Статья 271 ГПК РФ. Документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении
1. К заявлению об усыновлении должны быть приложены:
1) копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;
2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;
3) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;
4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;
8) документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
1.1. К заявлению об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, если они являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, должны быть приложены документы, указанные в пунктах 2 - 4 и 6 части первой настоящей статьи.
1.2. К заявлению об усыновлении ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, гражданами Российской Федерации, относящимися к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущими кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющими места, где они постоянно или преимущественно проживают, должны быть приложены документы, указанные в пунктах 1 - 5, 7 и 8 части первой настоящей статьи, а также документы, подтверждающие ведение этими гражданами кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданные органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, и документы, подтверждающие их регистрацию по месту жительства в одном из муниципальных образований (по выбору этих граждан), в границах которого проходят маршруты кочевий этих граждан, по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) указанного муниципального образования с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.
2. К заявлению граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, прилагаются документы, указанные в части первой настоящей статьи, а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.
3. К заявлению граждан Российской Федерации об усыновлении ребенка, являющегося иностранным гражданином, прилагаются документы, указанные в части первой настоящей статьи, а также согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и, если это требуется в соответствии с нормами права такого государства и (или) международным договором Российской Федерации, согласие самого ребенка на усыновление.
4. Документы усыновителей - иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен.
5. Все документы представляются в двух экземплярах.
Комментарий к статье 271 ГПК РФ
1. Большое значение при подаче заявления в суд имеет перечень документов, прилагаемых к заявлению, целью которых является официальное подтверждение тех или иных обстоятельств, изложенных в заявлении. Учитывая социальную значимость института усыновления, документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении, приобретают еще большую важность, поскольку позволяют суду установить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения заявления об усыновлении, а значит, и распорядиться судьбой ребенка в соответствии с требованиями законодательства и в его интересах. При этом общие требования ст. 132 ГПК РФ, наряду с положениями рассматриваемой нормы, должны распространяться и на заявления об усыновлении. В частности, учитывая, что усыновители могут обращаться в суд как лично, так и через своих представителей, при обращении в суд представителя к заявлению об усыновлении должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя. При этом, как свидетельствует судебная практика, несовпадение указанного представителем в заявлении адреса с адресом места регистрации представителя, зафиксированным в доверенности, не может быть основанием для возврата заявления по указанному основанию, поскольку ни ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, ни ст. 135 ГПК РФ не требуют при подаче заявления указания исключительно адреса места жительства представителя заявителей (см. подробнее: Определение Верховного Суда РФ от 14 июля 2009 г. N 66-Г09-14).
Между тем системный анализ положений рассматриваемой нормы и ст. 132 ГПК РФ с учетом специфики дел об усыновлении позволяет сделать вывод, что отдельные нормы ст. 132 ГПК РФ при подаче заявлений об усыновлении не действуют. Так, в частности, в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 333.36 НК РФ усыновители освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче в суд заявлений об усыновлении ребенка. Следовательно, положения абз. 3 ст. 132 ГПК РФ не применяются при подаче заявления об усыновлении, а значит, и не действуют положения ч. 1 ст. 136 ГПК РФ, позволяющие судье оставить заявление об усыновлении без движения ввиду того, что отсутствует документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Неприменимы к рассматриваемой норме и положения абз. 7, 8 ст. 132 ГПК РФ, поскольку рассмотрение заявлений об усыновлении отнесено к исключительной подведомственности судов общей юрисдикции и рассмотрению в досудебном порядке они не подлежат, так же как и исключается необходимость приложения каких-либо расчетов ввиду неимущественного характера дела об усыновлении.
Положения абз. 5 ст. 132 ГПК РФ корреспондируют с положениями рассматриваемой нормы, поскольку в комментируемой статье конкретизируется перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении, подтверждающих обстоятельства, на которых заявитель основывает свою просьбу об усыновлении. Предъявляемые законодателем требования к перечню документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении, основаны на положениях семейного законодательства, устанавливающего определенные критерии для лиц, желающих усыновить ребенка. Перечень документов, перечисленных в комментируемой статье, служит подтверждению соответствия лица, желающего усыновить ребенка, этим критериям. При этом следует отметить, что конкретный состав документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении, из приведенного в комментируемой норме перечня в каждом конкретном случае может быть различным и зависит от статуса усыновителя. Анализ ч. 1 комментируемой статьи позволяет разделить прилагаемые к заявлению об усыновлении документы на две группы: 1) документы, прилагаемые к заявлению независимо от статуса усыновителя (п. п. 4 - 7 ч. 1), и 2) документы, представление которых в суд зависит от семейного статуса усыновителя (п. п. 1 - 3, 8 ч. 1).
