Утверждаю
Заместитель руководителя
Федерального казначейства
А.Г.МИХАЙЛИК
от 16 января 2018 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ХОДЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ
(ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, УКАЗАННЫХ
В ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 307-ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по применению риск-ориентированного подхода в ходе осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Методические рекомендации), разработаны с учетом требований:

Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2017, N 18, ст. 2673);

Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2017, N 18, ст. 2673);

Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2016, N 28, ст. 4741);

Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. N 203н (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25 марта 2016 г., "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 18, 2 мая 2016 г.).

1.2. Методические рекомендации предназначены для использования сотрудниками центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов при проведении проверок по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности").

1.3. В Методических рекомендациях используются следующие термины и сокращения:

Аудиторская организация - аудиторская организация, проводящая обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

ВККР АО - внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

Общественно значимые организации - организации, указанные в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

Структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства - структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства, ответственное за организацию и осуществление ВККР АО;

Структурное подразделение территориального органа - структурное подразделение территориального органа Федерального казначейства, на которое в соответствии с приказом Федерального казначейства от 14 июня 2017 г. N 130 "Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации" возложено исполнение государственной функции по осуществлению ВККР АО.

1.4. Целью разработки Методических рекомендаций является формирование в рамках проведения проверок ВККР АО (далее - проверка) должностными лицами структурного подразделения центрального аппарата Федерального казначейства и структурных подразделений территориальных органов, проводящих проверку, единообразного подхода к отбору аудиторских заданий, документация аудитора по которым подлежит проверке (далее - аудиторские задания), для определения эффективности организации внутреннего контроля качества работы проверяемой аудиторской организации при проведении проверки.

1.5. Задачами Методических рекомендаций являются:

установление единых методов и критериев отбора аудиторских заданий при проведении проверки;

обеспечение применения риск-ориентированного подхода при отборе аудиторских заданий, выполненных аудиторской организацией в проверяемый период, подлежащих ВККР АО.

1.6. Отбор аудиторских заданий осуществляется на основе анализа рисков ненадлежащего осуществления аудиторскими организациями аудиторской деятельности, а именно несоблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере аудиторской деятельности, включая требования по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при оказании юридических или бухгалтерских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"), а также обязанности по информированию учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших ей известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев (риске возникновения таких случаев).

При этом во внимание принимаются следующие обстоятельства:

- рекомендации Минфина России и Совета по аудиторской деятельности при Минфине России;

- факты нарушения аудируемыми лицами законодательства Российской Федерации, включая соблюдение ими требований по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при оказании юридических или бухгалтерских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

- случаи отзыва (аннулирования) лицензий на осуществление определенных видов деятельности общественно значимыми организациями (в том числе, отзыв у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций; аннулирование, отзыв, ограничение и приостановление действия лицензий страховых организаций; аннулирование лицензий негосударственных пенсионных фондов);

- случаи банкротства общественно значимых организаций;

- количество клиентов аудиторской организации, которые относятся к общественно значимым организациям;

- оказание аудиторской организацией сопутствующих и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг в отношении общественно значимой организации, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которой осуществляется данной аудиторской организацией;

- наличие признаков нарушения независимости аудиторской организацией;

- наличие признаков конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта у аудиторских организаций;

- жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации при проведении конкретных аудиторских заданий, поступивших от государственных органов власти, граждан и организаций;

- наличие в средствах массовой информации сведений о ставших известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица.

II. Отбор аудиторских заданий на основе критериев оценки
рисков выявления нарушений при осуществлении
аудиторскими организациями аудиторской деятельности

2.1. Отбор аудиторских заданий для определения эффективности организации внутреннего контроля качества работы проверяемой аудиторской организации осуществляется исходя из требований и критериев, указанных в Методических рекомендациях.

2.2. Для рассмотрения в ходе ВККР АО отбираются, как правило, завершенные в проверяемый период аудиторские задания.

2.3. Отбор аудиторских заданий (далее - выборка) проводится в целях проверки и анализа рабочей документации, подготовленной аудиторской организацией, и служит для оценки:

наличия и эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества работы проверяемой аудиторской организации и качества выполнения аудиторского задания;

соблюдения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;

достаточности, надлежащего характера, надежности аудиторских доказательств, содержащихся в рабочей документации аудитора;

обоснованности аудиторского заключения с учетом обстоятельств выполнения аудиторского задания.

2.4. Выборка должна носить репрезентативный характер и охватывать следующие виды заданий:

- задания по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций;

- задания по аудиту иных организаций;

- задания по проведению обзорных проверок общественно значимых организаций;

- задания по проведению обзорных проверок иных организаций;

- задания по осуществлению согласованных процедур;

- задания по компиляции финансовой информации;

- задания по оказанию прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.

2.5. Формирование выборки осуществляется руководителем группы инспекторов из общей совокупности выполненных аудиторской организацией заданий таким образом, чтобы эта выборка позволяла сделать вывод о соблюдении аудиторской организацией требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (качестве работы аудиторской организации), включая заключение о соблюдении установленных требований к внутреннему контролю качества работы.

