III. Основания и порядок возбуждения дел об административных правонарушениях

III. Основания и порядок возбуждения дел
об административных правонарушениях

3.1. Дела об административных правонарушениях (далее - дела) возбуждаются должностными лицами Федерального казначейства, уполномоченными в соответствии со статьей 28.3 КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Производство по делу возбуждается путем составления протокола об административном правонарушении по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования при необходимости проведения административного расследования в соответствии со статьей 28.7 КоАП по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.

Информация о делах, возбужденных должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, отражается в Журнале регистрации протоколов об административных правонарушениях и определений о возбуждении дел об административных правонарушениях.

В случае, если должностное или юридическое лицо, в действиях (бездействии) которых содержатся признаки административного правонарушения, находятся не на территории субъекта Российской Федерации, в котором были выявлены признаки административного правонарушения, должностное лицо Федерального казначейства, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, формирует комплект документов (материалов), свидетельствующих о наличии вышеуказанных признаков, заверяет их подписью с указанием Ф.И.О. и должности (в случае формирование материалов на бумажном носителе) либо электронной подписью (в случае формирования материалов в электронном виде) и перенаправляет указанные документы (материалы) в территориальный орган Федерального казначейства по месту совершения административного правонарушения для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования.

3.2. Протокол об административном правонарушении

3.2.1. Протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом Федерального казначейства, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в том случае, если имеющихся материалов дела достаточно для установления состава правонарушения, с учетом соблюдения при составлении протокола об административном правонарушении требований частей 3 - 6 статьи 28.2 КоАП.

3.2.2. Для составления протокола об административном правонарушении установлены следующие сроки <3>:

--------------------------------

<3> При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП повода к возбуждению дела в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), дело может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

- немедленно после выявления совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 28.5 КоАП);

- в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело (часть 2 статьи 28.5 КоАП);

- по окончании административного расследования в соответствии со статьей 28.7 КоАП - в случае, если в ходе последнего не установлены обстоятельства, определенные статьей 24.5 КоАП (часть 3 статьи 28.5 КоАП).

3.2.3. Должностное лицо Федерального казначейства, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, направляет лицу, в отношении которого возбуждается производство по делу (законному представителю) письменное уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, составленное по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку (далее - уведомление).

Уведомление вручается лицу, в отношении которого возбуждается производство по делу (законному представителю), под расписку либо направляется одним из следующих способов:

- заказным письмом с уведомлением о вручении;

- телеграммой;

- по факсимильной связи;

- телефонограммой;

- иным способом, позволяющим зафиксировать факт его получения и обеспечить соблюдение сроков составления протокола об административном правонарушении.

Направление уведомления по факсимильной связи или телефонограммой осуществляется со служебных телефонов центрального аппарата Федерального казначейства. При этом необходимо фиксировать данные лица, принявшего телефонограмму. Справка о передаче телефонограммы должна включать текст переданной телефонограммы и подпись лица, осуществившего ее передачу.

Почтовые документы, справка о передаче телефонограммы, документы, подтверждающие направление по факсимильной связи или иные документы, свидетельствующие о получении Уведомления, в том числе отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором с официального сайта АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.pochta.ru), приобщаются к материалам дела.

3.2.4. Извещение (уведомление) направляется в следующем порядке (статья 25.15 КоАП):

- гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, - по месту их жительства;

- юридическим лицам - по адресу их места нахождения (места нахождения филиалов или представительств), которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Должностным лицам извещения (уведомления) направляются по месту жительства, а также могут быть направлены по их месту работы (службы). При этом, в случае неявки указанных лиц на составление протокола, они будут считаться надлежаще уведомленными о времени и месте его составления при наличии документов, подтверждающих получение ими извещений (уведомлений) по месту жительства.

Юридическому лицу, участвующему в производстве по делу через представителя, извещение (уведомление) направляется также по месту нахождения (месту жительства) представителя.

В случае заявления лицом, участвующим в производстве по делу, ходатайства о направлении извещений (уведомлений) по иному адресу, должностное лицо Федерального казначейства, в производстве которого находится дело, направляет извещение (уведомление) также по указанному в ходатайстве адресу. В этом случае для должностного лица Федерального казначейства, в производстве которого находится дело, в качестве подтверждения вручения извещения (уведомления) будет являться доставка извещения (уведомления) по адресу, указанному в таком ходатайстве.

