МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ
от 19 декабря 2019 г. N 409

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ
БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ,
УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 307-ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", НА 2020 ГОД

В целях реализации положений части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2019, N 31, ст. 4469) приказываю:

1. Утвердить Программу профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2020 год (далее - Программа) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Ответственным лицом за реализацию Программы назначить заместителя руководителя Федерального казначейства А.Г. Михайлика.

3. Ответственным структурным подразделением за организацию работы по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"), определить Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства.

4. Руководителям территориальных органов Федерального казначейства, уполномоченных на осуществление государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", назначить лицо, ответственное за организацию и проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 3 и 4 Плана мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством, при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на 2020 год (далее - План), содержащегося в Программе, и представить в Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства сведения о назначенном ответственном лице в срок до 31 декабря 2019 года.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
Р.Е.АРТЮХИН

Утверждена
приказом Федерального казначейства
от 19 декабря 2019 г. N 409

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ
БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ,
УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 307-ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", НА 2020 ГОД

I. Общие положения

Настоящая Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2020 год (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Программа), разработана в целях предупреждения нарушения аудиторскими организациями обязательных требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов (далее - обязательные требования), соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - ВККР АО), устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.

Целями Программы являются:

- повышение "прозрачности" контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства в сфере ВККР АО;

- снижение административных и финансовых издержек Федерального казначейства и аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - аудиторские организации), по сравнению с осуществлением ВККР АО исключительно путем проведения контрольных мероприятий;

- осуществление риск-ориентированного подхода при ВККР АО;

- предупреждение нарушения аудиторскими организациями обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере аудиторской деятельности, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

- снижение административной нагрузки на аудиторские организации;

- мотивация к добросовестному поведению;

- разъяснение аудиторским организациям обязательных требований.

Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:

- формирование единого понимания обязательных требований в сфере аудиторской деятельности у всех участников осуществляемой Федеральным казначейством государственной функции по ВККР АО;

- инвентаризация состава и особенностей аудиторских организаций и оценки состояния подконтрольной сферы;

- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных аудиторских организаций;

- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.

II. Краткий анализ текущего состояния ВККР АО

Количество аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", из года в год уменьшается:

в 2014 году общее количество таких организаций в России составляло 924 единицы;

в 2015 году - 743 единицы;

в 2016 году - 668 единиц;

в 2017 году - 625 единиц;

в 2018 году - 587 единиц.

При этом процентное соотношение количества указанных аудиторских организаций, в отношении которых запланировано проведение ВККР АО в проверяемом периоде к общему числу аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", не превышает 41 процента.

Предметом ВККР АО является соблюдение аудиторскими организациями обязательных требований.

Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВККР АО, утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2016 г. N 541 "Об утверждении Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в редакции приказа Федерального казначейства от 30 мая 2019 г. N 131), и Порядка ведения Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Актуализация Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", проводится по мере необходимости.

На основе анализа норм законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих ВККР АО, проведена оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, на защиту которых направлен ВККР АО. К таким ценностям относятся:

1) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации);

2) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации);

3) гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45 Конституции Российской Федерации);

4) соблюдение требований по осуществлению аудиторской деятельности (статья 2 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").

В соответствии с указанными ценностями определены следующие риски, воздействие которых может причинить ущерб ценностям:

- нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц;

- осуществление деятельности аудиторскими организациями, не отвечающими соответствующим требованиям, в том числе:

- проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, деятельность которых подлежит лицензированию и лицензии которых впоследствии были отозваны;

- проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций лицами, не имеющими право на осуществление аудиторской деятельности;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение аудиторской организацией обязательных требований.

Деятельности аудиторских организаций присущи такие риски, как:

- аудиторский риск (риск выражения аудитором ненадлежащего аудиторского мнения);

- риск выборки;

- риск необнаружения ошибок и искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- риск отсутствия или ненадлежащего качества системы внутреннего контроля качества работы аудиторской организации.

К значимым рискам при осуществлении государственной функции по ВККР АО относятся:

1) уклонение аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", от прохождения ВККР АО;

2) предоставление недостоверной информации о деятельности аудиторской организации;

3) воспрепятствование аудиторской организацией проведению ВККР АО.

