МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ
от 16 декабря 2020 г. N 371

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА
УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМИ (ОПЕРАЦИОННЫМИ) КАЗНАЧЕЙСКИМИ
РИСКАМИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ

В соответствии с Положением об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденным приказом Федерального казначейства от 29 июня 2020 г. N 200, федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный номер 56863; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 декабря 2019 г.), федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный номер 59596; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 1 сентября 2020 г.), а также в целях повышения эффективности управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в центральном аппарате Федерального казначейства, территориальных органах Федерального казначейства, Федеральном казенном учреждении "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" приказываю:

1. Утвердить Стандарт управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу:

приказ Федерального казначейства от 29 сентября 2017 г. N 259 "Об утверждении Стандарта управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе";

пункт 5 приказа Федерального казначейства от 15 марта 2018 г. N 62 "О внесении изменений в отдельные приказы Федерального казначейства";

приказ Федерального казначейства от 28 декабря 2018 г. N 440 "О внесении изменений в Стандарт управления внутреннеми (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе, утвержденный приказом Федерального казначейства от 29 сентября 2017 г. N 259";

пункт 8 приказа Федерального казначейства от 2 сентября 2019 г. N 232 "О внесении изменений в отдельные приказы Федерального казначейства";

пункт 3 приказа Федерального казначейства от 10 декабря 2019 г. N 377 "О внесении изменений в отдельные приказы Федерального казначейства";

пункт 1 приказа Федерального казначейства от 18 марта 2020 г. N 66 "О внесении изменений в отдельные приказы Федерального казначейства".

Руководитель
Р.Е.АРТЮХИН

Утвержден
приказом Федерального казначейства
от 16 декабря 2020 г. N 371

СТАНДАРТ
УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМИ (ОПЕРАЦИОННЫМИ) КАЗНАЧЕЙСКИМИ
РИСКАМИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ

I. Общие положения

1.1. Стандарт управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе (далее - Стандарт) разработан с учетом положений:

Национального стандарта Российской Федерации "Менеджмент риска. Принципы и руководство" (ГОСТ Р ИСО 31000-2019), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2019 г. N 1379-ст;

Национального стандарта Российской Федерации "Менеджмент риска. Технологии оценки риска" (ГОСТ Р 58771-2019), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2019 г. N 1405-ст;

Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н;

Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н;

Положения об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29 июня 2020 г. N 200 (далее - Положение);

Стандарта осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 26 декабря 2018 г. N 437 (далее - Стандарт ПОВАК);

Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 26 декабря 2018 г. N 438 (в редакции приказов Федерального казначейства от 2 сентября 2019 г. N 232, от 10 декабря 2019 г. N 377, от 28 октября 2020 г. N 296) (далее - Стандарт внутреннего контроля);

Стандартов ведомственного контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями Федерального казначейства при осуществлении ими контрольной и аудиторской деятельности, утвержденных приказом Федерального казначейства от 28 декабря 2018 г. N 442 (в редакции приказов Федерального казначейства от 2 сентября 2019 г. N 232, от 10 декабря 2019 г. N 377, от 18 марта 2020 г. N 66) (далее - Стандарты ВК и ВА).

1.2. Настоящий Стандарт разработан для использования структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства (далее - ЦАФК), территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК), Федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - ФКУ "ЦОКР", казенное учреждение):

при организации и осуществлении мероприятий по идентификации, анализу и оценке внутренних (операционных) казначейских рисков;

при принятии управленческих решений по минимизации либо предотвращению в дальнейшей деятельности вероятности реализации внутренних (операционных) казначейских рисков;

при формировании отчетности по результатам управления внутренними (операционными) казначейскими рисками.

1.3. Целью разработки Стандарта является установление общих правил, требований и процедур организации деятельности структурных подразделений ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при планировании и осуществлении управления внутренними (операционными) казначейскими рисками.

II. Термины и определения

2.1. Термины и определения, установленные в настоящем разделе, применяются в Стандарте, во всех видах документации, формируемой в рамках осуществления управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в структурных подразделениях ЦАФК, ТОФК и ФКУ "ЦОКР" в соответствии с настоящим Стандартом, а также для всех процедур управления внутренними (операционными) казначейскими рисками, организуемых и осуществляемых в соответствии с настоящим Стандартом.

2.2. В настоящем Стандарте применяются следующие термины:

2.2.1. Органы Федерального казначейства - ЦАФК, ТОФК.

2.2.2. ТОФК - межрегиональные управления Федерального казначейства, управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа).

2.2.3. Руководство - руководитель и заместители руководителя Федерального казначейства, руководители и заместители руководителей ТОФК, директор и заместители директора ФКУ "ЦОКР".

2.2.4. Казначейский риск - вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых органами Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, а также на результатах деятельности.

2.2.5. Внутренний (операционный) казначейский риск (внутренний риск) - вид казначейского риска, источник возникновения которого находится в системе Федерального казначейства.

2.2.6. Бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

2.2.7. Группа внутренних рисков - несколько внутренних рисков, которые взаимосвязаны и (или) относятся к сфере деятельности, осуществляемой ответственными структурными подразделениями органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в соответствии с возложенными на них функциями.

2.2.8. Управление внутренними рисками - скоординированный процесс, осуществляемый участниками системы управления внутренними рисками, направленный на идентификацию внутренних рисков, осуществление их анализа, оценки, выбора способа реагирования с учетом предотвращения распространения внутренних рисков на области, пограничные с зоной их возникновения, принятие управленческих решений в отношении внутренних рисков и их мониторинг.

2.2.9. Участники управления внутренними рисками - руководство органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", контрольно-аудиторские подразделения, иные структурные подразделения органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и сотрудники, принимающие участие в управлении внутренними рисками.

2.2.10. Система управления внутренними рисками - совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающая управление внутренними рисками.

2.2.11. Идентификация внутренних рисков - процесс выявления (обнаружения), распознавания и описания (классификации) внутренних рисков.

2.2.12. Анализ внутренних рисков - процесс изучения информации о внутреннем риске и его параметрах в целях определения значимости (уровня) внутреннего риска.

2.2.13. Оценка внутренних рисков - определение значимости (уровня) внутреннего риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра внутренних (бюджетных) рисков, осуществляемое участниками управления внутренними рисками с использованием процедур, составляющих процессы идентификации и анализа внутренних рисков.

2.2.14. Выбор способа реагирования на внутренние риски - выбор одного из возможных вариантов реагирования на внутренний риск, обеспечивающего достижение остаточного внутреннего риска, соответствующего допустимому уровню.

2.2.15. Мониторинг внутренних рисков - непрерывный процесс наблюдения за состоянием идентифицированных внутренних рисков, осуществляемый в случае необходимости в ходе внутреннего контроля, контрольных и аудиторских мероприятий и оценки эффективности деятельности в отношении деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и их структурных подразделений.

