Статья 327 КАС РФ. Порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления в судебном заседании суда кассационной инстанции
Статья 327. Порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления в судебном заседании суда кассационной инстанции
1. Кассационные жалоба, представление рассматриваются в судебном заседании суда кассационной инстанции с заслушиванием доклада судьи этого суда, участвующего в рассмотрении административного дела.
2. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие кассационную жалобу, если их права, свободы и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом.
3. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:
1) Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции или их заместители либо по их поручению должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации - в кассационном суде общей юрисдикции;
2) Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители либо по их поручению должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации - в Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
4. При докладе судьи излагаются обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационных жалобы, представления.
5. Лица, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения. Первым дает объяснения лицо, подавшее кассационные жалобу, представление.
6. При рассмотрении кассационных жалобы, представления все вопросы решаются судом кассационной инстанции большинством голосов судей, участвующих в рассмотрении.
7. Кассационные жалоба, представление, поданные в кассационный суд общей юрисдикции, а также кассационные жалоба, представление, поданные в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 319 настоящего Кодекса, рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления. Кассационные жалоба, представление, поданные в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, указанные в части 1.1 статьи 319 настоящего Кодекса, рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей Верховного Суда Российской Федерации определения о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании.
8. В связи с особой сложностью административного дела срок, установленный частью 7 настоящей статьи, может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего административное дело, председателем суда, заместителем председателя суда, председателем судебного состава, но не более чем на четыре месяца.
9. Результат рассмотрения кассационных жалобы, представления объявляется в судебном заседании суда кассационной инстанции. О вынесенном кассационном определении сообщается лицам, участвующим в деле.
Комментарий к статье 327 КАС РФ
В ст. 327 КАС РФ, определяющую порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании суда кассационной инстанции, вошли положения, аналогичные положениям ч. ч. 2 - 6 и 8 - 10 ст. 386 ГПК РФ, но с отдельными отличиями, о которых сказано ниже.
Так, положения ч. ч. 1 и 2 ст. 327 КАС РФ, предусматривающие доклад кассационных жалобы, представления с административным делом, закреплены по аналогии со следующими положениями ч. 2 ст. 386 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ):
- кассационные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в кассационном порядке в президиуме соответствующего суда, докладываются председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда;
- в СКАД ВС России, СКГД ВС России, СКДВ ВС России кассационные жалоба, представление с делом докладываются одним из судей соответствующей коллегии. Но в отличие от данного положения в ч. 2 ст. 327 КАС РФ говорится о докладе одним из судей, участвующих в рассмотрении соответствующего административного дела. Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в связи с принятием КАС РФ из абз. 2 изложенной части исключено указание на СКАД ВС России.
Определением КС России от 16 июля 2013 г. N 1209-О <345> отказано в принятии к рассмотрению жалобы на абз. 2 изложенной ч. 2 ст. 386 ГПК РФ, в которой указывалось, что это законоположение не соответствует Конституции РФ, поскольку допускает участие судьи, принявшего определение о передаче кассационной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, в качестве судьи-докладчика и председателя коллегиального состава суда, рассматривающего дело по существу в суде кассационной инстанции. Как отмечено КС России, ст. ст. 381 - 383 ГПК РФ предусматривается предварительное рассмотрение судьями кассационных жалоб (представлений); на этом обязательном этапе кассационного производства, представляющем собой процедуру допуска (фильтрации) кассационных жалоб (представлений), определяются правовые основания для дальнейшего движения дела (передачи кассационной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции) исходя из доводов, изложенных в жалобе (представлении), и содержания обжалуемых судебных постановлений (материалов истребованного дела); поскольку на данном этапе производства в суде кассационной инстанции решается лишь вопрос о возможности передачи кассационной жалобы, представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, участие судьи, который изучал кассационную жалобу, представление прокурора на основании предписаний ст. 380.1 ГПК РФ, в заседании суда кассационной инстанции, рассматривающего данную жалобу, представление прокурора, не может быть признано нарушающим принципы независимости и беспристрастности судей при осуществлении правосудия.
--------------------------------
<345> СПС.
Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении административного дела установлена общими положениями ст. 32 КАС РФ, исходя из которых в рассмотрении административного дела в суде кассационной инстанции не может участвовать судья, принимавший участие в рассмотрении административного дела в суде первой, апелляционной и надзорной инстанций.
В ч. 3 ст. 327 КАС РФ закреплены положения, аналогичные следующим установленным в ч. 3 ст. 386 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ): в судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие кассационные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Извещение лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела судом кассационной инстанции регламентировано положениями ст. 326 КАС РФ.
Часть 3 ст. 386 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 66-ФЗ) также предусматривает, что лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие кассационные жалобу, представление, допускаются к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном ст. 155.1 данного Кодекса. Аналогичное положение в ст. 327 КАС РФ не содержится, но соответствующее правило следует из норм ст. 142 "Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи" данного Кодекса.
Положения ч. 4 ст. 327 КАС РФ, регламентирующие участие прокурора в судебном заседании суда кассационной инстанции, закреплены аналогично положениям ч. 4 ст. 386 ГПК РФ, согласно которым (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ) в случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:
1) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель - в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
2) должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ - в СКАД ВС России, СКГД ВС России и в СКДВ ВС России.
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в связи с принятием КАС РФ из п. 2 изложенной части исключено указание на СКАД ВС России.
В ч. 5 ст. 327 КАС РФ вошли положения, аналогичные тем, которые закреплены в ч. 5 ст. 386 ГПК РФ и согласно которым (здесь и далее в ред. Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ) судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. В то же время в отличие от изложенной нормы в ч. 5 ст. 327 КАС РФ понятие "судья-докладчик" не используется.
Положения ч. 6 ст. 327 КАС РФ в точности аналогичны положениям, которые содержатся в ч. 6 ст. 386 ГПК РФ: лица, указанные в ч. 3 данной статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу; первым дает объяснение лицо, подавшее кассационные жалобу, представление.
Положения ч. 7 ст. 327 КАС РФ закреплены в точности аналогично следующим установленным в ч. 8 ст. 386 ГПК РФ: при рассмотрении кассационных жалобы, представления с делом в кассационном порядке все вопросы решаются большинством голосов; при равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, кассационные жалоба, представление считаются отклоненными. Единственным отличительным моментом является уточнение в ч. 7 ст. 327 КАС РФ в части того, что речь идет о большинстве голосов судей, участвующих в рассмотрении административного дела.
В ч. 8 ст. 327 КАС РФ вошло положение, аналогичное тому, которое закреплено в ч. 10 ст. 386 ГПК РФ и согласно которому о принятых судом кассационной инстанции постановлении или определении сообщается лицам, участвующим в деле.
Наряду с этим ч. 8 ст. 327 КАС РФ содержит положение о том, что результат рассмотрения административного дела объявляется в судебном заседании. Вместо подобного положения в ч. 9 ст. 386 ГПК РФ установлено, что вынесение кассационных постановления, определения и их объявление происходят по правилам, предусмотренным соответственно ст. ст. 194 и 193 данного Кодекса. С учетом данной нормы в п. 28 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 29 разъяснено, что суд кассационной инстанции в силу положений ч. 2 ст. 193 ГПК РФ вправе в судебном заседании огласить только резолютивную часть своего постановления, определения, разъяснив, когда и где лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным постановлением, определением суда; оглашенная резолютивная часть кассационного постановления, определения должна быть приобщена к делу.
А.Н. Борисов, Р.П. Лангвилава
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ
Издательство "ЮСТИЦИНФОРМ", 2018 год