2. К обязательным документам, подтверждающим соответствие потенциального усыновителя требованиям ст. 127 СК РФ, относится медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи), поскольку, во-первых, для отдельных категорий лиц установлен запрет на усыновление детей по причине их состояния здоровья, а, во-вторых, состояние здоровья заявителя, желающего усыновить ребенка, может препятствовать надлежащему осуществлению им родительских прав. Прежде всего, усыновителями не могут быть лица, страдающие туберкулезом органов дыхания и относящиеся к I и II группам диспансерного наблюдения, инфекционными заболеваниями до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией, психическими расстройствами и расстройствами поведения до прекращения диспансерного наблюдения, наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, онкологические больные, инвалиды I группы (Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью").
Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Порядком медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 18 июня 2014 г. N 290н. Такое медицинское освидетельствование проводится в целях установления у граждан, намеревающихся усыновить ребенка, наличия (отсутствия) заболеваний, включенных в вышеуказанный перечень заболеваний, в медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы, при наличии у нее лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители.
Медицинское освидетельствование включает в себя медицинские осмотры врачами-специалистами, лабораторные и рентгенографические исследования, по результатам которых принимается решение о наличии (отсутствии) заболевания у потенциального усыновителя, включенного в вышеназванный перечень. Принятие такого решения осуществляется врачебной комиссией медицинской организации в присутствии освидетельствуемого лица и оформляется заключением врачебной комиссии медицинской организации по установленной форме N 164/у в день принятия соответствующего решения. Соблюдение указанных требований к медицинскому заключению имеет принципиальное значение, поскольку судебная практика свидетельствует, что представление лицами, желающими усыновить ребенка, медицинских документов с нарушением указанных требований приводит к оставлению заявлений без движения.
Пример: по всем делам о международном усыновлении, рассмотренным Верховным Судом Республики Башкортостан в 2014 году, заявителями в подтверждение состояния своего здоровья были представлены заключения семейных врачей (врачей общей практики), в связи с чем заявления были оставлены судьей без движения, заявителям разъяснено о необходимости представления медицинского заключения, соответствующего требованиям российского законодательства (см. Обзор практики рассмотрения в 2014 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 8 июля 2015 г.).
Учитывая, что соответствующее заключение врачебной комиссии действительно в течение 6 месяцев, судье при принятии заявления об усыновлении следует обращать внимание на дату выдачи медицинского заключения, прилагаемого к заявлению.
3. Действующее семейное законодательство ставит возможность усыновления ребенка, исходя из его интересов, в зависимость не только от состояния здоровья усыновителя, но и от его материального положения: наличия дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку соответствующий прожиточный минимум, постоянного места жительства. Ввиду этого в число документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении, законодатель включил и документы, подтверждающие материальный статус потенциального усыновителя. В частности, исходя из положений п. 5 ч. 1 комментируемой статьи таким документом может выступать справка с места работы, в которой указывается не только размер заработной платы, но и занимаемая должность усыновителя. Подобные справки должны оформляться на бланке работодателя, заверяться подписью уполномоченного лица и печатью организации (при наличии), при этом содержание справки должно в полной мере соответствовать положениям трудового договора или служебного контракта о занимаемой должности лица и размере его заработной платы. Такие сведения, как представляется, позволяют суду оценить перспективы на будущее для усыновляемого ребенка.
К справке с места работы, исходя из позиции законодателя, изложенной в комментируемой норме, приравниваются и иные документы, которые могут подтвердить материальный статус потенциального усыновителя. В частности, таким документом может выступать копия декларации о доходах. Форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) утверждена Приказом ФНС России от 24 декабря 2014 г. N ММВ-7-11/671@. Сама декларация представляется в налоговый орган, а ее копия может представляться в суд в качестве приложения к заявлению об усыновлении. Информация о доходах физического лица может содержаться и в справках, выдаваемых работодателем по форме 2-НДФЛ как за текущий год, так и за предыдущие периоды. Лицо, желающее усыновить ребенка, вправе приложить к заявлению об усыновлении и копии сберегательных книжек, открытых по вкладам в банке, выписки по лицевым счетам вкладов физических лиц за определенный период.
На практике суды, оценивая финансовое и материальное положение усыновителей, выясняют, какие должности занимают усыновители, каковы условия их трудового контракта (срочный, бессрочный), суммы полученной ими заработной платы за предыдущий и текущий год в их сопоставлении, имеются ли у заявителей дополнительный доход, сбережения в банке, а также долговые обязательства (займы, кредит, ипотека и т.п.), их размер, сроки погашения, достаточен ли экономический уровень их семьи для воспитания ребенка в соотношении с прожиточным минимумом в стране их проживания (см. подробнее Обзор практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей).
