ОБЗОР
НЕДОСТАТКОВ И НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ
В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В 1 ПОЛУГОДИИ 2022 ГОДА

В ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации в 1 полугодии 2022 года Федеральным казначейством, территориальными органами Федерального казначейства выявлены следующие недостатки и нарушения положений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и условий государственных (муниципальных) контрактов (далее - контракты).

1. Недостатки и нарушения при предоставлении и использовании
межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального
бюджета бюджету субъекта Российской Федерации

1.1. Системные нарушения:

1.1.1. Нарушение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), устанавливающих порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее - соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов).

Главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации, как получателями бюджетных средств нарушены обязательства по достижению значений показателей результативности использования средств, источником финансового обеспечения которых являлись иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, установленные условиями соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.

1.1.2. Нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158, пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 4 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила N 999) (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 119, от 31 мая 2021 г. N 835), нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих цели, порядок и условия предоставления соответствующих межбюджетных трансфертов, условий соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.

Главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации нарушена методика (порядок) распределения межбюджетных трансфертов между получателями, а также порядок отбора получателей.

1.1.3. Нарушение пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, условий соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.

В 2020 - 2022 годах получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации нарушены сроки возврата неиспользованных в предыдущем году остатков межбюджетных трансфертов (в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года), предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, от 1 до 7 дней.

1.1.4. Нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 132.1, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "з" пункта 10 Правил N 999, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок расходования субсидии из федерального бюджета, условий соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.

Главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации как получателями средств бюджета размещались в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет":

отчеты о достижении значений результатов предоставления межбюджетного трансферта с нарушением сроков, предусмотренных указанными соглашениями, от 1 до 10 дней;

отчет о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставлен межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, с нарушением сроков от 1 дня до нескольких месяцев.

1.1.5. Нарушение пункта 15 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 7 июля 2021 г. N 1125 (далее - Правила N 1125).

В 2021 - 2022 годах главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации в установленные законодательством сроки не перечислены средства, подлежащие возврату в федеральный бюджет за нарушение обязательств по достижению значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 15 Правил N 1125.

1.2. Систематические нарушения:

1.2.1. Нарушение пункта 3 статьи 133, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 12.1, 12.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пункта 32 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н (в редакции, действующей на дату совершения нарушения).

В 2019 году главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации приняты расходные обязательства и осуществлена повторная выплата единовременных пособий троим получателям за счет субвенции из федерального бюджета при передаче ребенка на воспитание в семью.

1.2.2. Нарушение пункта 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации не осуществлен контроль переданных государственных полномочий за использованием средств субвенции из федерального бюджета, в результате чего предоставлено получателю:

единовременное пособие в связи с рождением ребенка в двукратном размере;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком при отсутствии документов, являющихся основанием для осуществления таких выплат;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет при отсутствии документов, являющихся основанием для осуществления таких выплат.

1.3. Иные нарушения:

1.3.1. Нарушение пункта 3 статьи 132, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1, подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, являющихся приложением N 8 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. N 1569), нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2020 году на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города на территории субъекта Российской Федерации с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации, условий соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации в 2020 году предоставлены за счет средств федерального бюджета единовременные компенсационные выплаты физическим лицам, которые не являются медицинскими работниками, занимающими должности, включенные в программный реестр должностей, и (или) не прибывшими (переехавшими) в 2020 году на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, и (или) не заключившими в 2020 году трудовые договоры с медицинскими организациями, подведомственными главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации.

1.3.2. Нарушение пункта 3 статьи 132, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию системы оказания паллиативной медицинской помощи, являющихся приложением N 6 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, условий соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации в 2020 году за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию системы паллиативной медицинской помощи, в рамках контракта осуществлено мероприятие по закупке специализированного лечебного питания, софинансирование которого за счет средств указанной субсидии не предусматривается.

1.3.3. Нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 132.1, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 6, 9 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1614.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации использованы средства иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, имеющих целевое назначение, на цели, не соответствующие целям их предоставления, а именно за счет средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных на поощрение региональных и муниципальных управленческих команд (из числа лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы), осуществлена выплата работникам профессиональных квалификационных групп и работникам подведомственных учреждений.

1.3.4. Нарушение пункта 11 Правил N 1125 (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пункта 7 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2021 г. N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения".

В 2021 году главным распорядителем средств бюджета перечислен иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, без проведения контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения в полном объеме.