Должностное лицо Федерального казначейства, в производстве которого находится дело, обязано принять все зависящие от него меры по доведению до участников процессуального действия информации о процессуальных действиях с фиксацией факта ее получения лицом, участвующим в производстве по делу.

Направление извещений (уведомлений) может осуществляться путем комбинирования различных способов связи (почтовой, телефонограммой, электронной почтой, нарочным).

3.2.5. Должностное лицо Федерального казначейства, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях обязано проверить полномочия лиц, участвующих в производстве по делу.

Полномочия законного представителя подтверждаются учредительными и иными документами, удостоверяющими его служебное положение. Копии этих документов, заверенные надлежащим образом, должны быть приобщены к материалам дела.

Защитник допускается к участию с момента возбуждения дела. Полномочия защитника подтверждаются ордером (для адвоката) либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом (для иных лиц). Копии ордера, доверенности приобщаются к материалам дела.

3.2.6. Лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу, а также иные лица, указанные в главе 25 КоАП, принимающие участие в данном процессуальном действии, должны быть ознакомлены с правами и обязанностями согласно их процессуальному статусу, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении.

3.2.7. В ходе осуществления производства по делу лицом, в отношении которого возбуждено дело (его законным представителем), защитником, могут даваться объяснения по существу дела, которые заносятся в протокол об административном правонарушении и (или) прилагаются к протоколу об административном правонарушении.

В случае отсутствия объяснений, в протоколе об административном правонарушении делается соответствующая запись.

3.2.8. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом Федерального казначейства, его составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (его законным представителем). В случае отказа указанного лица от подписания протокола об административном правонарушении либо его неявки в нем делается соответствующая запись должностным лицом Федерального казначейства, его составившим.

Протокол об административном правонарушении также подписывается лицами, указанными в главе 25 КоАП, при их участии в производстве по делу. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола об административном правонарушении, в нем делается соответствующая запись должностным лицом Федерального казначейства, его составившим.

3.2.9. Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого возбуждено дело (его законному представителю), защитнику <4>.

--------------------------------

<4> При наличии соответствующих полномочий у защитника.

3.2.10. В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу (законного представителя), на составление протокола об административном правонарушении, если оно извещено надлежащим образом в порядке, установленном подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 Порядка, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется в его адрес в течение трех дней со дня составления указанного протокола заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим зафиксировать факт его получения, с соблюдением требований, установленных подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 Порядка, в том числе в случае вручения копии протокола защитнику.

3.2.11. Протокол об административном правонарушении и материалы дела направляются сопроводительным письмом для рассмотрения судье, в контрольный орган в сфере закупок, должностному лицу Федерального казначейства, уполномоченным в соответствии с главой 23 КоАП рассматривать соответствующие дела, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении, предварительно сняв с них копии.

В материалы, прилагаемые к протоколу об административном правонарушении, направляемые на рассмотрение судье, включаются реквизиты, необходимые для уплаты суммы наложенного административного штрафа.

Копии протоколов об административных правонарушениях и материалов дел, направленных для рассмотрения судье, в контрольный орган в сфере закупок, сшиваются должностным лицом Федерального казначейства, в производстве которого находилось дело, и хранятся в структурном подразделении центрального аппарата Федерального казначейства, направившим эти материалы для рассмотрения, не менее пяти лет.

3.2.12. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в статье 24.5 КоАП, исключающих производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо Федерального казначейства, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение по форме согласно приложению N 10 к настоящему Порядку.

3.3. Определение о возбуждении дела об административном
правонарушении и проведении административного расследования

3.3.1. В случае, если после выявления административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, должностным лицом Федерального казначейства, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, принимается решение о возбуждении дела и проведении административного расследования в виде определения по делу об административном правонарушении.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования оформляется с учетом требований статьи 28.7 КоАП по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку и выносится немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В случае, если имеющихся сведений недостаточно для составления протокола об административном правонарушении, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, выносится определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, по форме согласно приложению N 20 к Порядку.

3.3.2. Административное расследование по делу, возбужденному должностным лицом Федерального казначейства, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом Федерального казначейства.

Все процессуальные документы, формируемые в период административного расследования (а равно по его итогам) и относящиеся к его предмету, подписываются лицом его проводящим.

