ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 января 2024 г. N 4

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ И ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ,
ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ИНТЕРЕСАХ
ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР МОБИЛИЗАЦИОННОЙ
ПОДГОТОВКИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии с пунктом 7 части 1 и пунктом 4 части 10 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 1 Положения о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 651, приказываю:

Утвердить прилагаемые особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения, особенности организации и осуществления методической деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, а также деятельности федерального казенного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр мобилизационной подготовки Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации".

Начальник Главного управления
А.Л.ЛИНЕЦ

Утверждены
приказом Главного управления
специальных программ Президента
Российской Федерации
от 22 января 2024 г. N 4

ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ И ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ,
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ИНТЕРЕСАХ
ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР МОБИЛИЗАЦИОННОЙ
ПОДГОТОВКИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

I. Общие положения

1. Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр мобилизационной подготовки Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации" (далее - Центр) осуществляет образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения (далее - образовательные программы, если не оговорено иное).

2. При реализации образовательных программ Центром используются:

объекты учебно-материальной базы (учебные классы, специализированные аудитории, учебные и методические кабинеты, объекты для проведения практических занятий, учебно-тренировочные и эксплуатационные комплексы, производственные мастерские, тиры, стрелковые комплексы, спортивные комплексы и залы, бассейны, библиотеки, объекты питания и охраны здоровья обучающихся);

средства обучения (приборы, техническое оборудование, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, программно-аппаратные средства (комплексы), аудиовизуальные средства, печатные и (или) электронные образовательные и информационные ресурсы).

3. Учебные занятия проводятся Центром на объектах учебно-материальной базы:

Центра;

структурных подразделений ГУСПа (по согласованию со структурными подразделениями ГУСПа);

органов государственной власти Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления (далее - органы управления) и организаций (по согласованию с органами управления и организациями).

II. Особенности организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным профессиональным программам

4. Дополнительное профессиональное образование осуществляется в Центре по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки.

Учебная деятельность слушателей по дополнительным профессиональным программам осуществляется в виде аудиторной и самостоятельной работы.

5. Аудиторная работа включает следующие виды учебных занятий:

лекции;

семинарские занятия;

практические занятия;

групповые занятия;

выездные занятия;

контрольные занятия;

круглые столы;

деловые игры.

6. Самостоятельная работа слушателей проводится:

под руководством преподавателя;

индивидуально.

В учебном плане на самостоятельную работу отводятся часы в объеме, обеспечивающем возможность изучения слушателями учебно-методических материалов и литературы, предусмотренных образовательной программой.

7. Обучение слушателей в очно-заочной форме по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки предусматривает сочетание видов учебной деятельности слушателей (аудиторной и самостоятельной работы), которые осуществляются в следующие периоды:

начальный период, предусматривающий аудиторную и самостоятельную работу слушателей;

период самостоятельной работы слушателей по месту их работы или службы;

завершающий период, предусматривающий аудиторную и самостоятельную работу слушателей.

8. В начальном периоде со слушателями проводятся лекции, семинарские занятия, практические занятия, групповые занятия, контрольные занятия и самостоятельная работа под руководством преподавателя.

9. Перед началом периода самостоятельной работы слушателям выдаются Центром индивидуальные задания и направляются по месту работы или службы слушателя учебно-методические материалы, определенные образовательной программой. В периоде самостоятельной работы слушатели изучают учебно-методические материалы и выполняют индивидуальные задания по месту работы или месту службы.

10. В завершающем периоде со слушателями проводятся учебные занятия, определенные образовательной программой, самостоятельная работа под руководством преподавателя, а также итоговая аттестация.

11. В целях получения слушателями теоретических знаний, приобретения практических навыков и умений для выполнения должностных обязанностей реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации военнослужащих и работников ГУСПа может осуществляться полностью в форме стажировки.

Стажировка организуется Центром на основе предложений руководителей структурных подразделений ГУСПа, направляющих на обучение военнослужащих и работников подчиненных им структурных подразделений ГУСПа.

12. Стажировка проводится:

в структурных подразделениях ГУСПа (по согласованию со структурными подразделениями ГУСПа);

в органах управления и организациях (по согласованию с органами управления и организациями).

План проведения стажировки утверждается начальником Центра.

Продолжительность учебного дня слушателей в период стажировки определяется регламентом служебного времени (служебным распорядком) структурного подразделения ГУСПа, органа управления или организации, в которых слушатель проходит стажировку.

13. Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию (в форме, установленной дополнительной профессиональной программой), выдаются удостоверения о повышении квалификации и (или) дипломы о профессиональной переподготовке <1>.

--------------------------------

<1> Часть 15 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

III. Особенности организации и осуществления
образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения

14. Профессиональное обучение осуществляется в Центре по основным программам профессионального обучения:

программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

программам переподготовки рабочих, служащих;

программам повышения квалификации рабочих, служащих.

15. Сроки обучения по основным программам профессионального обучения устанавливаются:

по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих - не менее 100 аудиторных часов;

по программам переподготовки рабочих, служащих - не менее 72 аудиторных часов;

по программам повышения квалификации рабочих, служащих - не менее 30 аудиторных часов.