2.2.16. Значимость (уровень) внутреннего риска - показатель, значение которого определяется исходя из значений (показателей) критериев вероятности внутреннего риска и его степени влияния.

2.2.17. Степень влияния внутреннего риска - уровень потенциального негативного воздействия события на результаты деятельности органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе на результат выполнения бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий, осуществляемых Федеральным казначейством, величине ущерба, причиненного Российской Федерации, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Российской Федерации.

2.2.18. Вероятность внутреннего риска - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе на выполнение бюджетной процедуры.

2.2.19. Внутренний контроль - внутренний процесс, осуществляемый в рамках управления казначейскими рисками руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами органов Федерального казначейства, директором (заместителями директора) ФКУ "ЦОКР", иными должностными лицами ФКУ "ЦОКР", направленный на соблюдение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иными документами, регламентирующими деятельность органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих полномочий, в том числе посредством совершения контрольных действий, повышение эффективности (экономности и результативности) деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности.

2.2.20. Внутренний аудит - деятельность контрольно-аудиторских подразделений по формированию и предоставлению руководству органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" информации о состоянии деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" по осуществлению возложенных на них функций и полномочий, в том числе о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий, включая заключение о достоверности бюджетной отчетности, предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств, заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, о надежности функционирования системы внутреннего контроля.

2.2.21. Ведомственный контроль - деятельность контрольно-аудиторских подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в рамках которой осуществляется проверка соблюдения объектами ведомственного контроля требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иных документов, регламентирующих их деятельность.

2.2.22. Бюджетные процедуры - процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе процедуры по составлению и предоставлению сведений, необходимых для составления проекта федерального бюджета, а также по исполнению федерального бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, выполняемой органом Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

2.2.23. Контрольная деятельность - деятельность контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, контрольно-аудиторских подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР" по осуществлению ведомственного контроля в отношении деятельности структурных подразделений ЦАФК, а также ТОФК, ФКУ "ЦОКР", их структурных подразделений и сотрудников.

2.2.24. Аудиторская деятельность - деятельность контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, контрольно-аудиторских подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР", а также ответственных работников по осуществлению внутреннего аудита в отношении деятельности структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

2.2.25. Контрольные мероприятия - организационная форма осуществления контрольной деятельности, посредством которой обеспечивается ведомственный контроль деятельности структурных подразделений ЦАФК, а также ТОФК, ФКУ "ЦОКР", их структурных подразделений и сотрудников.

2.2.26. Аудиторские мероприятия - организационная форма осуществления аудиторской деятельности, посредством которой обеспечивается внутренний аудит деятельности структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

2.2.27. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства - Управление внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства.

2.2.28. Контрольно-аудиторские подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР" - отделы внутреннего контроля и аудита ТОФК, отдел внутреннего контроля и аудита ФКУ "ЦОКР".

2.2.29. Объекты внутреннего контроля - органы Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурные подразделения и сотрудники.

2.2.30. Объекты внутреннего аудита - совокупность операций, совершаемых органами Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурными подразделениями, в том числе бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, а также организация и осуществление внутреннего контроля.

2.2.31. Объекты ведомственного контроля - органы Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурные подразделения и сотрудники, в отношении которых осуществляется контрольное мероприятие.

2.2.32. Предмет внутреннего контроля - операции и действия (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе бюджетных процедур, в отношении которых осуществляется внутренний контроль в соответствии со Стандартом внутреннего контроля.

2.2.33. Предмет ведомственного контроля - операции и действия (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в отношении которых осуществляется ведомственный контроль в соответствии со Стандартами ВК и ВА.

2.2.34. Ответственный работник - сотрудник контрольно-аудиторского подразделения ТОФК, "ЦОКР", на которого приказом соответствующего ТОФК, ФКУ "ЦОКР" возложены полномочия по проведению проверки, а также ответственность за проведение проверки и подготовку акта проверки в случае, если проверка проводится единственным сотрудником.

2.2.35. Проверка - единичное контрольное и (или) аудиторское действие, проводимое в одной или нескольких из нижеперечисленных целей:

установление соответствия деятельности объектов ведомственного контроля требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства и иных документов, регламентирующих их деятельность;

оценка надежности внутреннего контроля и подготовка предложений по его организации.

2.2.36. Последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль - внутренний контроль, осуществляемый сотрудниками контрольно-аудиторских подразделений ТОФК в рамках управления казначейскими рисками после совершения операций и действий (в том числе по формированию документов), осуществляемых в структурных подразделениях ТОФК, реализуемый путем выполнения процессов и операций последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля и направленный:

на обеспечение оперативного информирования руководства ТОФК о соблюдении (нарушении) требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность ТОФК по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

на обеспечение своевременного принятия управленческих решений и реализацию мероприятий по минимизации или устранению в дальнейшей деятельности последствий нарушений (недостатков), выявленных в деятельности ТОФК.

III. Осуществление управления внутренними рисками в органах
Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР"

3.1. Управление внутренними рисками осуществляется участниками управления внутренними рисками в установленной сфере деятельности в соответствии с настоящим Стандартом и распределением основных функций, предусмотренным Положением.

3.2. Координацию деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" по организации и осуществлению управления внутренними рисками осуществляет контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства.

3.3. Организацию деятельности структурных подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР" по осуществлению управления внутренними рисками обеспечивает контрольно-аудиторское подразделение ТОФК, ФКУ "ЦОКР" соответственно.

3.4. Управление внутренними рисками в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" включает выполнение следующих мероприятий последовательно:

идентификацию, анализ и оценку внутренних рисков;

выбор способов реагирования на внутренние риски;

мониторинг внутренних рисков;

оценку эффективности функционирования системы управления внутренними рисками;

контроль эффективности функционирования системы управления внутренними рисками;

формирование отчетности в рамках управления внутренними рисками.

3.5. Управление бюджетными рисками в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" осуществляется в рамках управления внутренними рисками в соответствии с настоящим Стандартом.

Используемые для оценки внутренних рисков критерии в соответствии с настоящим Стандартом применяются в отношении оценки бюджетных рисков.

IV. Организация и осуществление идентификации,
анализа и оценки внутренних рисков в органах Федерального
казначейства, ФКУ "ЦОКР"

4.1. Идентификация, анализ и оценка внутренних рисков осуществляются структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК и ФКУ "ЦОКР".

4.2. Идентификация, анализ и оценка внутренних рисков осуществляются структурными подразделениями ЦАФК:

при формировании (актуализации) классификаторов внутренних (операционных) казначейских рисков по направлениям деятельности ТОФК, утверждаемых приказами Федерального казначейства (далее - классификаторы внутренних рисков ТОФК);

при осуществлении внутреннего контроля в соответствии со Стандартом внутреннего контроля.

