МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ
от 19 декабря 2022 г. N 384

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ
АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ, НА 2023 ГОД

В целях реализации положений части 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007) приказываю:

1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2023 год (далее - Программа) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Ответственным лицом за реализацию Программы назначить заместителя руководителя Федерального казначейства А.Г. Михайлика.

3. Ответственным структурным подразделением за организацию работы по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, определить Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства.

4. Управлению по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства (Л.Х. Муромцева) обеспечить размещение Программы на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня утверждения.

5. Руководителям территориальных органов Федерального казначейства, осуществляющих полномочия по внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, назначить лицо, ответственное за организацию и проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 6 и 15 раздела III "Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения" Программы, и представить в Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства сведения о назначенном ответственном лице в срок до 16 января 2023 года.

6. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением положений пункта 4 настоящего приказа, вступающих в силу с момента подписания настоящего приказа.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
Р.Е.АРТЮХИН

Утверждена
приказом Федерального казначейства
от 19 декабря 2022 г. N 384

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ
АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ, НА 2023 ГОД

I. Анализ текущего состояния осуществления внешнего
контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих
аудиторские услуги общественно значимым организациям,
описание текущего развития профилактической деятельности
Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля
деятельности аудиторских организаций, оказывающих
аудиторские услуги общественно значимым организациям,
характеристика проблем, на решение которых направлена
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего
контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих
аудиторские услуги общественно значимым организациям

Предметом внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (далее - ВКД АО), является соблюдение аудиторскими организациями требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2022, N 1, ст. 4) (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"), других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, а также исполнение решений Федерального казначейства (его территориального органа) о применении мер воздействия, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий (далее - обязательные требования).

Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВКД АО, утвержден приказом Федерального казначейства от 9 августа 2022 г. N 226 "Об утверждении Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям". Актуализация Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, проводится по мере необходимости.

Сведения о структурных единицах нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВКД АО, также внесены в ФГИС "Реестр обязательных требований (требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы)".

Количество аудиторских организаций, являющихся объектами ВКД АО, из года в год сокращается. По сравнению с показателями 2014 года (924 аудиторские организации) число аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, в 2022 году сократилось на 51% и составило 455 организаций. Данный факт обусловлен как общей экономической ситуацией, так и особенностями, связанными с реформированием аудиторской деятельности и функционированием рынка аудиторских услуг.

Аудиторские организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", международными стандартами аудита (далее - МСА), кодексом профессиональной этики аудиторов и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также иными требованиями, установленными Банком России, Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциацией "Содружество" в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". При этом МСА, кодекс профессиональной этики аудиторов и правила независимости аудиторов и аудиторских организаций основываются на аналогичных международно-признанных документах.

В настоящее время предпринимаются значительные усилия по повышению роли аудиторской деятельности в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов, что влечет за собой рост требований к качеству оказываемых услуг. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р утверждена Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, содержащая, в том числе, основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, механизмы, меры и действия по их реализации в интересах повышения роли этой деятельности в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов.

При этом именно ВКД АО является одним из важнейших факторов обеспечения качества аудиторских услуг.

Сравнительные результаты ВКД АО за период с 2014 по 2022 годы представлены в Таблице N 1.

Таблица N 1

Наименование показателя
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
30.09. 2022 <1>
Количество запланированных проверок на очередной год
320
258
260
260
262
269
253
264
394
Количество проведенных плановых внешних проверок
287
227
217
241
247
236
55
241
71
Соотношение запланированных и проведенных проверок
90%
88%
83%
93%
94%
88%
22%
98%
18%
Количество аудиторских организаций, исключенных из планов проверок
33
31
37
19
14
9
5
19
321
Количество внеплановых проверок
6
10
22
31
28
25
9
26
6
Количество принятых решений о применении меры воздействия
247
191
188
224
206
189
72
173
55
Количество проведенных профилактических визитов
0
0
0
0
0
0
0
28
215
Количество объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства
0
0
0
0
0
0
0
28
154

--------------------------------

<1> В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" досрочно завершено 27 плановых проверок, 5 внеплановых проверок и завершено не начатых плановых проверок путем исключения из плана 321 проверки.

В рамках анализа нарушений, выявленных в ходе ВКД АО по состоянию на 30 сентября 2022 года, установлено следующее:

- требования к форме и содержанию аудиторского заключения не соблюдают 11,1% аудиторских организаций;

- требования к соблюдению этических принципов не соблюдают 10,8% аудиторских организаций;

- требования к системе контроля качества услуг не соблюдают 9,7% аудиторских организаций;

- требования к формированию мнения в аудиторском заключении не соблюдаются 9,1% аудиторских организаций;

- требования к разработке и выполнению аудиторских процедур, сбору достаточных надлежащих аудиторских доказательств не соблюдают 6,8% аудиторских организаций.