1.3.5. Нарушение абзаца первого статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий контракта.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, как получателем средств бюджета за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, оплачены материалы улучшенного качества, применение которых не подтверждено исполнительной документацией, протоколом испытаний.

1.3.6. Нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.2, 3.4 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 7 мая 2001 г. N 45 (ГСН 81-05-01-2001), условий контракта.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации приняты и оплачены за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, затраты на возведение временных титульных зданий и сооружений в отсутствие документов, фиксирующих виды и объемы фактически выполненных работ.

1.3.7. Нарушение пункта 1 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 2, 18 статьи 34 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), условий контракта.

В 2020 году главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации в актах о приемке выполненных работ формы КС-2 применены индексы изменения сметной стоимости, противоречащие условиям контракта, что привело к необоснованному завышению стоимости работ, материалов и оборудования, выполняемых или закупаемых за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.

1.3.8. Нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий контракта.

В 2019 году главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, оплачены фактически не оказанные услуги по строительному контролю.

2. Недостатки и нарушения при предоставлении юридическим
лицам из бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий,
бюджетных инвестиций, в целях финансового обеспечения
или софинансирования которых предоставлены межбюджетные
трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации, внесении взносов в уставные
капиталы юридических лиц

2.1. Системные нарушения:

Нарушение пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 11 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пункта 26(5) Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пункта 3.1.2 Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2016 г. N 199н (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением продовольственной пшеницы для производства муки, в том числе перечень, формы и сроки представления и рассмотрения документов, необходимых для их получения, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В 2021 году главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставлены юридическим лицам (предприятиям-производителям муки) субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением продовольственной пшеницы для производства муки, по соглашениям, не соответствующим требованиям законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно: в соглашениях отсутствовало условие о предоставлении перечня документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (копии договоров и первичных учетных документов (счетов-фактур, актов сдачи-приемки выполненных работ, товарных накладных, платежных ведомостей, документов, подтверждающих численность основного и привлеченного персонала, копий платежных поручений, реестров платежных поручений и др.).

2.2. Систематические нарушения:

2.2.1. Нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. N 2140 (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления субсидий предприятиям хлебопекарной промышленности на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета и средства бюджета субъекта Российской Федерации.

В 2021 году главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации предоставлены субсидии юридическим лицам на возмещение затрат, не соответствующих целям предоставления субсидий, а именно осуществлено возмещение части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлебобулочных изделий, не относящихся к коду ОКПД 2 - 10.71.11.110 "Хлеб недлительного хранения" и 10.71.11.120 "Булочные изделия недлительного хранения" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, предприятиями хлебопекарной промышленности.

2.2.2. Нарушение пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления субсидий предприятиям хлебопекарной промышленности на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета и средства бюджета субъекта Российской Федерации.

В 2021 году главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации нарушены сроки перечисления субсидии юридическим лицам (предприятиям хлебопекарной промышленности).

2.3. Иные нарушения:

Нарушение пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзацев первого, четвертого пункта 8 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. N 2095, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего правила предоставления субсидии на осуществление компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы.

В 2021 году главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществлялось предоставление субсидии производителям муки без подтверждения требования о наличии материально-технической базы производителей муки, необходимой для достижения результатов предоставления субсидии.

3. Недостатки и нарушения при использовании региональными
операторами средств, полученных в качестве государственной
поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта,
а также средств, полученных от собственников помещений
в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального
ремонта на счете (счетах) региональных операторов

3.1. Системное нарушение:

Нарушение пункта 7 статьи 168, пункта 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующего отдельные вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В 2021 году Региональным оператором при проведении капитального ремонта в отдельных многоквартирных домах выполнены и оплачены работы, соответствующие краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, но при этом не предусмотренные видами работ, определенными региональными программами капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

3.2. Систематическое нарушение:

Нарушение пункта 1 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего порядок преставления собственникам помещений в многоквартирном доме предложений, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В 2021 году Региональным оператором не обеспечено направление собственникам помещений в трех многоквартирных домах предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

4. Недостатки и нарушения при ведении
бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной
(бухгалтерской) отчетности в части средств, контроль
за расходованием которых относится к полномочиям
Федерального казначейства

4.1. Системные нарушения:

4.1.1. Нарушение части 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н) (в редакции, действующей на дату совершения нарушения).