4.3. Идентификация, анализ и оценка внутренних рисков осуществляются структурными подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР":

при подготовке предложений по актуализации классификаторов внутренних рисков ТОФК;

при осуществлении внутреннего контроля в соответствии со Стандартом внутреннего контроля.

4.4. Источниками информации для идентификации внутренних рисков являются:

законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые и правовые акты Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, технологические регламенты, иные документы, регламентирующие деятельность органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР";

классификаторы внутренних рисков ТОФК;

результаты анализа итогов контрольных и аудиторских мероприятий, мероприятий контрольно-надзорных органов в отношении ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" и их структурных подразделений;

отчетность о результатах осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР";

результаты последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля, осуществляемого в ТОФК в соответствии со Стандартом ПОВАК;

результаты интегральной оценки деятельности ТОФК, а также структурных подразделений ТОФК (если применимо), осуществленной в порядке, установленном в Федеральном казначействе, ТОФК;

результаты рассмотрения жалоб и обращений граждан и организаций;

информация о выявленных Федеральным казначейством нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обуславливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требований внутренних стандартов и процедур;

информация о возникновении коррупционно опасных операций;

иная информация и материалы о деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурных подразделений и сотрудников.

4.5. Идентификация внутренних рисков осуществляется путем реализации следующих мероприятий:

выявление внутренних рисков;

определение объектов воздействия внутренних рисков.

4.6. Идентификация внутренних рисков осуществляется не реже одного раза в год.

4.7. Идентификация, анализ и оценка внутренних рисков в ходе формирования (актуализации) классификаторов внутренних рисков ТОФК осуществляются в следующем порядке:

4.7.1. Выявление внутренних рисков осуществляется путем анализа информации из источников, перечисленных в пункте 4.4 настоящего Стандарта.

4.7.2. Объект воздействия внутреннего риска определяется путем отнесения каждого выявленного внутреннего риска к одному или нескольким направлениям деятельности ТОФК, подверженных риску.

4.7.3. Анализ и оценка внутренних рисков осуществляются структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК в целях определения значимости (уровня) внутреннего риска экспертным способом путем определения степени влияния и вероятности для каждого из выявленных внутренних рисков по каждой операции и действию (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности (далее - Операция), исходя из указанных в пунктах 4.7.3.1 - 4.7.3.3 настоящего Стандарта условий.

4.7.3.1. Степень влияния внутреннего риска оценивается как:

низкая - для внутренних рисков, являющихся малозначительными, нарушения в случае реализации таких рисков носят формальный и устранимый без негативных последствий характер;

средняя - для внутренних рисков, нарушения в случае реализации которых носят устранимый и (или) несущественный характер (не оказывают существенного влияния на результаты деятельности ТОФК);

высокая - для внутренних рисков, нарушения в случае реализации которых могут существенно негативно воздействовать на результаты деятельности ТОФК либо Федерального казначейства в целом или носят неустранимый характер.

Показатели для указанных значений критерия "степень влияния внутреннего риска" устанавливаются в размере 0,5; 0,8; 1,0 соответственно.

Степень влияния внутренних рисков, носящих обезличенный характер:

"иные риски...";

"другие риски..."

оценивается как низкая.

4.7.3.2. Вероятность внутреннего риска оценивается как:

низкая - для внутренних рисков, у которых существует низкая вероятность возникновения в ТОФК;

средняя - для внутренних рисков, у которых существует средняя вероятность возникновения в ТОФК;

высокая - для внутренних рисков, у которых существует высокая вероятность возникновения в ТОФК.

Показатели для указанных значений критерия "вероятность внутреннего риска" устанавливаются в размере 0,5; 0,7; 0,9 соответственно.

4.7.3.3. Значимость (уровень) внутреннего риска определяется исходя из значений (показателей) степени влияния внутреннего риска и вероятности внутреннего риска.

Значимость (уровень) внутреннего риска признается низким, если значение степени влияния конкретного внутреннего риска и вероятности конкретного внутреннего риска одновременно оцениваются как низкие.

Значимость (уровень) внутреннего риска признается средним в следующих случаях:

значение степени влияния конкретного внутреннего риска оценивается как низкое, значение вероятности конкретного внутреннего риска - среднее;

значение степени влияния конкретного внутреннего риска оценивается как среднее, значение вероятности конкретного внутреннего риска - низкое.

В иных случаях уровень внутреннего риска признается значимым.

4.7.4. Результаты идентификации, анализа и оценки внутренних рисков в ходе формирования (актуализации) классификаторов внутренних рисков ТОФК отражаются по форме согласно приложению N 1 к настоящему Стандарту.

4.7.5. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства при участии заинтересованных структурных подразделений ЦАФК обеспечивает формирование классификаторов внутренних рисков ТОФК и их утверждение приказами Федерального казначейства в порядке, установленном в Федеральном казначействе.

Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства вправе привлекать ТОФК к формированию документов, указанных в настоящем пункте Стандарта.

4.7.6. Сформированные в соответствии с настоящим пунктом Стандарта классификаторы внутренних рисков ТОФК применяются при осуществлении контрольной и аудиторской деятельности в соответствии со Стандартами ВК и ВА, при осуществлении интегральной оценки деятельности ТОФК по итогам контрольных и аудиторских мероприятий в порядке, установленном в Федеральном казначействе, а также в иных случаях, установленных в соответствии с приказами Федерального казначейства.

4.8. Идентификация, анализ и оценка внутренних рисков при осуществлении внутреннего контроля в соответствии со Стандартом внутреннего контроля осуществляются в следующем порядке:

4.8.1. Выявление внутренних рисков осуществляется путем анализа информации из источников, перечисленных в пункте 4.4 настоящего Стандарта.

Выявление внутренних рисков осуществляется с учетом повторяемости Операций, а также с учетом существенности их влияния на результаты выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности.

В ходе выявления внутренних рисков для каждой Операции определяется перечень внутренних рисков, возникающих при выполнении Операции (не менее двух рисков для каждой Операции).

4.8.2. Объект воздействия внутреннего риска определяется путем установления Операций в деятельности соответствующего структурного подразделения органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", подверженных риску, для каждого из выявленных рисков.

4.8.3. Анализ и оценка внутренних рисков, возникающих в деятельности структурных подразделений, выполняющих бюджетные процедуры, осуществляются структурными подразделениями ЦАФК, ответственными за результаты выполнения бюджетной процедуры, указанными в перечне, утвержденном приказом Федерального казначейства (далее - структурные подразделения ЦАФК, ответственные за результаты выполнения бюджетной процедуры), структурными подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР" экспертным способом в ходе формирования перечня Операций в установленном Стандартом внутреннего контроля порядке.