Всего по состоянию на 30 сентября 2022 года в рамках проведенных проверок ВКД АО выявлено 6 275 нарушений аудиторскими организациями обязательных требований.

Проведение 32 проверок (27 плановых проверок и 5 внеплановых проверок) завершено досрочно в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 11, ст. 1715). В связи с невозможностью проведения контрольных действий в результате досрочного завершения 17 проверок (14 плановых и 3 внеплановых проверок) нарушения обязательных требований не выявлены.

Профилактическая деятельность Федерального казначейства в рамках ВКД АО в 2022 году осуществляется по следующим направлениям:

- обеспечение открытости деятельности Федерального казначейства (в том числе посредством публикации на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.roskazna.gov.ru (далее - официальный сайт Федерального казначейства) информации о деятельности по ВКД АО);

- проведение различных мероприятий, посвященных вопросам аудиторской деятельности и осуществления ВКД АО (совещаний, конференций, заседаний совещательных органов и рабочих групп) с участием представителей аудиторского сообщества, иных заинтересованных органов власти и организаций;

- обобщение правоприменительной практики (в том числе посредством подготовки докладов, отчетов, статистической информации и рекомендаций по недопущению нарушения обязательных требований);

- объявление предостережений в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований;

- проведение обязательных профилактических визитов в отношении аудиторских организаций, впервые приступающих к осуществлению деятельности по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

В целях реализации положений части 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007) (далее - Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") издан приказ Федерального казначейства от 17 декабря 2021 г. N 356 "Об утверждении программы Профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2022 год".

Все мероприятия, предусмотренные Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2022 год и Перечнем профилактических мероприятий исполнены в полном объеме.

Реализация положений Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в 2022 году осуществлялась по следующим направлениям:

- поддержание в актуальном виде размещенного на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Главная/Контроль/Внешний контроль деятельности аудиторских организаций/Перечень обязательных требований" перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом ВКД АО;

- поддержание в актуальном виде размещенных на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Главная/Контроль/Внешний контроль деятельности аудиторских организаций" текстов правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом ВКД АО;

- обобщение результатов ВКД АО;

- проведение мониторинга исполнения аудиторскими организациями обязательных требований;

- информирование на регулярной основе аудиторских организаций по вопросам соблюдения обязательных требований (в том числе в рамках проведения профилактических визитов) обобщение правоприменительной практики и публикация соответствующих материалов на официальном сайте Федерального казначейства и официальных сайтах территориальных органов Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты территориальных органов), проведение совместно с представителями аудиторского сообщества совещаний, конференций и семинаров.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований, в 2022 году включали в себя следующую деятельность:

1. В целях повышения информированности общественности по направлению деятельности ВКД АО ведет работу Совет по организации внешнего контроля деятельности аудиторских организаций (приказ Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. N 236 "О создании Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций" (далее - Совет по организации ВКД АО)). Деятельность Совета по организации ВКД АО осуществляется в соответствии с Планом работы Совета по организации ВКД АО на очередной год, утверждаемым руководителем Федерального казначейства - Председателем Совета по организации ВКД АО.

При Совете по организации ВКД АО действуют:

- Рабочая группа по актуализации Классификатора нарушений, выявляемых при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

- Рабочая группа по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы;

- Рабочая группа по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы по исполнению аудиторскими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).

В рамках деятельности Рабочей группы по актуализации Классификатора нарушений, выявляемых при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.

Также Федеральным казначейством совместно с представителями Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации "Содружество" (далее - СРО ААС) проведен ряд мероприятий по обмену опытом и информацией о результатах надзорной деятельности и выработке единых подходов при осуществлении ВКД АО.

2. Осуществляется работа Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций с участием представителей аудиторских организаций и СРО ААС. В рамках деятельности указанных комиссий в 2022 году рассмотрены результаты внешних проверок деятельности 16 аудиторских организаций.

Вся информация о деятельности Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, Совета по организации ВКД АО и рабочих групп, созданных при нем, публикуется на официальном сайте Федерального казначейства.

3. По результатам работы по обобщению правоприменительной практики за 2021 год Федеральным казначейством подготовлен Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", за 2021 год, утвержденный приказом Федерального казначейства от 28 февраля 2022 г. N 47.

4. Осуществляется проведение профилактических визитов в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, впервые приступающих к осуществлению деятельности по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также деятельность которых относится к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В ходе профилактических визитов контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, при необходимости осуществляется сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категориям риска.

5. Осуществляется объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

По результатам анализа практики осуществления Федеральным казначейством профилактической деятельности в истекшем периоде 2022 года установлены следующие действия (бездействие) аудиторских организаций, повлекшие объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации:

- нарушение требований к форме и содержанию аудиторского заключения;

- нарушение требований к участию аудитора в аудиторской деятельности в соответствии с типом квалификационного аттестата;

- нарушение требований к наличию сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- нарушение требований к осуществлению аудиторской деятельности в соответствии с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности;

- нарушение требований к соблюдению независимости;

- несоблюдение требования по уведомлению уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о начале оказания услуг.