Безусловно важной для будущего благополучия усыновляемого ребенка является и информация о наличии у усыновителя постоянного места жительства, что должно подтверждаться соответствующими документами о праве пользования (собственности) на жилые помещения (п. 6 ч. 1 комментируемой статьи). Согласно действующему жилищному законодательству жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ). В абз. 8 ст. 2 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" к жилым помещениям, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отнесены жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие).
Документами, подтверждающими право на жилое помещение и прилагаемыми к заявлению об усыновлении, являются свидетельства государственной регистрации права собственности на соответствующее жилое помещение, выписки из домовой (поквартирной) книги с места жительства, как, например, это указано в п. 3 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275, договоры аренды, социального найма и т.п.
4. Обязательным условием получения статуса усыновителя является информация о том, что лицо, желающее усыновить ребенка, встало на учет в качестве кандидата в усыновители (п. 7 ч. 1 комментируемой статьи), которая также требует документального подтверждения. Как указано в п. 4 ст. 5 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе региональному оператору (органу исполнительной власти субъекта РФ, который организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи) или федеральному оператору - Минобрнауки РФ (п. 1 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2005 г. N 123 "О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи"). В соответствии с п. 32 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101, учету в государственном банке данных о детях подлежат сведения о российском гражданине, предъявившем в орган опеки и попечительства либо региональному или федеральному оператору соответствующие документы, в том числе заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем по установленной форме. Порядок выдачи заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем определяется Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правилами постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275.
Учитывая, что одним из оснований для постановки на учет в качестве кандидата в усыновители является заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, в региональном законодательстве, регламентирующем вопросы постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители, а также в судебной практике данное заключение рассматривается в качестве документа, подтверждающего постановку на учет в качестве кандидата в усыновители (см., например, распоряжение Министерства образования Московской области от 26 октября 2012 г. N 6 "Об утверждении Административного регламента Министерства образования Московской области по исполнению государственной функции по организации в соответствии с законодательством устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Российской Федерации", справку Пермского областного суда от 30 сентября 2004 г. "По материалам обобщения судебной практики рассмотрения федеральными районными судами г. Перми дел об усыновлении (удочерении) за 1 полугодие 2004 года").
Как представляется, заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем не является тождественным документу, подтверждающему постановку на учет в качестве кандидата в усыновители.
В связи с этим к заявлению об усыновлении должна прилагаться справка регионального или федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о постановке лица, обращающегося в суд с заявлением об усыновлении, на учет в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в качестве кандидатов в усыновители, а также заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности конкретного гражданина быть усыновителем. Следует отметить, что в соответствии с п. 9 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации заключение о возможности граждан быть усыновителями действительно в течение двух лет со дня его выдачи органом опеки и попечительства.
5. Документы, перечисленные в п. п. 1 - 3, 8 ч. 1 комментируемой статьи, могут прилагаться или не прилагаться к заявлению об усыновлении в зависимости от семейного статуса потенциального усыновителя. Необходимость представления таких документов в суд обусловлена требованиями семейного законодательства, которое прежде всего устанавливает возрастной ценз для усыновителей, в том числе и в виде разницы в возрасте усыновителя и усыновляемого (потенциальный усыновитель должен достичь совершеннолетия, и разница между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть, как правило, не менее шестнадцати лет). Ввиду этого лицо, обращающееся в суд с заявлением об усыновлении и не состоящее в браке, должно в обязательном порядке приложить к такому заявлению копию своего свидетельства о рождении (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи). Требования к форме и содержанию свидетельства о рождении, выдаваемого органами ЗАГС в Российской Федерации, установлены ст. 23 ФЗ "Об актах гражданского состояния". Если же лица, обращающиеся в суд с заявлением об усыновлении, состоят в браке, свой статус они подтверждают копией свидетельства о заключении брака (п. 2 ч. 1 комментируемой статьи), где указываются сведения о фамилиях (до и после заключения брака), имени, отчестве, дате и месте рождения, гражданстве и национальности (если это указано в записи акта о заключении брака) каждого из лиц, заключивших брак (ст. 30 ФЗ "Об актах гражданского состояния").
В случаях, если на усыновление ребенка претендует лицо, хотя и состоящее в браке, но желающее усыновить ребенка без участия другого супруга, такое лицо, наряду со свидетельством о заключении брака, должно представить либо согласие другого супруга на усыновление ребенка, либо документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи). Указанные требования обусловлены правилами семейного законодательства, ставящими возможность усыновления в зависимость от наличия согласия другого супруга, если ребенок не усыновляется обоими супругами (п. 1 ст. 133 СК РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 Постановления от 20 апреля 2006 г. N 8, согласие другого супруга на усыновление должно быть выражено в письменной форме. По аналогии с абз. 2 п. 1 ст. 129 СК РФ подпись супруга на его письменном согласии может быть удостоверена нотариусом, заверена руководителем организации, в которой находится ребенок, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства этого супруга. Удостоверение подписи супруга заявителя в указанном порядке не требуется, если он лично явился в судебное заседание и подтвердил свое согласие на усыновление ребенка.