4.8.4. В целях формирования перечня Операций структурными подразделениями ЦАФК, ответственными за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурными подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР" ведутся реестры внутренних рисков на бумажном носителе или посредством использования соответствующего программного обеспечения по форме согласно приложению N 2 к настоящему Стандарту.

В реестре внутренних рисков для каждой Операции структурными подразделениями ЦАФК, ответственными за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурными подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР" с учетом информации, содержащейся в источниках информации, перечисленных в пункте 4.4 настоящего Стандарта, составляется перечень внутренних рисков (не менее двух рисков для каждой Операции) с указанием их степени влияния, вероятности и значимости (уровня), исходя из указанных в пунктах 4.8.4.1 - 4.8.4.3 настоящего Стандарта условий.

4.8.4.1. Степень влияния внутреннего риска оценивается как:

низкая - для внутренних рисков, являющихся малозначительными, нарушения в случае реализации таких рисков носят формальный и устранимый без негативных последствий характер;

средняя - для внутренних рисков, нарушения в случае реализации которых носят устранимый и (или) несущественный характер (не оказывают существенного влияния на результаты деятельности структурного подразделения ЦАФК, ответственного за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурного подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР");

высокая - для внутренних рисков, нарушения в случае реализации которых могут существенно негативно воздействовать на результаты деятельности структурного подразделения ЦАФК, ответственного за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурного подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР" либо Федерального казначейства в целом или носят неустранимый характер.

Показатели для указанных значений критерия "степень влияния внутреннего риска" устанавливаются в размере 0,5; 0,8; 1,0 соответственно.

4.8.4.2. Вероятность внутреннего риска оценивается как:

низкая - для внутренних рисков, у которых существует низкая вероятность возникновения в структурном подразделении ЦАФК, ответственном за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурном подразделении ТОФК, ФКУ "ЦОКР";

средняя - для внутренних рисков, у которых существует средняя вероятность возникновения в структурном подразделении ЦАФК, ответственном за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурном подразделении ТОФК, ФКУ "ЦОКР";

высокая - для внутренних рисков, у которых существует высокая вероятность возникновения в структурном подразделении ЦАФК, ответственном за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурном подразделении ТОФК, ФКУ "ЦОКР".

Показатели для указанных значений критерия "вероятность внутреннего риска" устанавливаются в размере 0,5; 0,7; 0,9 соответственно.

4.8.4.3. Значимость (уровень) внутреннего риска определяется исходя из значений (показателей) степени влияния внутреннего риска и вероятности внутреннего риска.

Значимость (уровень) внутреннего риска признается низким, если значение степени влияния конкретного внутреннего риска и вероятности конкретного внутреннего риска одновременно оцениваются как низкие.

Значимость (уровень) внутреннего риска признается средним в следующих случаях:

значение степени влияния конкретного внутреннего риска оценивается как низкое, значение вероятности конкретного внутреннего риска - среднее;

значение степени влияния конкретного внутреннего риска оценивается как среднее, значение вероятности конкретного внутреннего риска - низкое.

В иных случаях уровень внутреннего риска признается значимым.

4.8.5. Реестр внутренних рисков утверждается руководителем органа Федерального казначейства (директором ФКУ "ЦОКР"), заместителем руководителя органа Федерального казначейства (заместителем директора ФКУ "ЦОКР"), курирующим деятельность соответствующего структурного подразделения органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным в порядке, установленном в Федеральном казначействе.

4.8.6. Формирование и утверждение реестра внутренних рисков осуществляется ежегодно в срок не позднее 20 декабря текущего года.

4.8.7. Актуализация реестра внутренних рисков осуществляется:

при принятии решения о внесении изменений в реестр внутренних рисков, в том числе по результатам мониторинга внутренних рисков, осуществляемого в соответствии с настоящим Стандартом, руководителем органа Федерального казначейства (директором ФКУ "ЦОКР"), заместителем руководителя органа Федерального казначейства (заместителем директора ФКУ "ЦОКР"), курирующим деятельность соответствующего структурного подразделения органа Федерального казначейства (ФКУ "ЦОКР") в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным в установленном порядке;

при актуализации классификаторов внутренних рисков ТОФК;

в случаях изменения законодательных и иных нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, технологических регламентов и иных документов, используемых в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" при выполнении ими функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе при выполнении бюджетных процедур.

Актуализация реестра внутренних рисков осуществляется путем утверждения новой редакции реестра внутренних рисков в порядке, установленном настоящим Стандартом для формирования реестра внутренних рисков, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия в органе Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" решения о внесении изменений в реестр внутренних рисков.

4.8.8. Утвержденный реестр внутренних рисков на очередной год представляется в контрольно-аудиторское подразделение органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в срок не позднее трех рабочих дней с даты его утверждения посредством прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система документооборота "LanDocs".

Актуализированный реестр внутренних рисков представляется в контрольно-аудиторское подразделение органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в срок не позднее пяти рабочих дней с даты утверждения актуальной версии документа посредством прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система документооборота "LanDocs".

4.8.9. Контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства на основании информации о бюджетных рисках, указанной в реестрах внутренних рисков структурных подразделений ЦАФК, ответственных за результаты выполнения бюджетной процедуры, а также проводимого анализа информации о выявленных нарушениях (недостатках), их причинах и условиях возникновения обеспечивается формирование реестра бюджетных рисков Федерального казначейства (далее - Реестр бюджетных рисков) в целях обеспечения анализа информации о бюджетных рисках, оценки бюджетных рисков и способов их минимизации.

Формирование Реестра бюджетных рисков осуществляется на бумажном носителе или посредством использования соответствующего программного обеспечения по форме согласно приложению N 3 к настоящему Стандарту.

4.8.10. Актуализация Реестра бюджетных рисков осуществляется контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства не реже одного раза в год путем проведения переоценки бюджетных рисков, находящихся в Реестре бюджетных рисков, а также выявления бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году в ходе мониторинга внутренних рисков, осуществляемого в соответствии с настоящим Стандартом.

Актуализация Реестра бюджетных рисков осуществляется путем формирования Реестра бюджетных рисков в новой редакции в порядке, установленном настоящим Стандартом для формирования Реестра бюджетных рисков, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия в Федеральном казначействе решения о внесении изменений в Реестр бюджетных рисков.

4.8.11. Формирование Реестра бюджетных рисков осуществляется ежегодно, до начала очередного года.

4.8.12. Формирование (актуализация) реестра бюджетных рисков ТОФК, ФКУ "ЦОКР" осуществляется в порядке, установленном соответствующим приказом ТОФК, ФКУ "ЦОКР".

4.8.13. Результаты идентификации, анализа и оценки внутренних рисков отражаются в перечне Операций структурного подразделения ЦАФК, ответственного за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурного подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР" путем внесения в него информации об Операциях - предметах внутреннего контроля по тем рискам, в отношении которых принято решение о применении способа реагирования "контроль (снижение) внутреннего риска".

