ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 июля 1997 г. N 01-58/13666

О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

Направляем для использования в работе представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего организацию и порядок рассмотрения письменных и устных обращений граждан и юридических лиц".

Обращаю внимание на то, что обращения граждан необходимо разделять на заявления, относящиеся к процедурам таможенного оформления, и на обращения (заявления, письма, жалобы) по широкому кругу вопросов, касающихся деятельности таможенных органов, которые имеют различные сроки исполнения. Кроме того, необходимо осуществлять контроль поручений руководителя таможенного органа по итогам личного приема граждан.

Прошу довести информацию до подведомственных таможенных органов, принять меры по устранению недостатков и обеспечить строгое выполнение требований нормативных документов ГТК России.

Заместитель Председателя
ГТК России
В.А.МАКСИМЦЕВ

Приложение

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 июля 1997 г. N 23д-5-97

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОРГАНИЗАЦИЮ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ
ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с транспортными прокурорами на местах проведена проверка исполнения таможенными органами законодательства, регламентирующего организацию и порядок рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и юридических лиц.

Установлено, что в 1996 г. в аппарат ГТК России поступило 3003 заявления, или в 1,5 раза больше по сравнению с предыдущим годом, количество жалоб граждан на действия таможенных работников возросло более чем в 2 раза. Из числа поступивших почти каждое пятое обращение являлось повторным, каждое шестое - удовлетворено лишь после вмешательства работников ГТК России. Значительное число обращений поступает и в текущем году.

В определенной мере это обусловлено несоблюдением в таможенных органах требований действующего Указа ПВС СССР от 12.04.68 "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" в редакции от 04.03.80, норм Таможенного кодекса Российской Федерации и ст. 5 Указа Президента Российской Федерации от 25.10.94 N 2014 "О Государственном таможенном комитете Российской Федерации", которыми определены меры, направленные на реальное обеспечение прав граждан и юридических лиц по обжалованию решений таможенных органов, своевременное и полное разрешение письменных и устных обращений, устранение порождающих их причин и условий.

Во многих таможенных органах распространены факты принятия решений об отказе в удовлетворении жалоб на основе поверхностных проверок, проведенных без должной объективности, полноты и всесторонности.

Так, в феврале текущего года в Новосибирскую таможню обратилась гражданка Полевая с требованием возместить ей материальный ущерб, причиненный незаконным взысканием с нее платы за хранение товара на складе временного хранения. Ее жалоба была необоснованно отклонена.

Без удовлетворения оставлена жалоба генерального директора АО "Горно - Алтайпром" Кукотина на незаконные действия начальника юридического отдела Горно - Алтайской таможни Буньковой, потребовавшей представить необходимые документы в течение 20 минут (вместо установленного законом 5-дневного срока), а также обязавшей его повесткой на бланке таможенного органа явиться в суд, в то время как в соответствии со ст. ст. 106, 108 ГПК РСФСР это осуществляется судебной повесткой.

Носов, переехавший в 1995 году на постоянное место жительства в Омскую область из Казахстана, девять раз безрезультатно обращался к заместителю начальника Омской таможни Светличному по вопросу льготного таможенного оформления принадлежащего ему автомобиля. Законные права Носова были восстановлены лишь после вмешательства Западно - Сибирского таможенного управления. Аналогичные ущемления прав граждан допускались работниками Омской таможни в отношении Мишнева и Серебряковой.

Вскрыты факты, когда некоторые обращения вообще оставлялись без проверки и ответов, необоснованно списывались в дело, утрачивались.

На Валуйском таможенном посту из пяти зарегистрированных обращений четыре списано в дело неисполненными. На Рубцовском таможенном посту оставлены без ответов 7 из 13 обращений граждан и юридических лиц. Во Владивостокской таможне не представлено проверяющим 57 из 135 зарегистрированных обращений. Факты оставления обращений без ответа имели место и в аппарате ГТК России.

Почти повсеместно не соблюдаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения обращений, направления их в другие органы по принадлежности. Нарушения имели место и в центральном аппарате, в частности, в управлениях федеральных таможенных доходов, организации таможенного контроля и других подразделениях. В отделе за соблюдением законности в таможенных органах ГТК России на момент проверки в мае текущего года обнаружено около 70 обращений, которые лежат неразрешенными более 6 - 7 месяцев.

В Калининградском и Поволжском таможенных управлениях допускались факты несоблюдения сроков разрешения жалоб военнослужащих.

Многочисленные нарушения законности в организации работы с обращениями граждан и юридических лиц в таможенных органах, несвоевременное восстановление прав заявителей нередко вынуждают их обращаться в суды и органы прокуратуры.

Южно - Уральской транспортной прокуратурой удовлетворено 11 из 47 поступивших обращений граждан по таможенным вопросам и 7 из 30 обращений предприятий и организаций, которые ранее обращались в таможенные органы.

Новосибирская таможня неоднократно отклоняла обоснованные жалобы офицера российской армии Фролова на отказ работников таможенного поста в бесплатной выдаче прибывшего с прежнего места службы из г. Калининграда багажа весом 57 кг с личным имуществом. Его законные права были восстановлены лишь после вмешательства прокуратуры. При проверке прокурором жалобы Фролова установлено, что сотрудники этого таможенного поста, ссылаясь на отсутствие бланков таможенных деклараций, направляли обращавшихся за бланками граждан в фирму "Ростэк - Сибирь", где заполнение деклараций осуществлялось за плату в размере 120 тыс. руб. По требованию прокурора эта незаконная практика была прекращена, необходимые бланки на таможенном посту появились.