В 2019 году значительно сократилось (на 70% по сравнению с 2015 годом) число аудиторских организаций, уклонившихся от прохождения планового внешнего контроля качества работы со стороны уполномоченного федерального органа по контролю и надзору. Так, если в 2015 году таких организаций было 31 (12% от общего числа запланированных проверок), в 2016 году - 37 (14%), в 2017 году - 19 (7,3%), в 2018 году - 15 (5,7%) (14 аудиторских организаций и 1 филиал аудиторской организации), то в 2019 году - 9 (3,3%). При этом следует отметить, что в 2019 году 24 филиала аудиторских организаций, включенных в план проверок на 2019 год, прекратили свою деятельность.

Данный факт свидетельствует о возрастающем влиянии репутационных факторов на деятельность аудиторских организаций.

Поэтому превентивные меры, в том числе публикация на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.roskazna.ru (далее - официальный сайт Федерального казначейства) информации об аудиторских организациях, включенных в план уполномоченного федерального органа по контролю и надзору за аудиторской деятельностью, но не прошедших внешний контроль качества работы, не позволяют осуществлять аудиторскую деятельность аудиторским организациям, не подтвердившим надлежащее качество оказываемых ими услуг.

В ходе проведения поверок ВККР АО применяется риск-ориентированный подход как на стадии планирования, так и при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций. Результаты ВККР АО за 2013 - 2019 годы представлены в таблице ниже.

Наименование показателя
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 <1> г.
Количество запланированных проверок на очередной год
305
320
258
260
260
262
269
Количество проведенных плановых внешних проверок
296
287
227
217
241
247
220
Соотношение запланированных и проведенных проверок
97%
90%
88%
83%
93%
94%
82%
Количество аудиторских организаций, исключенных из планов проверок
9
33
31
37
19
14
9
Количество внеплановых проверок
4
6
10
22
31
28
21
Количество принятых решений о применении меры воздействия
262
247
191
188
224
206
168

--------------------------------

<1> По состоянию на 15 декабря 2019 года.

Анализ выявленных в ходе ВККР АО нарушений показывает, что к типовым нарушениям следует отнести нарушения в части обеспечения хранения документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, документирования аудиторской деятельности, формы, содержания, а также модификации аудиторского заключения, функционирования системы внутреннего контроля качества в аудиторской организации.

К причинам, приведшим к совершению указанных правонарушений, можно отнести ненадлежаще организованную систему внутреннего контроля качества, а также контроля со стороны руководящих сотрудников аудиторских организаций, человеческий фактор (неисполнение сотрудниками аудиторских организаций установленных обязательных требований и политик аудиторских организаций).

В целях реализации положений части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) издан приказ Федерального казначейства от 26 февраля 2019 г. N 53 "Об утверждении Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2019 год".

Все мероприятия, предусмотренные Программой профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2019 год и Планом-графиком профилактических мероприятий Федерального казначейства, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2019 год, исполнены в полном объеме.

Результативность внешних проверок качества работы аудиторских организаций (отношение количества мер воздействия, вынесенных в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения правил аудиторской деятельности, к общему числу проведенных проверок), с учетом риск-ориентированного подхода к планированию и проведению контрольных мероприятий составила 70 процентов.

Качество результатов внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в 2019 году, как и за предыдущий период, составило 100 процентов (данный показатель свидетельствует об отсутствии случаев отмены в судебном порядке решений, примененных Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения правил аудиторской деятельности).

В соответствии с приложением к Программе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2019 году на постоянной основе проводилось самообследование уровня развития Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2019 год. Показатель качества составил 100 процентов (План-график профилактических мероприятий Федерального казначейства, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, на 2019 год исполнен полностью, без каких-либо отклонений).

В рамках реализации положений Федерального закона N 294-ФЗ Федеральным казначейством осуществляются:

- поддержание в актуальном виде размещенного на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Главная/Контроль/Внешний контроль качества работы аудиторских организаций" перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора);

- поддержание в актуальном виде размещенных на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Главная/Контроль/Внешний контроль качества работы аудиторских организаций" текстов правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования;

- обобщение результатов ВККР АО, осуществленного Федеральным казначейством и его территориальными органами по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы);

- проведение мониторинга исполнения аудиторскими организациями обязательных требований;

- информирование на регулярной основе аудиторских организаций по вопросам соблюдения обязательных требований, обобщение правоприменительной практики и публикация соответствующих материалов на официальном сайте Федерального казначейства и его территориальных органов, проведение совместно с представителями аудиторского сообщества совещаний, конференций и семинаров.