4.8.14. Результаты идентификации, анализа и оценки внутренних рисков, полученные в соответствии с пунктом 4.8.13 настоящего Стандарта, учитываются при формировании (актуализации) структурным подразделением ЦАФК, ответственным за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурным подразделением ТОФК, ФКУ "ЦОКР" карты внутреннего контроля на очередной год в установленном Стандартом внутреннего контроля порядке.

В карту внутреннего контроля на очередной год в обязательном порядке подлежат включению Операции, для которых уровень внутреннего риска признан значимым.

V. Выбор способа реагирования на внутренние риски

5.1. В органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" применяются следующие способы реагирования на внутренние риски:

принятие внутреннего риска;

избежание внутреннего риска;

контроль (снижение) внутреннего риска.

5.2. Принятие внутреннего риска осуществляется в случае, если доступные способы снижения внутреннего риска не позволяют его минимизировать либо являются нецелесообразными (излишне ресурсоемкими) по сравнению с негативными последствиями, которые может нанести реализация соответствующего риска.

Данный способ реагирования на риски не может быть применен к внутренним рискам с высокой (1,0) степенью влияния.

5.3. Избежание внутреннего риска предполагает изменение внутренних процедур в структурном подразделении органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" путем обеспечения их корректировки, не противоречащей требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, технологических регламентов, иных документов, регламентирующих деятельность органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", исполнение которых приводит к систематическому возникновению внутренних рисков.

Данный способ реагирования на внутренние риски применяется при организации внутренних процедур в структурных подразделениях органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

В случае если для избежания внутреннего риска требуется изменение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, технологических регламентов, а также указаний иных уполномоченных органов государственной власти, соответствующие предложения направляются в следующем порядке:

в случае необходимости изменения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, иных уполномоченных органов государственной власти (за исключением Федерального казначейства) - ЦАФК в адрес соответствующего органа государственной власти, а ТОФК, ФКУ "ЦОКР" - в адрес ЦАФК;

в случае необходимости изменения нормативных правовых и правовых актов, технологических регламентов и указаний Федерального казначейства - структурными подразделениями ЦАФК, а также ТОФК, ФКУ "ЦОКР" - в адрес структурных подразделений ЦАФК, уполномоченных на разработку соответствующих документов в соответствии с положением о таком структурном подразделении ЦАФК, утвержденным приказом Федерального казначейства.

5.4. Контроль (снижение) внутреннего риска предусматривает осуществление комплекса организационных, методологических и информационно-технологических мероприятий, направленных на снижение вероятности возникновения определенного внутреннего риска в структурном подразделении органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", а также минимизацию последствий в случае реализации такого риска.

Указанный комплекс мероприятий может включать одно или несколько из нижеуказанных мероприятий:

включение внутренних рисков в классификаторы внутренних рисков ТОФК в соответствии с пунктом 4.7 настоящего Стандарта;

включение контрольных действий, совершаемых в отношении Операций, осуществляемых в структурных подразделениях ЦАФК, ответственных за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурных подразделениях ТОФК, ФКУ "ЦОКР", в карты внутреннего контроля на очередной год в установленном Стандартом внутреннего контроля порядке;

выработку предложений по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые и правовые акты уполномоченных органов государственной власти, технологические регламенты, не связанных с изменением внутренних процедур в структурном подразделении органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР";

выработку предложений по автоматизации Операций, осуществляемых в структурных подразделениях органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", а также по осуществлению в отношении них контрольных действий с применением средств автоматизации деятельности;

осуществление контрольно-аудиторским подразделением ТОФК последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в соответствии со Стандартом ПОВАК.

VI. Осуществление мониторинга внутренних рисков

6.1. Мониторинг внутренних рисков осуществляется руководством органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства, контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР" и начальниками (иными уполномоченными лицами) иных структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

Мониторинг внутренних рисков осуществляется путем определения соответствия деятельности структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, технологических регламентов, иных документов, регламентирующих деятельность органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", оценки динамики количества и значимости реализовавшихся внутренних рисков, в том числе бюджетных, а также достаточности мер, предпринимаемых для их минимизации (устранения) и предупреждения в дальнейшей деятельности.

6.1.1. Руководитель Федерального казначейства осуществляет мониторинг внутренних рисков:

при рассмотрении журналов учета выявленных нарушений за текущий год структурных подразделений ЦАФК, ответственных за результаты выполнения бюджетной процедуры, в отношении которых указанное должностное лицо осуществляет курирование и контроль за их деятельностью, формируемых в соответствии со Стандартом внутреннего контроля;

при рассмотрении итоговых документов, отражающих результаты проведения контрольных и аудиторских мероприятий, протоколов заседаний Комитета Федерального казначейства по внутреннему контролю и внутреннему аудиту, аналитических записок по результатам осуществления контрольных и аудиторских мероприятий в Федеральном казначействе, составляемых в порядке, предусмотренном Стандартами ВК и ВА.

6.1.2. Заместители руководителя Федерального казначейства осуществляют мониторинг внутренних рисков при рассмотрении журналов учета выявленных нарушений за текущий год структурных подразделений ЦАФК, ответственных за результаты выполнения бюджетной процедуры, в отношении которых указанные должностные лица осуществляют курирование и контроль за их деятельностью, формируемых в соответствии со Стандартом внутреннего контроля.

6.1.3. Руководитель ТОФК осуществляет мониторинг внутренних рисков:

при рассмотрении журналов учета выявленных нарушений за текущий год в отношений структурных подразделений ТОФК, в отношении которых указанное должностное лицо осуществляет курирование и контроль за их деятельностью, формируемых в соответствии со Стандартом внутреннего контроля;

при рассмотрении отчетов по результатам последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля, составляемых в порядке, установленном Стандартом ПОВАК;

при рассмотрении итоговых документов, отражающих результаты проведения контрольных и аудиторских мероприятий, протоколов заседаний Комитета ТОФК по внутреннему контролю и внутреннему аудиту (в случае его создания), составляемых в порядке, предусмотренном Стандартами ВК и ВА.

6.1.4. Заместители руководителя ТОФК осуществляют мониторинг внутренних рисков:

при рассмотрении журналов учета выявленных нарушений за текущий год структурных подразделений ТОФК, в отношении которых указанные должностные лица осуществляют курирование и контроль за их деятельностью, формируемых в соответствии со Стандартом внутреннего контроля;

при рассмотрении отчетов по результатам последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля, составляемых в порядке, установленном Стандартом ПОВАК.