В 2020 - 2022 годах получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением допускалась несвоевременная регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, и накопление в регистрах бухгалтерского учета, а именно:

по передаче товарно-материальных ценностей между материально ответственными лицами;

по доведенным показателям лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

по материальным запасам и основным средствам, полученным от поставщиков по товарным накладным.

4.1.2. Нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 79, 80, 81, 82 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - Федеральный стандарт N 256н) (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пункта 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н) (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пунктов 1.3, 1.5, 3.45 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), положений Учетных политик для целей бухгалтерского учета, утвержденных приказами бюджетных учреждений.

В 2020 - 2021 годах бюджетными учреждениями перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности не проведена в установленном порядке инвентаризация расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами и финансовых обязательств.

4.1.3. Нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 351, 352 Инструкции N 157н (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пункта 20 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (в редакции, действующей на дату совершения нарушения).

В 2016 - 2018, 2020 - 2021 годах получателями средств муниципальных образований, бюджетными учреждениями на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" не велся учет сумм обязательств (банковские гарантии, полученные в качестве обеспечения исполнения обязательств по контрактам), в связи с чем допущено представление недостоверной бюджетной отчетности, а именно Справки о наличии имущества на забалансовых счетах" (форма 0503130) (строка 100 графы 10, 11) к Балансу главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503730) на отчетную дату.

4.1.4. Нарушение пункта 2 статьи 20 Федерального закона N 402-ФЗ (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пункта 202 Инструкции N 157н (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пунктов 79, 101 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н.

В 2020 - 2021 годах территориальными фондами обязательного медицинского страхования перечисления в страховые медицинские организации сумм по окончательным расчетам за оказанную медицинскую помощь отражались по дебету счета 206.61 "Расчеты по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования", которые следовало отразить по дебету счета 302.61 "Расчеты по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения".

4.2. Систематические нарушения:

4.2.1. Нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пункта 68 Федерального стандарта N 256н (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пунктов 9, 69 Инструкции N 33н (в редакции, действующей на дату совершения нарушения).

В 2020 - 2021 годах бюджетным учреждением допущено составление бухгалтерской отчетности не на основании данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, что повлекло в свою очередь искажение данных, представленных в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769).

4.2.2. Нарушение абзаца первого пункта 5 раздела 2 Методических рекомендаций "Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-Р (в редакции, действующей на дату совершения нарушения).

В 2020 - 2021 годах бюджетным учреждением применены зимние нормы расхода топлива в период с 1 декабря 2020 года по 31 марта 2021 года и летние нормы с 1 апреля 2021 г. по 30 ноября 2021 г., вместо установленного периода (4 месяца с 15 ноября по 15 марта), указанного в Приложении N 2 методических рекомендаций для субъекта Российской Федерации.

4.2.3. Нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзаца пятого пункта 16 Федерального стандарта N 256н, пункта 302.1 Инструкции N 157н (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пункта 160.1 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пункта 19 Инструкции N 33н (в редакции, действующей на дату совершения нарушения).

В 2020 - 2021 годах бюджетным учреждением не создан резерв предстоящих расходов по счету 401.60 "Резервы предстоящих расходов" по фактически оказанным услугам, что привело к искажению показателя бухгалтерской отчетности по строке 520 "Резервы предстоящих расходов" Баланса государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730).

5. Иные вопросы

5.1. Системные нарушения:

5.1.1. Нарушение части 8 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4.4 раздела 2 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 74, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 114/пр от 29 февраля 2016 г. "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции, действующей на дату совершения нарушения).

В 2021 году главными распорядителями (распорядителями) средств бюджетов субъектов Российской Федерации информация о краткосрочных планах реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах размещалась с нарушением установленных сроков в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства от 7 до 144 дней.

5.1.2. Нарушение части 2 статьи 34, пункта 1.2 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Заказчиками допущено изменение существенных условий контрактов в части уменьшения цены контракта на выполнение работ более чем на 10 процентов.

5.1.3. Нарушение части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий контрактов.

Заказчиками осуществлялась приемка поставленных товаров, выполненных работ (ее результатов), оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов.

5.1.4. Нарушение части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Заказчиками не соблюдались требования о применении к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) мер ответственности в случае нарушения ими условий контрактов.

5.1.5. Нарушение пункта 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий контрактов.

Заказчиками несвоевременно осуществлена оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по контрактам, с нарушением срока оплаты от 3 до 161 дня.

5.1.6. Нарушение статьи 34, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе.

Поставленные товары не использовались заказчиками в целях осуществления закупок (закупленное оборудование фактически не смонтировано и не используется по назначению).