3.3.3. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу (законному представителю), либо направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении или направляется с использованием иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт ее получения адресатом с соблюдением требований, установленных подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 Порядка. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о получении копии указанного определения, приобщаются к материалам дела.

3.3.4. Дело передается другому должностному лицу Федерального казначейства, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушении, в следующих случаях:

- проводившее административное расследование должностное лицо Федерального казначейства уволено со службы;

- проводившее административное расследование должностное лицо Федерального казначейства отстранено от занимаемой должности.

Передача дела также допускается в следующих случаях:

- проводившее административное расследование должностное лицо Федерального казначейства временно отсутствует на службе на момент его завершения, в том числе в связи с временной нетрудоспособностью, пребыванием в командировке или в иных случаях;

- в отношении должностного лица Федерального казначейства, проводившего административное расследование, по заявлению лица, привлекаемого к административной ответственности, возбуждена служебная проверка по вопросу неправомерных действий, совершенных первым в отношении второго, при неотстранении должностного лица Федерального казначейства от занимаемой должности;

- в отношении должностного лица Федерального казначейства, проводившего административное расследование, по заявлению лица, привлекаемого к административной ответственности, возбуждено судебное производство, предметом которого являются неправомерные действия первого в отношении второго;

- имеются иные основания для передачи дела другому лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Передача дела осуществляется на основании служебной записки структурного подразделения центрального аппарата Федерального казначейства, должностные лица которого уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, согласованной руководителем Федерального казначейства (его заместителем) <5>.

--------------------------------

<5> В соответствии с распределением обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями.

3.3.5. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления признаков административного правонарушения.

3.3.6. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица Федерального казначейства, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, по форме согласно приложению N 8 к настоящему Порядку может быть продлен руководителем Федерального казначейства (его заместителем) <6> на срок не более одного месяца.

--------------------------------

<6> В соответствии с распределением обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями.

3.3.7. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения по форме согласно приложению N 9 к настоящему Порядку.

Продление срока проведения административного расследования может быть произведено в следующих случаях:

- неполучение документов на момент окончания первоначального срока административного расследования, запрошенных в рамках его проведения, необходимых для квалификации действий лиц, в отношении которых возбуждено дело, в том числе неполучение таких документов в рамках направленного запроса о правовой помощи в порядке главы 29.1 КоАП;

- не завершение к моменту окончания срока административного расследования назначенной в его рамках экспертизы;

- отсутствие к моменту окончания срока административного расследования доказательств надлежащего уведомления лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (его законного представителя), о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а равно незавершенное к указанному сроку доставление указанного лица в случае наличия соответствующего обращения в органы внутренних дел;

- иные случаи, не позволяющие завершить административное расследование в сроки, предусмотренные подпунктом 3.3.6 пункта 3.3 настоящего Порядка.

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается лицу, в отношении которого проводится административное расследование (его законному представителю), в порядке, предусмотренном подпунктом 3.3.3 пункта 3.3 настоящего Порядка.

3.3.8. При подтверждении факта совершения административного правонарушения по окончании административного расследования при отсутствии оснований, определенных статьей 24.5 КоАП, составляется протокол об административном правонарушении в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 настоящего Порядка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.

В случае если по окончании административного расследования факт совершения административного правонарушения не подтвержден, дело должно быть прекращено должностным лицом Федерального казначейства, в производстве которого оно находится, путем вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по форме согласно приложению N 10 к настоящему Порядку.

3.4. Определение об отказе в возбуждении дела
об административном правонарушении

3.4.1. Отказ в возбуждении дела при наличии поступивших из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, а также сообщений и заявлений физических и юридических лиц, сообщений в средствах массовой информации, которые содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, допускается в случае выявления хотя бы одного из обстоятельств, указанных в статье 24.5 КоАП, исключающих производство по делу.

Решение об отказе в возбуждении дела принимается должностным лицом Федерального казначейства, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотревшим указанные выше материалы, сообщения, заявления.

Принятое решение в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП оформляется в виде мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по форме согласно приложению N 11 к настоящему Порядку.

Копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении направляется лицу, от которого поступили материалы (сообщения, заявления).

3.4.2. Определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях и копии материалов дел хранятся в соответствующих структурных подразделениях Федерального казначейства, вынесших такие определения, в порядке, установленном разделом II Порядка.