Кроме того, в рамках проведения в 2019 году профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, Федеральным казначейством:

1. В целях осуществления информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований с 2016 года ведет работу Совет по организации ВККР АО (приказ Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. N 236 "О создании Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций" (в редакции приказа Федерального казначейства от 28 сентября 2018 г. N 286)). Работа Совета по организации ВККР АО осуществляется в соответствии с Планом работы Совета по организации ВККР АО на очередной год.

При Совете по организации ВККР АО действуют три Рабочие группы:

- по подготовке Классификатора нарушений, выявляемых при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Классификатор нарушений);

- по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методической работы;

- по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методической работы в рамках исполнения аудиторскими организациями требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

В рамках деятельности Рабочей группы по подготовке Классификатора нарушений подготовлены и направлены в Министерство финансов Российской Федерации предложения по внесению изменений в Классификатор нарушений в части соблюдения аудиторскими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) и положений новой редакции Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Рабочей группой по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методической работы в рамках исполнения аудиторскими организациями требований Федерального закона N 115-ФЗ подготовлены Методические рекомендации по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ и финансированию распространения оружия массового уничтожения (одобрены Советом по аудиторской деятельности 15 февраля 2019 года, протокол N 45).

2. Осуществляется работа Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций с участием представителей аудиторских организаций и саморегулируемых организаций аудиторов. В рамках деятельности указанных комиссий в 2019 году рассмотрены результаты внешних проверок качества работы 57 <2> аудиторских организаций.

--------------------------------

<2> По состоянию на 15 декабря 2019 года.

Вся информация о деятельности Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, Совета по организации ВККР АО и рабочих групп, созданных при нем, публикуется на официальном сайте Федерального казначейства.

3. В 2019 году Федеральным казначейством с участием представителей аудиторского сообщества проведены:

Международная конференция на тему: "Изменяющийся мир аудита: вызовы и возможности" (г. Владивосток, 26 - 27 июля 2019 года). В указанной конференции приняли участие, в том числе представители зарубежных надзорных органов в сфере аудиторской деятельности;

Межрегиональная конференция по вопросам ПОД/ФТ (г. Москва, 29 июля 2019 года).

Кроме того, представители Федерального казначейства приняли участие в следующих мероприятиях:

встрече с представителями Совета по надзору за финансовой отчетностью публичных компаний (PCAOB);

встрече с иностранными представителями международной аудиторской сети Ernst & Young (14 ноября 2019 года);

встречах с представителями Международной федерации бухгалтеров (IFAC), Международного совета по этическим стандартам бухгалтеров (IESBA), Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB), Международного совета по стандартам бухгалтерского образования (IAESB), Международного совета по стандартам бухгалтерского учета в государственном секторе (IPSASB), Института дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW) и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (21 - 22 мая 2019 года);

13-ом инспекторском семинаре Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR) (6 - 8 марта 2019 года);

годовом общем собрании IFIAR (30 апреля - 2 мая 2019 года);

рабочей группе IFIAR по вопросам проведения расследований и применения санкций (16 - 19 июня 2019 года).

4. В целях профилактики нарушений в сфере ПОД/ФТ, связанных с аудиторской деятельностью, на официальном сайте Федерального казначейства и его территориальных органов ведется отдельный раздел, посвященный указанной тематике, в котором публикуются постановления Правительства Российской Федерации, письма Министерства финансов Российской Федерации, приказы и информационные письма Федеральной службы по финансовому мониторингу, отчеты о национальной оценке рисков, методические рекомендации для аудиторов и другая информация.

5. Федеральным казначейством готовятся ежегодные доклады о проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, которые являются частью итогового доклада о результатах деятельности Федерального казначейства за отчетный год, и об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год, которые размещаются на официальном сайте Федерального казначейства.

III. Отчетные показатели эффективности и результативности
мероприятий Программы

Показателями эффективности и результативности мероприятий Программы являются:

- доля проверок, осуществленных в отношении аудиторских организаций, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований, от общего количества проведенных проверок. Показатель определяется как соотношение количества плановых и внеплановых внешних проверок качества работы за отчетный период, по которым выявлены нарушения аудиторскими организациями обязательных требований и общего количества плановых и внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проводящих аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", проведенных за отчетный период;

- количество обжалованных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований, к общему количеству обжалованных мер воздействия. Показатель определяется как соотношение количества обжалованных в судебных инстанциях, Федеральном казначействе и Минфине России и оставленных без изменения мер воздействия, вынесенных Федеральным казначейством и его территориальными органами в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований за отчетный период и общего количества обжалованных в судебных инстанциях, Федеральном казначействе и Минфине России мер воздействия, вынесенных Казначейством России и его территориальными органами;