16. Обучение слушателей по основным программам профессионального обучения в форме стажировки не осуществляется.

17. Учебная деятельность слушателей по основным программам профессионального обучения осуществляется в виде аудиторной и самостоятельной работы, а также в виде практики (по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих).

18. Практика проводится в целях приобретения слушателями навыков и умений по профессиям рабочих, должностям служащих:

на объектах учебно-материальной базы Центра;

в структурных подразделениях ГУСПа (по согласованию со структурными подразделениями ГУСПа);

в органах управления и организациях (по согласованию с органами управления и организациями).

19. Лицам, успешно освоившим основную программу профессионального обучения и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (свидетельства о профессии рабочего, должности служащего) <2>.

--------------------------------

<1> Часть 3 статьи 59 и пункт 2 части 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

IV. Особенности организации и осуществления методической
деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны
и безопасности государства

20. Методическая деятельность в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, осуществляемая Центром (далее - методическая деятельность), направлена на учебно-методическое обеспечение реализации Центром образовательных программ и повышение качества аудиторной и самостоятельной работы слушателей.

Методическая деятельность включает:

разработку образовательных программ и учебно-методической документации;

контроль проведения учебных занятий;

повышение квалификации и уровня педагогического мастерства педагогических работников.

21. В целях планирования и организации методической деятельности, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта, оказания помощи преподавателям в повышении их педагогической квалификации в Центре создается учебно-методическое структурное подразделение.

22. Учебно-методическое структурное подразделение Центра организует разработку и реализацию образовательных программ.

Перечни образовательных программ, разработку которых необходимо осуществить в Центре, и реализуемые образовательные программы утверждает Педагогический совет Центра.

23. Образовательные программы разрабатываются структурными подразделениями Центра, непосредственно обеспечивающими их реализацию.

24. Разработка образовательной программы включает:

определение планируемых результатов освоения образовательной программы;

определение перечня и последовательности модулей (тем учебных занятий), трудоемкости обучения по видам учебной деятельности и формам учебных занятий, промежуточной и итоговой аттестации;

определение организационно-педагогических условий реализации образовательной программы, включая кадровое, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение;

формирование перечня и содержания учебно-методической документации;

разработку учебно-методических материалов для проведения учебных занятий и аттестации слушателей;

определение методического инструментария для проведения учебных занятий (с учетом вида и направленности образовательной программы).

25. Структура образовательной программы включает:

общие положения;

цель и планируемые результаты обучения;

учебный план;

календарный учебный график;

рабочую программу;

организационно-педагогические условия;

формы аттестации.

При наличии в образовательной программе сведений, составляющих государственную тайну, в структуру образовательной программы включается перечень сведений, составляющих государственную тайну, используемых в образовательном процессе.

26. Контроль проведения учебных занятий осуществляют начальник Центра и его заместители, а также начальники структурных подразделений Центра и их заместители.

Результаты контроля проведения учебных занятий должны включать оценку качества проведения занятий.

27. В целях повышения качества реализации образовательных программ Центром на постоянной основе обеспечивается повышение уровня педагогического мастерства педагогических работников в следующих формах:

обучение педагогических работников в образовательных организациях по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации (не реже одного раза в три года) и дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки по вопросам, касающимся содержания реализуемых (планируемых к реализации) в Центре образовательных программ, а также по вопросам совершенствования педагогической деятельности;

проведение в Центре конференций, семинаров, круглых столов;

участие педагогических работников в конференциях, круглых столах, семинарах, выставках, форумах, подведениях итогов, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых органами управления и организациями по вопросам, касающимся содержания реализуемых (планируемых к реализации) в Центре образовательных программ, а также по вопросам совершенствования педагогической деятельности.

V. Особенности деятельности Центра

28. Образовательная деятельность в Центре организуется и осуществляется с 1 января по 31 декабря включительно.

29. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

30. Ежегодно Центром разрабатывается план обучения в Центре на следующий год (далее - План обучения) и не позднее 25 ноября текущего года утверждается заместителем начальника ГУСПа (в соответствии с распределением обязанностей).

31. В соответствии с Планом обучения по каждой образовательной программе не позднее, чем за 1 неделю до начала обучения, Центром разрабатывается и утверждается расписание занятий.

Расписание доводится Центром до слушателей в первый день обучения.

32. Слушатели, находящиеся на обучении в Центре, посещают учебные занятия в дни и часы, установленные расписанием занятий.

33. В случае невозможности прибытия на учебные занятия слушатель обязан сообщить об этом начальнику Центра (при нахождении на стажировке - руководителю структурного подразделения органа управления или организации, в котором слушатель находится на стажировке) посредством телефонной связи или иным доступным способом, а по прибытии к месту обучения (проведения стажировки) представить письменное объяснение с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

34. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет модулей, ранее освоенных слушателем в ходе обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Зачет модулей осуществляется приказом Центра.

35. К проведению учебных занятий и итоговой аттестации в качестве преподавателей или членов аттестационных комиссий привлекаются должностные лица структурных подразделений ГУСПа (по согласованию со структурными подразделениями ГУСПа).

36. По запросу органов управления и организаций, направивших слушателей на обучение, после завершения обучения Центром в указанные органы управления и организации направляются учебно-методические материалы.