

уметь оценивать серьезность выявленных нарушений (отклонений), степень их влияния на результаты деятельности объекта проверки и предпринимать необходимые меры, направленные на своевременное их устранение или их минимизацию;

соблюдать принцип конфиденциальности при подготовке, во время осуществления и после завершения контрольных и аудиторских мероприятий;

принимать меры по предотвращению конфликта интересов и исключать действия, связанные с какими-либо личными, имущественными и иными интересами, которые могут оказать влияние на независимость гражданского служащего.

3.3. Гражданские служащие при осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий не должны:

использовать при подготовке материалов по результатам проведенных контрольных и аудиторских мероприятий отчетность, документы, иную информацию, если имеются сведения, подтверждающие их недостоверность, ошибочность, либо если в таких отчетности, документах, иной информации пропущены или искажены данные, что может привести к неправильным выводам;

реагировать на попытки влияния какого-либо лица на принимаемые решения - при попытке оказать воздействие на гражданского служащего, осуществляющего контрольные и аудиторские мероприятия, и отказе источника такого воздействия от принятия во внимание доводов гражданского служащего, осуществляющего контрольные и аудиторские мероприятия, о недопустимости такого поведения, гражданский служащий, осуществляющий контрольные и аудиторские мероприятия, должен немедленно ставить в известность о данном факте руководителя проверки, а также руководителя органа Федерального казначейства, назначившего проверку;

допускать предвзятого мнения относительно должностных лиц объекта проверки;

допускать взаимоотношений с руководством и сотрудниками объекта проверки, которые могут скомпрометировать независимость и непредвзятость гражданского служащего, осуществляющего контрольные и аудиторские мероприятия, и повлиять на их результаты;

допускать нарушений законных прав и интересов объектов проверки;

использовать свой официальный статус, а также конфиденциальную информацию в личных целях либо в интересах третьей стороны.

3.4. Гражданские служащие, осуществляющие контрольные и аудиторские мероприятия, имеют право раскрыть конфиденциальную информацию, либо такое раскрытие может быть обязательным, если данная информация:

является общедоступной;

законным образом приобретается от третьей стороны без продолжения ограничений на ее использование;

должна раскрываться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При принятии решения о возможности либо обязательности раскрытия конфиденциальной информации гражданские служащие, осуществляющие контрольные и аудиторские мероприятия, должны учитывать:

возможность нанесения ущерба интересам какой-либо из сторон, включая третьи стороны, интересы которых также могут быть затронуты;

характер предполагаемого сообщения и его адресата. Гражданские служащие, осуществляющие контрольные и аудиторские мероприятия, должны быть уверены, что лица, которым адресовано сообщение, являются надлежащими его получателями.

IV. Основные подходы к разрешению конфликтов интересов
при осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий

4.1. Гражданские служащие, осуществляющие контрольные и аудиторские мероприятия, должны предусматривать, что в ходе выполнения своих должностных обязанностей они могут столкнуться с конфликтными ситуациями, вызванными:

необоснованными просьбами и требованиями должностных лиц объекта контроля и аудита, направленными на то, чтобы в материалах контрольных и аудиторских мероприятий не отражались отдельные факты нарушений (невыполнения, неполного выполнения) положений действующих нормативных правовых актов;

неправомерными требованиями к оформлению результатов контрольных и аудиторских мероприятий со стороны вышестоящих руководителей;

отношениями семейного или личного, в том числе имущественного, характера, используемыми должностными лицами объекта контроля и аудита для воздействия на служебную деятельность, либо с иными конфликтными ситуациями, в том числе этическими конфликтами.

4.2. В зависимости от обстоятельств, ведущих к возникновению конфликта интересов, гражданские служащие, осуществляющие контрольные и аудиторские мероприятия, должны принять меры предосторожности, включая, но не ограничиваясь:

уведомление руководителя проверки, а также руководителя органа Федерального казначейства, назначившего проверку, о деловых интересах или деятельности, которые могут представлять конфликт интересов, и получение указаний о действиях в таких обстоятельствах;

обеспечение процедур, препятствующих доступу к информации, полученной в ходе проведения контрольного или аудиторского мероприятия, лиц, не участвующих в их проведении.

4.3. Если конфликт интересов создает угрозы проведению контрольного или аудиторского мероприятия, которые нельзя с помощью мер предосторожности устранить или минимизировать, то гражданский служащий, его осуществляющий, совместно с руководителем проверки должен обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов органа Федерального казначейства, руководитель которого назначил проверку.

4.4. Гражданские служащие, осуществляющие контрольные и аудиторские мероприятия, должны принять меры по предупреждению возможных угроз, препятствующих их осуществлению в полном объеме или частично.

Угрозы в рамках настоящих Правил подразделяются на следующие категории:

угрозы личной заинтересованности;

угрозы шантажа;

угрозы близкого знакомства (родства).

4.5. К обстоятельствам, при которых могут возникнуть угрозы личной заинтересованности, относятся:

общая финансовая заинтересованность, которая может зависеть от результатов контрольного или аудиторского мероприятия;

наличие дружеских или иных неформальных взаимоотношений с должностными лицами объекта контроля и аудита;

обещание гражданскому служащему, осуществляющему контрольные и аудиторские мероприятия, вознаграждения, зависящего от результатов проверки.

4.6. К обстоятельствам, при которых могут возникнуть угрозы шантажа, являются:

угроза возбуждения судебного разбирательства, участником которого может оказаться гражданский служащий, осуществляющий контрольные и аудиторские мероприятия;

принуждение к необоснованному снижению объема выполняемых работ при проведении контрольного или аудиторского мероприятия;

полученное вознаграждение (подарок) от должностного лица объекта проверки.

4.7. К обстоятельствам, при которых могут возникнуть угрозы близкого знакомства (родства), относятся близкие родственные (семейные) или дружеские отношения гражданского служащего, осуществляющего контрольные и аудиторские мероприятия, с должностным лицом объекта проверки, занимающим должность, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на результаты проверки.

4.8. Если от гражданского служащего, осуществляющего контрольные и аудиторские мероприятия, при выполнении своих должностных обязанностей требуют совершения поступка, противоречащего требованиям законодательства Российской Федерации или положениям настоящих Правил, то он обязан довести этот факт до сведения руководителя проверки или руководителя соответствующего органа Федерального казначейства, назначившего проверку.

4.9. Гражданские служащие, осуществляющие контрольные и аудиторские мероприятия, обязаны уведомлять руководителя проверки или руководителя соответствующего органа Федерального казначейства, назначившего проверку, обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

4.10. Руководители проверки обязаны оперативно реагировать на сообщения гражданских служащих, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия, о возникновении конфликтной ситуации.

4.11. При необходимости конфликт интересов, возникший до, во время или после проведения контрольных и аудиторских мероприятий, может быть рассмотрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов органа Федерального казначейства в установленном порядке.

V. Ответственность гражданского служащего,
осуществляющего контрольные и аудиторские мероприятия,
за нарушение настоящих Правил

5.1. Гражданский служащий, осуществляющий контрольные и аудиторские мероприятия, нарушивший положения настоящих Правил, подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов соответствующего органа Федерального казначейства.

5.2. Соблюдение гражданским служащим, осуществляющим контрольные и аудиторские мероприятия, положений настоящих Правил учитывается при проведении аттестации, а также при выдвижении на вышестоящие должности.