6.1.5. Директор ФКУ "ЦОКР" осуществляет мониторинг внутренних рисков:

при рассмотрении журналов учета выявленных нарушений за текущий год в отношении структурных подразделений ФКУ "ЦОКР", в отношении которых указанное должностное лицо осуществляет курирование и контроль за их деятельностью, формируемых в соответствии со Стандартом внутреннего контроля;

при рассмотрении итоговых документов, отражающих результаты проведения контрольных и аудиторских мероприятий, протоколов заседаний Комитета ФКУ "ЦОКР" по внутреннему контролю и внутреннему аудиту (в случае его создания), составляемых в порядке, предусмотренном Стандартами ВК и ВА.

6.1.6. Заместители директора ФКУ "ЦОКР" осуществляют мониторинг внутренних рисков при рассмотрении журналов учета выявленных нарушений за текущий год структурных подразделений ФКУ "ЦОКР", в отношении которых указанные должностные лица осуществляют курирование и контроль за их деятельностью, формируемых в соответствии со Стандартом внутреннего контроля.

6.1.7. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства осуществляет мониторинг внутренних рисков при подготовке аналитической справки для руководителя Федерального казначейства с указанием основных (системных) нарушений (недостатков), выявленных в ходе внутреннего контроля, их причинах и мерах, принятых для их устранения, а также с рекомендациями по недопущению в дальнейшей деятельности нарушений (недостатков), выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля в соответствии со Стандартом внутреннего контроля.

6.1.8. Контрольно-аудиторские подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР" осуществляют мониторинг внутренних рисков:

при подготовке аналитической справки для руководителя ТОФК (директора ФКУ "ЦОКР") с указанием основных (системных) нарушений (недостатков), выявленных в ходе внутреннего контроля, их причинах и мерах, принятых для их устранения, а также с рекомендациями по недопущению в дальнейшей деятельности нарушений (недостатков), выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля в соответствии со Стандартом внутреннего контроля;

при рассмотрении по поручению Федерального казначейства перечней основных нарушений, выявленных в ходе проверок деятельности ТОФК, и обеспечении их учета при планировании контрольных и аудиторских мероприятий (применимо для контрольно-аудиторских подразделений ТОФК).

6.1.9. Начальники (иные уполномоченные лица) структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" осуществляют мониторинг внутренних рисков:

при осуществлении внутреннего контроля в отношении Операций, выполняемых соответствующим структурным подразделением органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в рамках установленных функций и полномочий, и рассмотрении его результатов;

при рассмотрении отчетов по результатам последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля, формируемых в порядке, установленном Стандартом ПОВАК;

при рассмотрении по поручению Федерального казначейства перечней основных нарушений, выявленных в ходе проверок деятельности ТОФК (применимо для структурных подразделений ТОФК).

6.2. Мониторинг внутренних рисков осуществляется руководством органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", контрольно-аудиторскими подразделениями органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и начальниками (иными уполномоченными лицами) иных структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" также при рассмотрении результатов проверок контрольно-надзорных органов.

6.3. По результатам мониторинга внутренних рисков структурными подразделениями органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" осуществляется:

подготовка предложений по актуализации классификаторов внутренних рисков ТОФК, формируемых контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства;

актуализация карт внутреннего контроля на очередной год в соответствии со Стандартом внутреннего контроля;

планирование контрольной и аудиторской деятельности в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", а также иные действия, предусмотренные приказами органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", направленные на совершенствование деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и минимизацию (устранение) внутренних рисков, в том числе бюджетных рисков.

6.4. Структурные подразделения органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" при регламентации процессов и операций по направлениям деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" должны принимать все необходимые меры для предупреждения и минимизации (устранения) внутренних рисков, в том числе бюджетных, возникающих при выполнении функций и осуществлении полномочий, в том числе с учетом результатов мониторинга внутренних рисков в соответствии с положениями настоящего раздела Стандарта.

VII. Оценка и контроль эффективности функционирования
системы управления внутренними рисками

7.1. Оценка и контроль эффективности функционирования системы управления внутренними рисками осуществляются контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства и контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР" путем проведения контрольных и аудиторских мероприятий в соответствии со Стандартами ВК и ВА.

7.2. Функционирование системы управления внутренними рисками признается эффективным в случае если управление внутренними рисками в структурном подразделении органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" приводит к отсутствию либо существенному снижению по результатам проведения контрольных и аудиторских мероприятий в отношении деятельности соответствующего структурного подразделения органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" числа нарушений положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, технологических регламентов, иных документов, применяемых структурными подразделениями органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, либо количество указанных нарушений, установленных по результатам контрольных и аудиторских мероприятий в отношении деятельности соответствующего структурного подразделения органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", составило незначительную долю к общему количеству Операций, проверенных в ходе осуществления контрольных и аудиторских мероприятий.

7.3. Выводы об эффективности функционирования системы управления внутренними рисками включаются контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства, контрольно-аудиторским подразделением ТОФК, ФКУ "ЦОКР", назначившим контрольное и (или) аудиторское мероприятие, в итоговые документы, отражающие результаты проведения данных мероприятий, составленные в соответствии со Стандартами ВК и ВА.

В случае если функционирование системы управления внутренними рисками по результатам контрольных и аудиторских мероприятий признано неэффективным, в указанные итоговые документы, отражающие результаты проведения данных мероприятий, также подлежат включению предложения (рекомендации) по принятию мер, направленных на устранение и (или) минимизацию внутренних рисков, в том числе бюджетных, а также по внесению изменений в карты внутреннего контроля (в случае если правовыми актами Федерального казначейства предусмотрено их оформление).

VIII. Формирование отчетности в рамках управления
внутренними рисками в органах Федерального казначейства,
ФКУ "ЦОКР"

8.1. Структурные подразделения ЦАФК, ответственные за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурные подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР" в течение отчетного периода (период с 1 января по 31 декабря очередного года) осуществляют учет фактов реализовавшихся внутренних рисков.

Структурные подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР" не позднее 5 рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в контрольно-аудиторское подразделение ТОФК, ФКУ "ЦОКР" Отчеты о результатах управления внутренними рисками (далее - Отчет) по форме согласно приложению N 4 к настоящему Стандарту. Контрольно-аудиторское подразделение ТОФК, ФКУ "ЦОКР" обеспечивает свод и анализ представленной в Отчетах информации.

Структурные подразделения ЦАФК, ответственные за результаты выполнения бюджетной процедуры, контрольно-аудиторские подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР" не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства Отчеты по форме согласно приложению N 4 к настоящему Стандарту посредством прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система документооборота "LanDocs".