Лишь после внесения Волго - Вятским транспортным прокурором представления в Поволжское таможенное управление и проведения служебной проверки удовлетворена жалоба Смирнова на незаконное задержание его охраной Кировской таможни.

По протестам транспортных прокуроров устранены нарушения законности при таможенном оформлении автомобилей граждан Грицука (Сыктывкарская таможня), Мальцагова (Ярославская таможня), Ермолаева (Архангельская таможня).

После вмешательства органов Юго - Восточной транспортной прокуратуры удовлетворены в Белгородской и Воронежской таможнях обоснованные обращения Новикова и Марченко по предоставлению таможенных льгот в связи с переселением на постоянное место жительства в Россию.

Из 46 постановлений Омской таможни по делам о нарушении таможенных правил, обжалованных гражданами в судебном порядке в прошлом году, 20 постановлений судами отменено.

По иску Средневолжского транспортного прокурора защищены судом права 66 граждан, которым незаконно отказывалось начальником Самарской таможни в оформлении ввоза транспортных средств в режиме "реимпорт".

Выявленные прокурорами многочисленные нарушения законности свидетельствуют о том, что руководители региональных таможенных управлений явно недостаточно уделяют внимания организации работы на этом важном участке, не предъявляют должной требовательности к начальникам таможен и постов в безусловном соблюдении закона и ведомственных нормативных актов.

На Валуйском таможенном посту Белгородской таможни работники, в том числе заместитель начальника поста, не были знакомы с Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, хотя на посту она имелась. В Костромской и Ярославской таможнях отсутствовали ведомственные приказы, документы руководящего и методического характера, регламентирующие работу с обращениями.

В Красноярской таможне и подчиненных ей таможенных постах действовавшие до 12.02.97 регламент и распоряжение об организации работы с письмами и жалобами граждан отменены по протесту Иланского транспортного прокурора как несоответствующие действующему законодательству.

В таможенных органах на местах зачастую не соблюдается установленный порядок прохождения обращений. В Воронежской, Новосибирской таможнях разрешение обращений поручалось тем лицам, действия которых обжаловались. В Тольяттинской таможне ответы на заявления Филякина, Церта, Шевченко даны неправомочными на то лицами.

В ряде таможенных органов вскрыты факты нарушения требований закона в организации личного приема граждан.

Доступная для граждан информация об организации приема отсутствовала в Поволжском таможенном управлении, Оренбургской, Владимирской таможнях. В Чувашской таможне не имелось приказа, определяющего порядок приема посетителей. В Хакасской таможне время приема установлено лишь с 16 до 17 часов, а не в удобные для граждан дни и часы. В Алтайской, Горно - Алтайской таможнях, Карасукском и Барабинском таможенных постах журналы личного приема граждан заведены лишь во второй половине 1996 года, но регистрация в них все равно не велась.

Нарушения правил учета и регистрации обращений выявлены в системах Волго - Вятского, Дальневосточного, Западно - Сибирского и других таможенных управлений. В Красноярской, Хакасской, Тувинской таможнях отсутствовали алфавитная и контрольная картотеки. Регистрационные карточки не заполнялись в Артемовской, Белгородской, Восточной, Липецкой, Корсаковской, Петропавловск - Камчатской, Хабаровской, Южно - Сахалинской таможнях. Не имели регистрационного штампа большинство обращений граждан во Владивостокской, Оренбургской, Ванинской, Магаданской таможнях. В Холмской таможне не регистрировались обращения, поступившие с личного приема. Не зарегистрирована часть заявлений граждан в Толмачевской таможне Западно - Сибирского таможенного управления.

Еще низка роль ГТК России в обеспечении в таможенных органах законности при работе с письменными и устными обращениями граждан и юридических лиц.

В нарушение ст. ст. 7 и 13 Указа ПВС СССР от 12.04.68 в редакции от 04.03.80 "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" состояние дел по указанному вопросу в подведомственных органах не проверяется, не проводится анализ этой работы с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих обоснованные обращения граждан и юридических лиц, совершенствования работы таможенных органов.

В деятельности центрального аппарата ГТК России нет четкой последовательной системы, обеспечивающей надлежащий контроль в этой сфере деятельности в центре и на местах. Так, контрольные функции отдела по работе с письмами и заявлениями граждан и организаций ограничены пределами центрального аппарата. Постоянно действующего положения об отделе нет (структурно он входит в территориальное управление по тыловому обеспечению). Отсутствует положение и об отделе контроля за соблюдением законности в таможенных органах, который функционирует без четко закрепленных задач и функций. Не оказывают существенного влияния на укрепление законности в указанной сфере и отделы документационного обеспечения.

В целях устранения допущенных нарушений законности транспортными прокурорами на местах внесено по результатам проведенных проверок 45 представлений и 5 протестов руководителям 7 таможенных управлений, 29 таможен, 4 таможенных постов и пунктов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять организационные и другие меры к устранению нарушений законодательства, регламентирующего организацию работы и порядок рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и юридических лиц.

2. Решить вопрос об ответственности должностных лиц таможенных органов, виновных в грубых нарушениях указанного законодательства, несвоевременном восстановлении законных прав заявителей, бесконтрольности за работой подчиненных работников на этом важном участке.

3. Доработать ведомственную нормативную базу в целях обеспечения единой и четкой системы регистрации поступающих обращений граждан и юридических лиц, их своевременного и полного рассмотрения, учета, отчетности и контроля за состоянием этой работы в таможенных органах всех уровней.

4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в месячный срок.

Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации -
Государственный советник
юстиции 1 класса
С.Г.КЕХЛЕРОВ