2.6. Формирование выборки осуществляется на основе информации об оказанных аудиторской организацией услугах, предоставленной проверяемой аудиторской организацией в ходе проверки и информации, полученной из других источников, в том числе из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2.7. При отборе аудиторских заданий учитываются:

данные из единого государственного реестра юридических лиц (сайт ФНС);

сведения об общественно значимых организациях, в которых проводился обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;

сведения о выданных аудиторской организацией аудиторских заключениях по итогам проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (сайты Банка России, Единой информационной системы в сфере закупок, Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, информационный ресурс СПАРК, иные источники);

сведения о бенефициарных владельцах и лицах, контролирующих деятельность аудиторской организации и аудируемых ею организаций;

информация, полученная от правоохранительных и иных органов государственной власти, в том числе от Росфинмониторинга;

иные сведения, поступившие из Минфина России, Банка России, Росфинмониторинга, Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", иных государственных органов и организаций;

стоимость услуг по договорам на оказание аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг;

аудиторские задания, к выполнению которых привлекались аудиторы, участвующие в аудиторской деятельности данной аудиторской организации на основании договоров гражданско-правового характера.

III. Оценка рисков при отборе аудиторских заданий
и формирование выборки

3.1. Отбор аудиторских заданий для включения в выборку проводится на основе рейтинга, полученного в ходе проведенной оценки рисков.

3.2. В первую очередь в выборку включаются аудиторские задания:

по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", в отношении которых имеются жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации, нарушающие требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере противодействия коррупции, отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных и страховых организаций, у которых впоследствии были отозваны лицензии на осуществление отдельных видов услуг;

по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в отношении которых имеются сведения о нахождении аудируемого лица либо лиц, отвечающих за корпоративное управление, бенефициарных владельцев и лиц, контролирующих деятельность аудируемого лица в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, формируемом Федеральной службой по финансовому мониторингу;

по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляющих работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных компаний и государственных корпораций;

по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, определенных в статье 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма".

3.3. Во вторую очередь в выборку включаются аудиторские задания:

по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которым проверяемой аудиторской организацией оказывались сопутствующие и прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги;

по проведению аудита консолидированной финансовой отчетности;

по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, стоимость услуг по проведению которого значительно отличается от стоимости равнозначных услуг, оказываемых аудиторской организацией;

по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в состав учредителей (участников) которых входят физические лица - нерезиденты Российской Федерации, юридические лица, зарегистрированные за пределами Российской Федерации.

3.4. При определении объема выборки учитываются результаты предыдущих проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы проверяемой аудиторской организации, нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций.

IV. Заключительные положения

4.1. Методические рекомендации используются при проведении плановых и внеплановых проверок.

4.2. В целях получения документов, информации, материалов по аудиторским заданиям, включенным в выборку, в аудиторскую организацию направляется соответствующий запрос, содержащий информацию о запрашиваемых аудиторских заданиях, сроках и формате предоставления документов (заверенных копий документов).

4.3. Выборка фиксируется в рабочей документации группы инспекторов по конкретной проверке, в том числе, в акте проверки.

Приложение
к Методическим рекомендациям по применению
риск-ориентированного подхода в ходе
осуществления внешнего контроля качества
работы аудиторских организаций, проводящих
обязательный аудит бухгалтерской
(финансовой) отчетности организаций,
указанных в части 3 статьи 5 Федерального
закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ
"Об аудиторской деятельности"

КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ РИСКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОТБОРЕ АУДИТОРСКИХ ЗАДАНИЙ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ВККР АО
(КАРТА РИСКОВ)

N п/п
Наименование критерия
Значение критерия
1
Аудиторское задание по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", в отношении которого имеются жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации, нарушающие требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере противодействия коррупции, отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
1
2
Аудиторское задание по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных и страховых организаций, у которых впоследствии были отозваны лицензии на осуществление отдельных видов услуг
1
3
Наличие сведений о нахождении аудируемого лица либо лиц, отвечающих за корпоративное управление, бенефициарных владельцев и лиц, контролирующих деятельность аудируемого лица в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, формируемом Федеральной службой по финансовому мониторингу
1
4
Аудиторское задание по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляющих работу со сведениями, составляющими государственную тайну
0,7
5
Аудиторское задание по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов
0,7
6
Аудиторское задание по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам
0,5
7
Аудиторское задание по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных компаний и государственных корпораций
0,5
8
Аудиторское задание по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, определенных в статье 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма"
0,5
9
Аудиторское задание по проведению аудита консолидированной финансовой отчетности
0,5
10
Аудиторское задание по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которым проверяемой аудиторской организацией оказывались сопутствующие и прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги
0,5
11
Аудиторское задание по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, стоимость услуг по проведению которого значительно отличается от стоимости равнозначных услуг, оказываемых аудиторской организацией
0,5
12
Аудиторское задание по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в состав учредителей (участников) которых входят физические лица - нерезиденты Российской Федерации, юридические лица, зарегистрированные за пределами Российской Федерации
0,5
13
Наличие признаков нарушения независимости аудиторской организации, в том числе наличие информации в отношении аффилированности аудиторской организации и аудируемого лица
0,5
14
Наличие у аудиторской организации признаков конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта
0,5
15
Аудируемое лицо, в отношении которого имеется информация о наличии у его бенефициарных владельцев и лиц, контролирующих деятельность, сведений о неснятой (непогашенной) судимости по экономическим преступлениям
0,5
16
Аудируемое лицо, относящееся к организациям, указанным в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (помимо кредитных и страховых организаций), в отношении которого имеется информация об отзыве лицензии (признании его банкротом) после осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
0,5
17
Аудиторское задание по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которого имеются жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации, нарушающие требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере противодействия коррупции, отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
0,5
18
Аудиторские задания по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов
0,3