В Отчет включается информация только о реализовавшихся внутренних рисках:

установленных по результатам контрольных и аудиторских мероприятий, осуществляемых контрольно-аудиторскими подразделениями территориальных органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР";

установленных по результатам проверок, проведенных контрольно-надзорными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе Счетной палатой Российской Федерации;

выявленных в результате осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в ТОФК;

выявленных самостоятельно структурным подразделением органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР";

допущенных в результате технического сбоя в информационной системе и (или) программном обеспечении, эксплуатируемых в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

Отчет формируется нарастающим итогом с начала года и представляется в контрольно-аудиторское подразделение органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" вне зависимости от наличия (отсутствия) фактов реализовавшихся внутренних рисков.

8.2. По результатам анализа Отчетов, представленных структурными подразделениями ЦАФК, ответственными за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурными подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР", контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства осуществляет подготовку аналитической справки для руководителя Федерального казначейства с указанием основных реализовавшихся в деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" внутренних рисков, в том числе бюджетных, и мерах, принятых для устранения или минимизации неблагоприятных последствий реализовавшихся рисков, а также с рекомендациями, направленными на предотвращение реализации таких рисков в дальнейшей деятельности.

Приложение N 1
к Стандарту управления внутренними
(операционными) казначейскими рисками
в Федеральном казначействе

ФОРМА КЛАССИФИКАТОРА
ВНУТРЕННИХ (ОПЕРАЦИОННЫХ) КАЗНАЧЕЙСКИХ РИСКОВ
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Классификатор внутренних (операционных) казначейских рисков по направлениям деятельности
(межрегиональных управлений Федерального казначейства, управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)

N п/п
Код риска
Наименование риска
Степень влияния риска
Вероятность риска
Уровень риска
низкая (0,5)
средняя (0,8)
высокая (1,0)
низкая (0,5)
средняя (0,7)
высокая (0,9)
1
2
3
4
5
6
Направление деятельности: I. (указывается направление деятельности ТОФК)
1.
Операция, действие (в том числе по формированию документов): (указывается операция, действие (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий ТОФК)
1
1
1
1
1
2
1
1
...
2.
Операция, действие (в том числе по формированию документов): (указывается операция, действие (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий ТОФК)
1
2
1
1
2
2
1
2
...
...
Операция, действие (в том числе по формированию документов): (указывается операция, действие (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий ТОФК)
1
...
...
Направление деятельности: II. (указывается направление деятельности ТОФК)
1.
Операция, действие (в том числе по формированию документов): (указывается операция, действие (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий ТОФК)
2
1
1
2
1
2
2
1
...
2.
Операция, действие (в том числе по формированию документов): (указывается операция, действие (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий ТОФК)
2
2
1
2
2
2
2
2
...
...

Указания
по заполнению формы "Классификатор внутренних
(операционных) казначейских рисков по направлениям
деятельности территориального органа
Федерального казначейства"

1. В заголовочной части формы указывается информация о территориальном органе Федерального казначейства в формате:

"межрегиональных управлений Федерального казначейства" или

"управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)".

2. В графе 1 формы указывается порядковый номер внутреннего риска территориального органа Федерального казначейства.

3. В графе 2 формы указывается код внутреннего риска.

4. В графе 3 формы указывается наименование внутреннего риска.

5. В графе 4 формы указывается степень влияния внутреннего риска.

6. В графе 5 формы указывается вероятность внутреннего риска.

7. В графе 6 формы указывается значимость (уровень) внутреннего риска в формате "низкий", "средний" или "значимый".

Приложение N 2
к Стандарту управления внутренними
(операционными) казначейскими рисками
в Федеральном казначействе

ФОРМА РЕЕСТРА ВНУТРЕННИХ РИСКОВ

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель (заместитель руководителя) органа Федерального казначейства (директор (заместитель директора) федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России"
(подпись)
(расшифровка подписи)
"__" ______ 20__ г.

Реестр внутренних рисков
_______________________________________________________
(наименование структурного подразделения органа
Федерального казначейства, казенного учреждения)
на 20__ год

N п/п
Наименование операции, действия (в том числе по формированию документов), подверженных риску
Наименование риска
Код риска
Степень влияния риска
Вероятность риска
Отнесение риска к бюджетному риску
Уровень риска
Способ реагирования на риск
Информация о возможных причинах возникновения риска и последствиях его реализации (кратко)
Информация о мерах (кратко)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Направление деятельности: I. (указывается направление деятельности структурного подразделения органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР")
1.
1.
2.
...
2.
1.
2.
...
...
Направление деятельности: II. (указывается направление деятельности структурного подразделения органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР")
...

Начальник структурного подразделения (иное уполномоченное лицо)
(подпись)
(расшифровка подписи)
"__" ______ 20__ г.

Указания
по заполнению формы "Реестр внутренних рисков"

1. В заголовочной части формы указывается полное наименование структурного подразделения центрального аппарата Федерального казначейства, территориального органа Федерального казначейства, казенного учреждения;

отчетный год.

2. В графе 1 формы указывается порядковый номер операции, действия (в том числе по формированию документов), подверженных риску.

3. В графе 2 формы указывается наименование операции, действия (в том числе по формированию документов), подверженных риску.

4. В графе 3 формы указывается наименование риска в соответствии с действующим на дату выявления риска Классификатором внутренних (операционных) казначейских рисков по направлениям деятельности территориальных органов Федерального казначейства. Для каждой операции, действия (в том числе по формированию документов) указывается не менее двух рисков.

В случае невозможности отнесения внутреннего риска к внутренним рискам, содержащимся в Классификаторах внутренних (операционных) казначейских рисков по направлениям деятельности территориальных органов Федерального казначейства, в графе 3 формы указываются слова "иные риски...", "другие риски...".

5. В графе 4 формы указывается код риска в соответствии с действующим на дату выявления риска Классификатором внутренних (операционных) казначейских рисков по направлениям деятельности территориальных органов Федерального казначейства.

В случае заполнения формы структурным подразделением центрального аппарата Федерального казначейства, казенным учреждением код риска не указывается.

6. В графе 5 формы указывается степень влияния внутреннего риска в формате "0,5", "0,8", "1,0".

7. В графе 6 формы указывается вероятность внутреннего риска в формате "0,5", "0,7", "0,9".

8. В графе 7 формы указывается принадлежность внутреннего риска к бюджетному риску в формате "да/нет".

9. В графе 8 формы указывается значимость (уровень) внутреннего риска в формате "низкий", "средний" или "значимый".

10. В графе 9 формы указывается способ реагирования на внутренний риск.

11. В графе 10 формы указываются краткое описание возможных причин возникновения внутренних рисков и последствий их реализации.

12. В графе 11 формы указывается краткое описание мер, планируемых для снижения внутренних рисков (для способов реагирования на риск "избежание внутреннего риска", "контроль (снижение) внутреннего риска"), в порядке убывания их приоритета (если применимо).