- количество аудиторских организаций, к которым применены меры воздействия за отчетный период к общему количеству аудиторских организаций, проверенных в отчетном периоде. Показатель характеризует результативность осуществления Федеральным казначейством и его территориальными органами ВККР АО и определяется как соотношение количества аудиторских организаций, к которым Федеральным казначейством и его территориальными органами применены меры воздействия за отчетный период, и общего количества аудиторских организаций, проверенных Федеральным казначейством и его территориальными органами в отчетном периоде;

- информированность аудиторских организаций об обязательных требованиях, о принятых изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения внешних проверок качества работы посредством размещения нормативных правовых актов и иных документов на официальном сайте Федерального казначейства.

Ответственными за организацию и проведение профилактики нарушений обязательных требований аудиторскими организациями являются:

Муромцева Людмила Халиловна - начальник Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства;

Пентелейчук Вадим Георгиевич - заместитель начальника Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства;

Белоусова Наталья Юрьевна - начальник Отдела анализа рисков, планирования и мониторинга Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства.

Информация о мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований аудиторскими организациями размещается на официальном сайте Федерального казначейства.

IV. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных
требований, соблюдение которых оценивается Федеральным
казначейством при проведении внешнего контроля качества
работы аудиторских организаций, проводящих обязательный
аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций,
указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона
"Об аудиторской деятельности", на 2020 год

N п/п
Мероприятие
Периодичность проведения
Результаты
Ответственные исполнители
1.
Размещение на официальном сайте Федерального казначейства перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций
Актуализация и обновление перечня актов, содержащих обязательные требования, на постоянной основе
Формирование единого понимания обязательных требований в сфере ВККР АО у всех участников контрольно-надзорной деятельности
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
2.
Размещение на официальном сайте Федерального казначейства разъяснений Минфина России о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, изменениях в действующие нормативные акты
По мере вступления в силу нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты
Формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
3.
Проведение Федеральным казначейством совместно с территориальными органами, саморегулируемыми организациями аудиторов и представителями профессионального сообщества, иными заинтересованными организациями консультаций по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах в следующих форматах: заседания Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, заседания рабочих групп при Совете по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, семинары, тематические конференции, консультации, проводимые как в очном режиме, так и в режиме аудио-видео-конференцсвязи
Ежеквартально
Предупреждение нарушения аудиторскими организациями обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
должностные лица территориальных органов Федерального казначейства, назначенные соответствующими приказами руководителей территориальных органов Федерального казначейства
4.
Обобщение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований в сфере ВККР АО, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься аудиторскими организациями в целях недопущения таких нарушений (обеспечить размещение результатов анализа на официальных сайтах Федерального казначейства и территориальных органов с возможностью "обратной связи" с аудиторскими организациями)
Ежеквартально
Повышение "прозрачности" системы государственного контроля (надзора)
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
Лицо, назначенное территориальным органом Федерального казначейства, должностные лица территориальных органов Федерального казначейства, назначенные соответствующими приказами руководителей территориальных органов Федерального казначейства
5.
Проведение вебинаров с территориальными органами Федерального казначейства
По мере необходимости
Предупреждение нарушений аудиторскими организациями обязательных требований
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
6.
Проведение заседаний рабочих групп при Совете по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций
По мере необходимости
Разъяснение аудиторским организациям обязательных требований. Формирование единого понимания обязательных требований.
Включение аудиторских организаций в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
7.
Публикация на официальном сайте Федерального казначейства статистики количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований
Ежеквартально
Повышение "прозрачности" системы государственного контроля (надзора)
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
8.
Анкетирование среди аудиторских организаций
Постоянно
Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
Оценка проводимой Федеральным казначейством профилактической работы
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
9.
Выступления в СМИ (на телевидении)
По согласованию со СМИ
Предупреждение нарушений аудиторскими организациями обязательных требований
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
10.
Публикации в журналах
По согласованию со СМИ
Мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
11.
Подготовка ежегодного доклада об итогах профилактической работы
1 марта 2020 года
Предупреждение нарушений аудиторскими организациями обязательных требований. Снижение административных и финансовых издержек как Федерального казначейства, так и аудиторских организаций
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82

V. Проект отчетных показателей эффективности
и результативности мероприятий Программы
на 2021 - 2022 годы

Показателями эффективности и результативности мероприятий Программы на 2021 - 2022 годы будут являться:

