МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО
от 19 августа 2022 г. N 01-00-02/20519

О НАПРАВЛЕНИИ ПОЗИЦИИ

Федеральное казначейство, рассмотрев в рамках своей компетенции письмо, направляет в приложении к настоящему письму позицию по вопросам в части реализации положений Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Дополнительно сообщаем, что разъяснения по порядку работы банков с информацией, необходимой для уплаты платежей в бюджет, полученной из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах на основании уникального идентификатора начисления, указанного в распоряжении о переводе денежных средств, будут доведены до кредитных организаций по результатам выработки общей позиции совместно с Минфином России, Банком России и Казначейством России.

Одновременно выражаем готовность принять участие в рабочем совещании при необходимости.

А.В.ДУБОВИК

Приложение

N п/п
Вопросы/Предложения кредитных организаций
Позиция Федерального казначейства
1.
В целях минимизации рисков необходим также оперативный мониторинг доставки сообщений в ГИС ГМП <1>. Имеющаяся технология обмена через СМЭВ <2> не предоставляет сервисов, позволяющих в режиме реального времени отслеживать статус направленных в ГИС ГМП сообщений.
В личном кабинете участника взаимодействия, реализованного Минцифры России (https://lkuv.gosuslugi.ru/paip-portal/#/main), доступна функция отслеживания статуса направленных в СМЭВ сообщений.
2.
В какой момент времени необходимо запрашивать информацию в ГИС ГМП при наличии в распоряжении УИН <3>: в момент ввода клиентом УИН в соответствующее поле система ДБО <4> должна в режиме реального времени обратиться в ГИС ГМП, получить информацию и автоматически подставить ее в платежное поручение или после сохранения платежного поручения система ДБО должна обратиться в ГИС ГМП для сверки реквизитов?
В соответствии с положениями части 3 статьи 5 Закона N 417-ФЗ <5> обязанность запрашивать в режиме реального времени в ГИС ГМП информацию, необходимую для уплаты денежных средств, при наличии в распоряжении о переводе денежных средств УИН возникает при приеме к исполнению такого распоряжения.
Вместе с тем, по мнению Федерального казначейства, обязанность кредитных организаций по направлению запроса необходимой для уплаты информации в ГИС ГМП, предусмотренного Законом N 417-ФЗ, может считаться исполненной, если при вводе клиентом УИН в системе ДБО соответствующий запрос сформирован и направлен в ГИС ГМП.
В таком случае распоряжение о переводе денежных средств, формируемое клиентом в ДБО, заполняется автоматически банком значениями реквизитов, полученных из ГИС ГМП. Следует информировать клиента, что источником сведений в указанном случае является ГИС ГМП. Клиентом самостоятельно осуществляется сопоставление (сверка) реквизитов, включая сумму, подлежащую уплате, полученную в ГИС ГМП, с реквизитами, находящимися в распоряжении клиента. При расхождении значений реквизитов клиент самостоятельно принимает решение и при необходимости корректирует значения соответствующих реквизитов, включая сумму, подлежащую уплате.
В случае загрузки клиентом в ДБО распоряжения о переводе денежных средств, сформированного в иной информационной системе или применения при формировании распоряжения интерфейса ДБО, предусматривающего указание клиентом всех реквизитов ("полноформатное распоряжение"), банку следует при получении из ГИС ГМП реквизитов предоставить их клиенту в интерфейсе ДБО, "подсветив" расхождения с "полноформатным распоряжением" клиента для принятия решения клиентом. В данном случае также указывается, что источником сведений является ГИС ГМП.
Дополнительно отмечаем, что ГИС ГМП не осуществляет сверку реквизитов.
3.
Участники опроса в целях организации качественных процедур контроля предлагают создать справочник бюджетных организаций, которые формируют УИН, для встраивания справочных данных в свои платежные системы. Для организаций, у которых по части услуг могут формироваться УИН, а по части - нет, должны быть отражены соответствующие коды бюджетной классификации для настройки алгоритмов запросов начислений в ГИС ГМП.
В ГИС ГМП обеспечивается предоставление участникам нормативно-справочной информации об органах и организациях, находящихся на обслуживании в Казначействе России, состоящей из наименования, ИНН, КПП, реквизитов счета (БИК ТОФК, единый казначейский счет, казначейский счет) органа и организации, кода главы по бюджетной классификации органа.
Требует дополнительного пояснения (обоснования) задача разделения кодов бюджетной классификации для настройки банками алгоритмов запросов.
4.
Для возможности реализации новых требований в установленный законодательством срок кредитные организации просят Банк России и Казначейство России разработать рекомендации (разъяснения) по практическому применению заявленных изменений в законодательстве и оперативно довести их до банков.
Разъяснения по порядку работы банков с информацией, необходимой для уплаты платежей в бюджет, полученной из ГИС ГМП на основании УИН, указанного в распоряжении о переводе денежных средств, будут доведены до кредитных организаций по результатам выработки общей позиции совместно с Минфином России, Банком России и Казначейством России.
5.
В целях снижения рисков административных правонарушений после вступления в силу изменений в КоАП РФ в части введения административного штрафа за непредставление информации или нарушение сроков представления информации в ГИС ГМП предлагается предусмотреть мораторий на срок не менее 12 месяцев на привлечение банков к ответственности по данному нарушению.
