Статья 334 КАС РФ. Содержание надзорных жалобы, представления
1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда, в который они подаются;
2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его адрес или место жительства, адрес электронной почты, номер телефона (при согласии лица на получение судебных извещений и вызовов по данным адресу электронной почты, номеру телефона) и процессуальное положение в административном деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;
4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими судебных актов;
5) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные акты, которые обжалуются;
6) указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований. В случае, если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе, представлении указывается на нарушение судом единства судебной практики, в них должны быть приведены примеры в подтверждение этих доводов;
7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.
2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.
3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К надзорной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.
5. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в надзорной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.
6. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судьей суда надзорной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.
Комментарий к статье 334 КАС РФ
В ст. 334 КАС РФ установлены требования к содержанию надзорных жалобы, представления, а также к документам, прилагаемым к надзорным жалобе, представлении. Положения данной статьи закреплены по аналогии с положениями ст. 391.3 ГПК РФ и ст. 308.2 АПК РФ, но есть и ряд отличительных моментов, о которых сказано ниже.
В ч. 1 ст. 334 КАС РФ, определяющей требования к содержанию надзорных жалобы, представления, закреплены положении, в точности аналогичные положениям ч. 1 ст. 391.3 ГПК РФ, согласно которым надзорные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда, в который они подаются;
2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В ч. 1 ст. 308.2 АПК РФ содержится в целом такой же перечень сведений, подлежащих указанию в надзорных жалобе, представлении, но есть и две дополнительные позиции: предмет спора (п. 6) и перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению (п. 9).
Часть 2 ст. 334 КАС РФ, устанавливающая дополнительное требование к надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, содержит положение, в точности аналогичное положению ч. 2 ст. 391.3 ГПК РФ, ч. 2 ст. 308.2 АПК РФ о том, что в надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
В ч. 3 ст. 334 КАС РФ, регламентирующую подписание надзорной жалобы, вошли положения, аналогичные следующим установленным в ч. 3 ст. 391.3 ГПК РФ, ч. 3 ст. 308.2 АПК РФ: надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем; к жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя; надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Единственным отличием является упоминание в ч. 4 ст. 334 КАС РФ о нововведении ч. 3 ст. 55 данного Кодекса, предусматривающем представление представителями суду документов о своем образовании.
Часть 4 ст. 334 КАС РФ содержит положение, в точности аналогичное тому, которое закреплено в ч. 4 ст. 391.3 ГПК РФ и согласно которому к надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. В то же время ст. 334 КАС РФ не содержит положение, аналогичное положению ч. 5 ст. 391.3 ГПК РФ, ч. 4 ст. 308.2 АПК РФ о том, что надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
Не вошли в ст. 334 КАС РФ и положения, аналогичные положениям ч. 6 ст. 308.2 АПК РФ, предусматривающим, что надзорные жалоба, представление могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте ВС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также что документы, прилагаемые к надзорным жалобе, представлению, могут быть представлены в ВС России в электронном виде.
В ч. 5 ст. 334 КАС РФ вошли положения, аналогичные следующим установленным в ч. 5 ст. 308.2 АПК РФ: к надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Подобные положения содержатся и в ч. 6 ст. 391.3 ГПК РФ, но в них говорится не об изложении в надзорной жалобе ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера, а о приложении к надзорной жалобе судебного постановления о предоставлении отсрочки, рассрочки государственной пошлины уплаты или об уменьшении ее размера.
В отличие как от ГПК РФ, так и от АПК РФ, в ч. 6 ст. 334 КАС РФ непосредственно установлено, что вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судом надзорной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.
Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.19 ч. 2 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ) при подаче надзорной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера. Исходя из положений пп. 3 указанного пункта (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ), устанавливающих размеры государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера, речь идет о суммах 300 рублей для физических лиц и 6 000 рублей для организаций.
А.Н. Борисов, Р.П. Лангвилава
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ
Издательство "ЮСТИЦИНФОРМ", 2018 год