Статья 328 КАС РФ. Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке
1. Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
2. Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
3. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 328 КАС РФ
Статья 328 КАС РФ, определяющая основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке, содержит норму, в точности аналогичную той, которая содержится в ст. 387 ГПК РФ и согласно которой (в ред. Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В первоначальной редакции упомянутой ст. 387 ГПК РФ устанавливалось, что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. Указание на то, что это должны быть такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, введено в эту статью Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ <346>. Тем самым учтено то, что Постановлением КС России от 5 февраля 2007 г. N 2-П <347> ст. 387 ГПК РФ была признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования гражданского судопроизводства предполагается, что в качестве существенных нарушений норм материального или процессуального права как предусмотренных данной статьей оснований для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора могут выступать лишь такие ошибки в толковании и применении закона, повлиявшие на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав и свобод, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
--------------------------------
<346> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6243.
<347> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 932.
Как отмечено в Определении КС России от 4 июня 2007 г. N 423-О-П <348>, определение наличия или отсутствия оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, включая дела, связанные с защитой социальных, в т.ч. пенсионных, прав граждан, осуществляется соответствующим (компетентным) судом надзорной инстанции, который, исходя из предписаний ст. 387 ГПК РФ с учетом ее конституционно-правового смысла, выявленного в Постановлении КС России от 5 февраля 2007 г. N 2-П, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в надзорной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений в порядке надзора, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права; при этом предписания ст. ст. 387 и 390 ГПК РФ не препятствуют суду надзорной инстанции, разрешая указанные вопросы при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами своих социальных прав, обеспечивать справедливый баланс между публичными интересами и интересами конкретного гражданина, в пользу которого были вынесены судебные постановления, обжалуемые в порядке надзора.
--------------------------------
<348> ВКС РФ. 2007. N 6.
А.Н. Борисов, Р.П. Лангвилава
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ
Издательство "ЮСТИЦИНФОРМ", 2018 год