- доля проверок, осуществленных в отношении аудиторских организаций, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований, от общего количества проведенных проверок. Показатель определяется как соотношение количества плановых и внеплановых внешних проверок качества работы за отчетный период, по которым выявлены нарушения аудиторскими организациями обязательных требований и общего количества плановых и внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проводящих аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", проведенных за отчетный период;

- количество обжалованных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований, к общему количеству обжалованных мер воздействия. Показатель определяется как соотношение количества обжалованных в судебных инстанциях, Федеральном казначействе и Минфине России и оставленных без изменения мер воздействия, вынесенных Федеральным казначейством и его территориальными органами в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований за отчетный период и общего количества обжалованных в судебных инстанциях, Федеральном казначействе и Минфине России мер воздействия, вынесенных Казначейством России и его территориальными органами;

- количество аудиторских организаций, к которым применены меры воздействия за отчетный период к общему количеству аудиторских организаций, проверенных в отчетном периоде. Показатель характеризует результативность осуществления Федеральным казначейством и его территориальными органами ВККР АО и определяется как соотношение количества аудиторских организаций, к которым Федеральным казначейством и его территориальными органами применены меры воздействия за отчетный период, и общего количества аудиторских организаций, проверенных Федеральным казначейством и его территориальными органами в отчетном периоде;

- информированность аудиторских организаций об обязательных требованиях, о принятых изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения внешних проверок качества работы посредством размещения нормативных правовых актов и иных документов на официальном сайте Федерального казначейства.

VI. Проект Плана мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований, соблюдение которых оценивается
Федеральным казначейством, при проведении внешнего контроля
качества работы аудиторских организаций, проводящих
обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности
организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального
закона "Об аудиторской деятельности", на 2021 - 2022 годы

N п/п
Мероприятие
Периодичность проведения
Результаты
Ответственные исполнители
1.
Размещение на официальном сайте Федерального казначейства перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций
Актуализация и обновление перечня актов, содержащих обязательные требования, на постоянной основе
Формирование единого понимания обязательных требований в сфере ВККР АО у всех участников контрольно-надзорной деятельности
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
2.
Размещение на официальном сайте Федерального казначейства разъяснений Минфина России о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, изменениях в действующие нормативные акты
По мере вступления в силу нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты
Формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
3.
Проведение Федеральным казначейством совместно с территориальными органами, саморегулируемыми организациями аудиторов и представителями профессионального сообщества, иными заинтересованными организациями консультаций по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах в следующих форматах: заседания Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, заседания рабочих групп при Совете по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, семинары, тематические конференции, консультации, проводимые как в очном режиме, так и в режиме аудио-видео-конференцсвязи
Ежеквартально
Предупреждение нарушения аудиторскими организациями обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
должностные лица территориальных органов Федерального казначейства, назначенные соответствующими приказами руководителей территориальных органов Федерального казначейства
4.
Обобщение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований в сфере ВККР АО, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься аудиторскими организациями в целях недопущения таких нарушений (обеспечить размещение результатов анализа на официальных сайтах Федерального казначейства и территориальных органов с возможностью "обратной связи" с аудиторскими организациями)
Ежеквартально
Повышение "прозрачности" системы государственного контроля (надзора)
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
Лицо, назначенное территориальным органом Федерального казначейства, должностные лица территориальных органов Федерального казначейства, назначенные соответствующими приказами руководителей территориальных органов Федерального казначейства
5.
Проведение вебинаров с территориальными органами Федерального казначейства
По мере необходимости
Предупреждение нарушений аудиторскими организациями обязательных требований
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
6.
Проведение заседаний рабочих групп при Совете по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций
По мере необходимости
Разъяснение аудиторским организациям обязательных требований.
Формирование единого понимания обязательных требований. Включение аудиторских организаций в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
7.
Публикация на официальном сайте Федерального казначейства статистики количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований
Ежеквартально
Повышение "прозрачности" системы государственного контроля (надзора)
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
8.
Анкетирование среди аудиторских организаций
Постоянно
Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
Оценка проводимой Федеральным казначейством профилактической работы
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
9.
Выступления в СМИ (на телевидении)
По согласованию со СМИ
Предупреждение нарушений аудиторскими организациями обязательных требований
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
10.
Публикации в журналах
По согласованию со СМИ
Мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
11.
Подготовка ежегодного доклада об итогах профилактической работы
1 марта года, следующего за отчетным
Предупреждение нарушений аудиторскими организациями обязательных требований.
Снижение административных и финансовых издержек как Федерального казначейства, так и аудиторских организаций
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82