МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО
от 21 мая 2014 г. N 42-7.4-05/9.1-310

О НАПРАВЛЕНИИ
ОТВЕТОВ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральное казначейство направляет для сведения и учета в работе ответы на вопросы, направленные в рамках подготовки к видеоконференции с территориальными органами Федерального казначейства по применению Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Р.Е.АРТЮХИН

Приложение
к письму
от _________ N ___

N п/п
Территориальный орган Федерального казначейства
Вопросы
Ответы
1.
УФК по Смоленской области
В какой форме заказчик обязан заключить соглашение с единственным поставщиком по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, указанным в части 4 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: в форме гражданско-правового договора или государственного контракта?
Статьей 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) определено понятие государственного контракта, которым является договор, заключенный от имени Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд.
До выхода соответствующих разъяснений Минэкономразвития России (ФАС России), заказчику необходимо заключать государственные контракты от имени Российской Федерации, с включением всех обязательных условий, которые предусмотрены Законом 44-ФЗ.
2.
УФК по Кировской области
Какой документ подписывают стороны при размещении заказа в соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ (заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии): договор или государственный контракт? Распространяются ли на заключенный в соответствии с указанными положениями договор (контракт) требования к содержанию контракта, предусмотренные статьей 34 Федерального закона N 44-ФЗ?
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
3.
УФК по Новгородской области
Можно ли назвать документ об осуществлении закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ (у единственного поставщика) не "контракт", а "договор" (исходя из пункта 3 части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ)?
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
4.
УФК по Новгородской области
Нужно ли размещать извещение об осуществлении закупки по договору купли-продажи электроэнергии (пункт 29 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ), данный пункт не содержится в части 2 статьи 93 (где перечислены случаи, когда размещается извещение), но не логично, что для заключения контракта на водоснабжение мы должны разместить извещение, а для договора купли-продажи электроэнергии нет (может при внесении изменений в закон о контрактной системе Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ упустили этот момент и пункт 29 в части 1 статьи 93 внесли, а в часть 2 забыли)? На общероссийском официальном сайте некоторые заказчики размещают извещение по договорам купли-продажи электроэнергии.
Частью 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ определены случаи, предусмотренные пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, размещения извещения об осуществлении такой закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в единой информационной системе. Перечень случаев является исчерпывающим. Следовательно, размещать извещение об осуществлении закупки по договору энергоснабжения или договору купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии в соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ не требуется.
5.
УФК по Новгородской области
При осуществлении закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ (т.е. с единственным поставщиком) можно ли один и тот же товар (например, бензин) покупать несколько раз в году по 100 000 рублей, но с соблюдением требований указанной нормы - до 5% и т.д.?
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики могут осуществить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если сумма контракта составляет не более 100 тыс. руб. и совокупный объем таких сделок не превышает пяти процентов от предусмотренных в плане-графике средств на все закупки заказчика, но не более пятидесяти миллионов рублей в год. Федеральный закон N 44-ФЗ не устанавливает запрет на закупку одноименных товаров несколько раз в течение года при условии соблюдения положений пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
6.
УФК по Рязанской области
Согласно п. 29 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на основании заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Правомерно ли будет заключение заказчиком указанных договоров исключительно в форме договора, а не государственного контракта?
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
7.
УФК по Оренбургской области
Исходя из совместного толкования ст. 3 и 93 Федерального закона N 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - это совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, которая начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Следовательно, при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона между Управлением и контрагентом должен быть заключен контракт. В то же время Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд путем заключения гражданско-правового договора. Заключение гражданско-правового договора в рамках Закона предусмотрено только при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона.
Допускается ли заключение вместо контракта именно гражданско-правового договора и если да, то в каких случаях допускается его заключение (кроме случая, предусмотренного п. 29 ч. 1 ст. 93)?
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
8.
УФК по Курганской области
Часть 3 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает обязанность Заказчика в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщиком (подрядчиков, исполнителей), а также цену контракта и иные существенные условия. Требование данной части распространяется на все случаи осуществления закупки у единственного поставщика, указанные в части 1 статьи 93 44-ФЗ, в частности, осуществляемые в форме договоров?