Приложение N 3
к Стандарту управления внутренними
(операционными) казначейскими рисками
в Федеральном казначействе

ФОРМА РЕЕСТРА БЮДЖЕТНЫХ РИСКОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Реестр
бюджетных рисков Федерального казначейства на 20__ год

N п/п
Наименование операции, действия по выполнению бюджетной процедуры, в которых выявлен бюджетный риск
Описание риска
Степень влияния риска
Вероятность риска
Уровень риска
Информация о причинах возникновения риска и возможные последствия его реализации (кратко)
Предложения по мерам (кратко)
Владелец бюджетного риска
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
2.
...

Начальник контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства (иное уполномоченное лицо)
(подпись)
(расшифровка подписи)
"__" ______ 20__ г.

Указания
по заполнению формы "Реестр бюджетных рисков
Федерального казначейства"

1. В заголовочной части формы указывается отчетный год, на который формируется документ.

2. В графе 1 формы указывается порядковый номер операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в которых выявлен бюджетный риск.

3. В графе 2 формы указывается наименование операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в которых выявлен бюджетный риск.

4. В графе 3 формы указывается описание (наименование) риска, взаимосвязанного с операцией (действием) по выполнению бюджетной процедуры.

5. В графе 4 формы указывается степень влияния риска в формате "0,5", "0,8", "1,0".

6. В графе 5 формы указывается вероятность риска в формате "0,5", "0,7", "0,9".

7. В графе 6 формы указывается значимость (уровень) риска в формате "значимый" или "незначимый".

Бюджетные риски с низким или средним уровнем бюджетного риска оцениваются как незначимые.

Бюджетные риски указываются от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску.

8. В графе 7 формы указываются краткое описание причин возникновения бюджетных рисков и возможных последствий их реализации.

9. В графе 8 формы указываются предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков, включая меры по организации внутреннего финансового контроля, в порядке убывания их приоритета (если применимо) (для способов реагирования на риск "избежание внутреннего риска", "контроль (снижение) внутреннего риска").

В данной графе указываются конкретные, достижимые и имеющие сроки выполнения действия, направленные на снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетного риска, устранение его причин, в том числе контрольные действия.

10. В графе 9 формы указывается руководитель (иное должностное лицо) структурного подразделения центрального аппарата Федерального казначейства, казенного учреждения, ответственный за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск, в том числе ответственный за реализацию (выполнение) мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.

Приложение N 4
к Стандарту управления внутренними
(операционными) казначейскими рисками
в Федеральном казначействе

ФОРМА ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМИ РИСКАМИ

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель (заместитель руководителя) органа Федерального казначейства (директор (заместитель директора) федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России"
(подпись)
(расшифровка подписи)
"__" ______ 20__ г.

Отчет о результатах управления внутренними рисками
____________________________________________________
(наименование структурного подразделения органа
Федерального казначейства, казенного учреждения,
наименование органа Федерального казначейства,
казенного учреждения)
по состоянию на "__" ____ 20__ г.

N п/п
Код риска
Наименование риска
Отнесение риска к бюджетному риску
Уровень риска
Способ реагирования на риск
Количество фактов реализовавшихся рисков
Информация о принятых мерах (кратко)
1
2
3
4
5
6
7
8
Направление деятельности: I. (указывается направление деятельности структурного подразделения органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР")
1
Операция, действие (в том числе по формированию документов): (указывается операция, действие (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий органа Федерального казначейства, казенного учреждения, по которым реализовался риск)
1
1
1
1
1
2
...
2
Операция, действие (в том числе по формированию документов): (указывается операция, действие (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий органа Федерального казначейства, казенного учреждения, по которым реализовался риск)
...
...
Направление деятельности: II. (указывается направление деятельности структурного подразделения органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР")
1
Операция, действие (в том числе по формированию документов): (указывается операция, действие (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий органа Федерального казначейства, казенного учреждения, по которым реализовался риск)
2
1
1
2
1
2
2
1
...
...

Начальник структурного подразделения (иное уполномоченное лицо)
Начальник контрольно-аудиторского подразделения (иное уполномоченное лицо)
(подпись)
(расшифровка подписи)
"__" ______ 20__ г.

Указания
по заполнению формы "Отчет о результатах управления
внутренними рисками"

1. В заголовочной части формы указываются:

полное наименование:

- структурного подразделения центрального аппарата Федерального казначейства, территориального органа Федерального казначейства, казенного учреждения в случае предоставления отчета о результатах управления внутренними рисками в соответствующее контрольно-аудиторское подразделение органа Федерального казначейства, казенного учреждения;

- территориального органа Федерального казначейства, казенного учреждения в случае предоставления сводного отчета о результатах управления внутренними рисками в территориальном органе Федерального казначейства, казенном учреждении в контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства;

отчетный период.

2. В графе 1 формы указывается порядковый номер реализовавшегося в отчетном периоде риска.

3. В графе 2 формы указывается код риска в соответствии с Классификатором внутренних (операционных) казначейских рисков по направлениям деятельности территориальных органов Федерального казначейства, действующим на дату составления отчета.

В случае заполнения формы структурным подразделением центрального аппарата Федерального казначейства, казенным учреждением код риска не указывается.

4. В графе 3 формы указывается наименование реализовавшегося внутреннего риска в соответствии с Классификатором внутренних (операционных) казначейских рисков по направлениям деятельности территориальных органов Федерального казначейства, действующим на дату составления отчета.

5. В графе 4 формы указывается принадлежность внутреннего риска к бюджетному риску в формате "да/нет".

6. В графе 5 формы указывается уровень выявленного внутреннего риска в формате "низкий", "средний" или "значимый".

7. В графе 6 формы указывается способ реагирования на внутренний риск.

8. В графе 7 формы указывается количество фактов реализовавшихся внутренних рисков в отчетном периоде.

В графу 7 формы также включается информация о реализовавшихся в предшествующие периоды внутренних рисках, выявленных в отчетном периоде, и не включенных в отчет о результатах управления внутренними рисками за предыдущий отчетный период.

9. В графе 8 формы указывается краткое описание мер, принятых в целях устранения или минимизации неблагоприятных последствий реализовавшихся рисков в порядке убывания их приоритета (если применимо), а также краткие рекомендации по недопущению возникновения аналогичных рисков в дальнейшей деятельности (для способов реагирования на риск "избежание внутреннего риска", "контроль (снижение) внутреннего риска").

10. В случае формирования отчета структурным подразделением органа Федерального казначейства, казенного учреждения отчет подписывается начальником соответствующего структурного подразделения (иным уполномоченным лицом) органа Федерального казначейства, казенного учреждения.

В случае формирования сводного отчета контрольно-аудиторским подразделением территориального органа Федерального казначейства, казенного учреждения сводный отчет подписывается начальником соответствующего контрольно-аудиторского подразделения (иным уполномоченным лицом) территориального органа Федерального казначейства, казенного учреждения.