Эффективной мерой представляется также законодательное установление возможности делегирования прав по передаче и получению информации в ГИС ГМП иным лицам (аналогично с ГИС ЖКХ <6>) в случае привлечения сторонних организаций для приема платежей физических лиц.
В соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ <7> кредитные организации вправе на основании договора привлекать банковских платежных агентов для осуществления отдельных банковских операций, в том числе для приема от физических лиц наличных денежных средств.
В соответствии с Порядком ведения ГИС ГМП <8> в составе участников ГИС ГМП предусмотрен банковский платежный агент, осуществляющий как самостоятельное информационное взаимодействие с ГИС ГМП (передача и получение информации), так и через оператора по переводу денежных средств, от имени которого банковский платежный агент осуществляет деятельность. Таким образом, вопрос по передаче и получению информации в ГИС ГМП иными лицами в случае привлечения сторонних организаций для приема платежей физических лиц урегулирован.
6.
Каков максимальный временной интервал предоставления банку информации о начислениях по запросам, направленным в ГИС ГМП в режиме реального времени? Считается ли задержка в 30 секунд нарушением обязанности по направлению запроса в режиме реального времени в случае задержки ответа со стороны СМЭВ?
В соответствии с Порядком ведения ГИС ГМП направление из ГИС ГМП извещения или уведомления осуществляется в срок, не превышающий шестидесяти секунд с момента получения ГИС ГМП соответствующего запроса.
7.
В каком формате будет возвращена обратная связь из ГИС ГМП в случае подтверждения корректности информации, указанной в платеже, или наличия ошибочных реквизитов в платеже? Какой временной период закладывается для рассмотрения запроса в ГИС ГМП и получения обратной связи по исполнению платежа? Каким образом предполагается работа с претензиями клиентов в случае долгого получения ответа от ГИС ГМП, которое повлекло возникновение штрафных санкций по платежам, не оплаченным в срок?
Для получения информации, необходимой для уплаты денежных средств, кредитная организация направляет запрос в ГИС ГМП по виду сведений "Предоставление необходимой для уплаты информации" с указанием УИН.
В соответствии с Порядком ведения ГИС ГМП, направление из ГИС ГМП извещения или уведомления осуществляется в срок, не превышающий шестидесяти секунд с момента получения ГИС ГМП соответствующего запроса, что исключает неоплату в срок.
Дополнительно отмечаем, что ГИС ГМП не осуществляет сверку реквизитов.
8.
Распространяются ли требования по запросу информации в ГИС ГМП по УИН на распоряжения клиентов-юридических лиц?
Исключения из положений части 3 статьи 5 Закона N 417-ФЗ законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
9.
Обязан ли банк при приеме к исполнению распоряжения запрашивать информацию, необходимую для уплаты указанных денежных средств и иных платежей, в ГИС ГМП в случае, если данное распоряжение составлено на основании предварительно полученного ответа о начислении, например, в рамках клиентского сервиса контроля задолженностей?
В соответствии с положениями части 3 статьи 5 Закона N 417-ФЗ банки, иные кредитные организации обязаны при наличии в распоряжении о переводе денежных средств УИН запрашивать в ГИС ГМП информацию, необходимую для уплаты денежных средств, в режиме реального времени при приеме к исполнению такого распоряжения.
10.
Что будет являться фактом, подтверждающим отправку банком информации в ГИС ГМП не позднее одного часа с момента приема к исполнению распоряжения. По значению какого атрибута XML-файла будет осуществляться проверка своевременной отправки банком информации в ГИС ГМП?
Информация о приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств является своевременно направленной в ГИС ГМП, если соответствующее сообщение сформировано банком и передано через СМЭВ в ГИС ГМП не позднее одного часа после приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств.
Время с момента приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств до момента направления информации о приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств в ГИС ГМП предполагается учитывать на основании атрибутов "PaymentDate" (дата и время приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств) и "Timestamp" (дата и время формирования запроса).
11.
Планирует ли Казначейство России отразить в следующей версии форматов ГИС ГМП изменения, вступающие в силу 17.12.2022 в соответствии с Законом N 417-ФЗ?
В Форматах взаимодействия <9> версии 2.5 учтены изменения, вступающие в силу 17 декабря 2022 года в связи с принятием Закона N 417-ФЗ.
Дополнительно сообщаем, что проект Форматов взаимодействия размещен на официальном сайте Федерального казначейства в сети "Интернет" по ссылке: https://roskazna.gov.ru/gis/gosudarstvennaya-informacionnaya-sistema-o-gosudarstvennykh-i-municipalnykh-platezhakh-gis-gmp/formaty-vzaimodeystviya-gis-gmp-/dorozhnaya-karta-formaty-gis-gmp-2-5/

--------------------------------

<1> Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.

<2> Единая система межведомственного электронного взаимодействия.

<3> Уникальный идентификатор начисления.

<4> Дистанционное банковское обслуживание.

<5> Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<6> Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с Приказом Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28 декабря 2015 года "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней".

<7> Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

<8> Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденным приказом Казначейства России от 12 мая 2017 года N 11н.

<9> Форматы взаимодействия Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах с информационными системами участников.