Частью 3 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
До выхода соответствующих разъяснений Минэкономразвития России (ФАС России), заказчику необходимо во всех случаях согласно части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) составлять отчет, предусмотренный частью 3 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
9.
УФК по Республике Мордовия
Вправе ли УФК по Республике Мордовия заключить по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ гражданско-правой договор или только государственный контракт по смыслу п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ?
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
10.
УФК по Республике Хакасия
При заключении контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ необходимо ли проверять участника размещения заказа на соответствие требованиям, установленным ч. 1 ст. 31 Федерального закона от N 44-ФЗ?
Частью 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что информация об установлении заказчиком требований в соответствии с частью 1 и 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, составление извещения об осуществлении закупки не требуется.
Таким образом, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ участники размещения заказа не подлежат проверки на соответствие требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом обращаем внимание на соблюдение при проведении правовой экспертизы проектов государственных контрактов положений подпунктов 15.3 и 15.4 пункт 15 раздела IV Порядка проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.12.2013 N 297.
11.
УФК по Республике Хакасия
На основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ заключается контракт или договор?
В ч. 1 ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ указывается отсутствие необходимости регистрации контрактов, заключенных на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ в реестре контрактов, а в ч. 8 ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ указывается "контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ.
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
12.
УФК по Вологодской области
Сохраняется ли в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ возможность заказчика заключать договоры гражданско-правового характера (например, договор подряда) или необходимо заключать исключительно государственные контракты?
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
13.
УФК по Удмуртской республике
В соответствии с ч. 1. ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ "Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены."
В соответствии с ч. 15 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ "При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 4, 15 и 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту."
В соответствии с ч. 8 ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ "В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона."
Вопрос: в случае закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ орган Федерального казначейства заключает "Контракт" или "Договор"?
В преамбуле контракта необходимо указывать во всех случаях: "государственный заказчик - Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике от имени Российской Федерации"?
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
14.
УФК по Тульской области
Возможно ли в рамках ст. 93 "Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)" Федерального закона N 44-ФЗ заключение государственным заказчиком договоров, а не государственных контрактов?
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
15.
УФК по Сахалинской области
При закупке товаров, работ, услуг в каких случаях употреблять термин "государственный контракт", а в каких "договор" в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ?
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
16.
УФК по Курской области
При осуществлении закупки на сумму, не превышающую ста тысяч рублей в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, документ следует именовать "государственный контракт" или возможно указать "договор"?
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
17.
УФК по Тамбовской области
Учитывая пункты 4 и 8 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ:
- возможно ли заключение вместо контракта договора?
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
18.
УФК по Рязанской области
Необходимо ли разграничивать понятия "гражданско-правовой договор" и "контракт" в целях осуществления закупок, не превышающих ста тысяч рублей?
Мнение ТОФК: Отсутствие в Федеральном законе N 44-ФЗ четко выраженного различия между этими двумя договорными моделями, ровно как и его отсутствие в Гражданском кодексе Российской Федерации, позволяет отождествить эти два синонимичные понятия.
Разъяснения по данному вопросу даны при ответе на вопрос N 1.
19.
УФК по Саратовской области
В статье 1 Федерального закона N 44-ФЗ введено сокращение "контракт" для гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вопрос: означает ли это, что все заключаемые заказчиками гражданско-правовые договоры (в том числе заключаемые при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей) должны оформляться в форме контрактов?
Вопрос: Будет ли невыполнение положений Методических рекомендаций (в частности, Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 567) являться нарушением проведения процедуры осуществления закупки?
Разъяснения по вопросу заключения заказчиком гражданско-правового договора или государственного контракта даны при ответе на вопрос N 1.
Относительно Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 567), полагаем целесообразным их применение при осуществлении закупок.