6. В целях реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р, осуществлено информирование комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) 35 юридических лиц, отнесенных к общественно значимым организациям, о результатах внешнего контроля деятельности аудиторских организаций.

7. Во исполнение требований части 1 статьи 5.4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и подпункта 5.1.12 пункта 5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2021, N 52, ст. 9172) с 1 сентября 2022 года Федеральным казначейством осуществляется ведение реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

По результатам рассмотрения заявлений аудиторских организаций по состоянию на 30 сентября 2022 года в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, внесены сведения о 5 аудиторских организациях.

8. В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, пунктом 3 требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2021 г. N 1844 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 44, ст. 7443) приказом Федерального казначейства от 4 февраля 2022 г. N 7н "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федерального государственного контроля (надзора)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2022 г., регистрационный N 67365) утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федерального государственного контроля (надзора), которая размещена на официальном сайте Федерального казначейства.

В целях повышения информированности представителей аудиторского сообщества 6 - 7 июля 2022 года в г. Санкт-Петербурге проведено Всероссийское совещание на тему: "Перспективы развития аудиторской деятельности в Российской Федерации" с участием представителей Минфина России, Росфинмониторинга, ФНС России, аудиторского и научного сообщества, а также Аудиторской палаты Республики Беларусь, в рамках которого представители Федерального казначейства ответили на вопросы аудиторского сообщества, касающиеся осуществления контроля (надзора).

Также в 2022 году представители Федерального казначейства и его территориальных органов приняли участие в следующих мероприятиях:

- конференциях с аудиторскими организациями по вопросам осуществления ВКД АО в 2022 году;

- Международной научно-практической конференции на тему: "Основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности: механизмы, меры и действия аудиторского сообщества и заинтересованных организаций для их реализации" при участии представителей СРО ААС, Росфинмониторинга, а также представителей Республики Беларусь и Республики Узбекистан;

- Международной Олимпиаде по финансовой безопасности, организованной Федеральной службой по финансовому мониторингу;

- Международной научно-практической конференции "Аудит, учет, налогообложение, финансовый контроль (надзор): новые возможности, преграды, решения" совместно с СРО ААС;

- совещании с представителями аудиторского сообщества и Аудиторской палаты Республики Беларусь на тему: "Перспективы развития аудиторской деятельности в Российской Федерации";

- совещании с представителя аудиторского сообщества при участии СРО ААС, посвященное рассмотрению актуальных вопросов ВКД АО, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;

- совещании представителей аудиторских организаций, посвященном созданию Хартии добросовестных участников рынка аудиторских услуг;

- во Всероссийской научно-практической конференции "Основные задачи и приоритетные направления Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года: механизмы, меры и действия аудиторского сообщества и заинтересованных организаций для их реализации" при участии представителей Росфинмониторинга, ФНС России, Банка России.

На регулярной основе в режиме аудио-видеоконференцсвязи проводятся вебинары и совещания с территориальными органами Федерального казначейства.

На официальном сайте Федерального казначейства публикуется расширенная информация о результатах проведения плановых и внеплановых проверок в рамках ВКД АО.

Мероприятия Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2023 год (далее - Программа) направлены на повышение уровня осведомленности аудиторских организаций об обязательных требованиях законодательства Российской Федерации, предъявляемых к их деятельности, снижение рисков нарушения аудиторскими организациями указанных требований, а также стимулирование их добросовестного соблюдения.

Для решения вышеуказанных вопросов необходимо:

расширение практики осуществления мониторинга деятельности аудиторских организаций в целях выявления рисков нарушения ими установленных требований и правил;

развитие практики дифференциации профилактической работы в отношении аудиторских организаций, относящихся к различным категориям риска;

совершенствование практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности;

развитие взаимодействия Федерального казначейства с СРО ААС и профессиональным аудиторским сообществом.

Расчет Показателей результативности и эффективности Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, за 2022 год представлен ниже:

- доля проверок, осуществленных в отношении аудиторских организаций, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований, от общего количества проведенных проверок - 68%;

- количество обжалованных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований, к общему количеству обжалованных мер воздействия - 100%;

- количество аудиторских организаций, к которым применены меры воздействия за отчетный период, к общему количеству аудиторских организаций, проверенных в отчетном периоде - 72,3%;

доля проинформированных аудиторских организаций об обязательных требованиях и осуществлении государственного контроля (надзора) - 62%.

II. Цели и задачи реализации Программы профилактики
рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом
ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности
аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги
общественно значимым организациям

Целями реализации Программы являются:

а) стимулирование добросовестного соблюдения аудиторскими организациями обязательных требований;

б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям аудиторскими организациями обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

в) создание условий для доведения обязательных требований до аудиторских организаций, повышение их информированности о способах их соблюдения.

