ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 сентября 2000 г. N 08-414/8363

О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ СТ. 10
УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Главным управлением по борьбе с контрабандой ГТК России изучена практика применения таможенными органами Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" при решении вопросов о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовных дел, по преступлениям, отнесенным законом к компетенции таможенных органов.

В ряде таможен указанный Федеральный закон трактуется неоднозначно и в связи с этим допускаются нарушения требований уголовного и уголовно - процессуального законодательства при осуществлении дознания. Прежде всего это касается применения при вынесении процессуальных документов статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации (обратная сила уголовного закона).

В целях недопущения нарушений требований уголовного и уголовно - процессуального законодательства обращаем внимание на то, что Федеральный закон N 82-ФЗ от 19.06.2000 "О минимальном размере оплаты труда" по своей правовой сути является социальным законом и это четко определено в ст. 3 данного Закона. Применение минимального размера оплаты труда в социальной, гражданско - правовой, административной сферах предусмотрено в статьях 4, 5, 6 этого Закона. В Законе не упоминается о действии его в уголовном праве.

Таким образом, Федеральный закон N 82-ФЗ от 19.06.2000 не устраняет преступных деяний, не смягчает наказание, не улучшает положение лица, совершившего преступление, и не является уголовным законом, о котором говорится в ст. 10 Уголовного кодекса Российской Федерации. Другими словами, данный Закон не распространяет принцип обратной силы на нормы Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем минимальный размер оплаты труда (МРОТ) также учитывается во многих нормах Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, об этом говорится в статьях 46, 158, 163, 171 и других, в которых упоминается о крупном либо особо крупном размерах совершенного преступления, в том числе отнесенным к компетенции таможенных органов - 188, 193, 194.

В соответствии со ст. 9 Уголовного кодекса Российской Федерации преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения деяния.

Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении N 10 от 18.08.92 "О выполнении судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по применению законодательства об ответственности за вымогательство" (п. 3 "б") дал толкование крупного ущерба и его определение минимальными размерами оплаты труда, указав, что "...следует исходить из минимального размера оплаты труда, существовавшего на момент совершения преступления, если ко времени судебного разбирательства, постановления приговора либо рассмотрения дела в вышестоящих судебных инстанциях законодательством будет установлен более высокий размер оплаты труда, то это обстоятельство не может служить основанием для исключения из обвинения указанного квалифицирующего признака". Такое же толкование дано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.90 N 3 (в редакции от 25.10.96) "О судебной практике по делам о вымогательстве".

Тем самым, в законодательном порядке подтверждено, что минимальный размер оплаты труда должен определяться в размерах, действовавших на день совершения преступления. Это обстоятельство следует иметь в виду в дальнейшем, поскольку законом предусмотрено изменение МРОТ после 1 января и 1 июля 2001 года.

При рассмотрении материалов в порядке ст. 109 УПК РСФСР и расчете суммы крупного либо особо крупного размера по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188, статьями 193, 194 Уголовного кодекса Российской Федерации таможенным органам следует руководствоваться минимальным размером оплаты труда, действовавшим на день совершения преступления. Как следует из закона, минимальный размер оплаты труда в сумме 132 рубля действует с 1 июля 2000 года и не может распространяться на деяния, совершенные до указанного времени.

Настоящее разъяснение прошу довести до сведения всех сотрудников правоохранительного блока таможенного органа.

Начальник Главного Управления
генерал - майор
таможенной службы
А.В.КЛЕПОВ