Реализация Программы позволит решить следующие задачи:

- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований аудиторскими организациями, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике;

- предотвращение готовящихся нарушений обязательных требований и предупреждение аудиторских организаций о наличии признаков нарушений обязательных требований;

- информирование аудиторских организаций об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении аудиторских организаций исходя из их отнесения к соответствующей категории риска.

III. Перечень профилактических мероприятий, сроки
(периодичность) их проведения

N п/п
Наименование мероприятия
Срок (периодичность проведения)
Ответственное подразделение органа государственного контроля (надзора)
1.
Информирование аудиторских организаций посредством поддержания в актуальном виде размещенных на официальном сайте Федерального казначейства перечня и текстов правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций
В течение года
Управление по надзору за аудиторской деятельностью (далее - Управление)
2.
Информирование аудиторских организаций посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
В течение года
Управление
3.
Информирование аудиторских организаций посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения аудиторских организаций к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
В течение года
Управление
4.
Информирование аудиторских организаций посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства перечня аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска
В течение года
Управление
5.
Информирование аудиторских организаций посредством размещения в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2023 год
В течение года
Управление
6.
Направление аудиторским организациям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в случае наличия у Федерального казначейства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
В течение года
Управление, территориальные органы Федерального казначейства
7.
Подготовка и размещение на официальном сайте Федерального казначейства доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
Не позднее 1 марта 2023 года
Управление
8.
Информирование аудиторских организаций о результатах осуществления внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, посредством размещения на официальном сайте Федерального казначейства доклада о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, представленного в Минэкономразвития России
15 марта 2023 года
Управление
9.
Информирование аудиторских организаций посредством проведения Федеральным казначейством совместно с территориальными органами, Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциацей "Содружество", иными заинтересованными организациями заседаний Совета по организации ВКД АО, заседаний рабочих групп при Совете по организации ВКД АО, семинаров, тематических конференций, консультаций, проводимых как в очном режиме, так и в режиме аудиовидеоконференцсвязи
В течение года
Управление
10.
Информирование аудиторских организаций посредством публикации на официальном сайте Федерального казначейства информации о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных Федеральным казначейством и его территориальными органами, уполномоченными на осуществление внешнего контроля деятельности аудиторских организаций
Не позднее 5 рабочих дней со дня подписания актов проверок
Управление
11.
Информирование аудиторских организаций посредством публикации на официальном сайте Федерального казначейства статистики количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований
Ежеквартально
Управление
12.
Информирование аудиторских организаций посредством выступления в СМИ (на телевидении)
По согласованию со СМИ
Управление
13.
Информирование аудиторских организаций посредством публикации в журналах
По согласованию со СМИ
Управление
14.
Проведение профилактических визитов <1>
I - IV кварталы 2023 года
Управление, территориальные органы Федерального казначейства

--------------------------------

<1> Проведение профилактических визитов осуществляется в соответствии с планами проведения профилактических визитов в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Федерального казначейства (его территориальных органов) на 2023 год.

IV. Показатели результативности и эффективности Программы
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении внешнего контроля
деятельности аудиторских организаций, оказывающих
аудиторские услуги общественно значимым организациям

Показателями результативности и эффективности Программы являются:

Коэффициент информирования аудиторских организаций. Показатель определяется как отношение количества обязательных профилактических визитов, проведенных в отношении аудиторских организаций, впервые приступивших к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, к общему количеству аудиторских организаций, впервые приступивших к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Формула для расчета данного ключевого показателя представлена ниже:

К(инф) = ПВ / АО

где:

ПВ - количество профилактических визитов, проведенных в течение отчетного периода в отношении аудиторских организаций, впервые приступивших к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

АО - общее количество аудиторских организаций, впервые приступивших к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение отчетного периода.

Оценка результативности ключевого показателя:

0,7 - профилактические визиты осуществляются в достаточном объеме с целью своевременного информирования аудиторских организаций, что свидетельствует об эффективности осуществления профилактической деятельности;

< 0,7 - недостаточный объем проведения профилактических визитов с целью информирования аудиторских организаций, впервые приступивших к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Эффективность предупреждения нарушений. Расчет показателя осуществляется по следующей формуле:

К(ПН) = ОП(текущ.) / ОП(прошл.) * 100%

где:

ОП(текущ.) - количество объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении аудиторских организаций в текущем отчетном периоде, которым в предыдущем периоде объявлялось предостережение по аналогичным основаниям;

ОП(прошл.) - количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении аудиторских организаций в текущем отчетном периоде, которым в предыдущем отчетном периоде объявлено предостережение.

Снижение доли аудиторских организаций, в отношении которых повторно было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований по аналогичным основаниям, свидетельствует об эффективности осуществления профилактической деятельности.