Учитывая возможность личного выражения супругом своего согласия на усыновление ребенка в суде, а также исключение из общего правила, позволяющее не получать согласие супруга, в случае если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (п. 2 ст. 133 СК РФ), законодатель в комментируемом пункте позволяет не прилагать к заявлению соответствующие документы, но при этом обязывает заявителя подтвердить эти обстоятельства в самом заявлении, указав на доказательства, подтверждающие эти факты. Такими доказательствами могут быть объяснения заявителя и третьих лиц, например органов опеки и попечительства, показания свидетелей, письменные доказательства (например, письма), аудио- и видеозаписи, а также вступившее в законную силу решение суда о признании супруга безвестно отсутствующим.
6. От семейного статуса потенциального усыновителя зависит и необходимость приложения к заявлению об усыновлении документа о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (п. 8 ч. 1 комментируемой статьи). Целью такой подготовки, как это определено в п. 6 ст. 127 СК РФ, является содействие психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а задачами - выявление и формирование у таких граждан воспитательных компетенций, родительских навыков и ресурсов семьи для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития; помощь гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в осознании реальных проблем, трудностей и рисков, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка (п. 3 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 13 марта 2015 г. N 235).
Такая подготовка осуществляется органами опеки и попечительства и (или) образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями (социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, некоммерческими организациями, специализирующимися на оказании психолого-педагогической, социальной, правовой и иной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, принявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым органами опеки и попечительства переданы полномочия по подготовке кандидатов в усыновители.
По окончании подготовки органом опеки и попечительства или соответствующей организацией не позднее 3 рабочих дней с момента ее завершения гражданину лично выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации". Именно этот документ и прилагается к заявлению об усыновлении.
Действующее семейное законодательство позволяет признавать для целей усыновления документы о прохождении соответствующей подготовки иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином РФ, выданные на территории государства, в котором они постоянно проживают, но только при условии, что такая подготовка осуществлялась с учетом тематики и в объеме, определенном вышеназванным Порядком организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
От обязанности проходить подготовку, а значит, и прилагать свидетельство о прохождении подготовки к заявлению об усыновлении независимо от гражданства потенциального усыновителя освобождаются отчим или мачеха усыновляемого ребенка, его близкие родственники, лица, которые ранее уже усыновляли детей и в отношении которых усыновление не было отменено, лица, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. К близким родственникам, как следует из действующего российского законодательства, относятся дедушка, бабушка, полнородные и неполнородные братья и сестры (ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ).
7. Кроме того, учитывая статус отчима или мачехи как потенциальных родителей, законодатель, наряду с освобождением от обязанности прохождения подготовки, устанавливает для них определенные льготы в части представления документов в суд (ч. 1.1 комментируемой статьи), при условии, что они имеют российское гражданство, постоянно проживают на территории Российской Федерации и, соответственно, желают усыновить ребенка, которого они воспитывают, состоя в браке с родителем ребенка. Так, указанные лица к заявлению об усыновлении должны приложить копию свидетельства о браке с родителем усыновляемого ребенка, согласие родителя - супруга на усыновление, медицинское заключение о состоянии здоровья отчима или мачехи (см. п. 2 комментария к настоящей статье) и документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение (см. п. 3 комментария к настоящей статье). Следует отметить, что указанная норма включена в комментируемую статью сравнительно недавно и, как представляется, направлена на стимулирование создания полноценных семей, где супруг родителя должен стать отцом или матерью для ребенка. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", принятие законопроекта должно способствовать реализации Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.), в которой провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Именно полная семья является основной ячейкой общества и естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей. Принятие законопроекта будет способствовать созданию естественной среды для роста и благополучия всех членов семьи усыновителя, основанной на закрепленных законом взаимных правах и обязанностях.
8. Учитывая, что усыновление российских детей лицами, не проживающими на территории Российской Федерации, осуществляется по "остаточному" принципу, руководствуясь интересами российских детей, вывозимых за границу в связи с усыновлением, в противовес льготному режиму для усыновителей - граждан РФ в ч. ч. 2, 4 комментируемой статьи законодатель устанавливает дополнительный перечень документов, которые наряду с предусмотренными в ч. 1 должны быть представлены в суд вместе с заявлением об усыновлении, поступающим от граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства. Как представляется, определяющей в такой позиции законодателя является необходимость ознакомления с законодательством об усыновлении того государства, где кандидаты в усыновители имеют постоянное место жительства, поскольку для решения вопроса об усыновлении ребенка важное значение имеет социально-материальный статус усыновителей, а также возможность въезда усыновленного ребенка в другое государство, что может быть подтверждено только уполномоченными органами иностранного государства в месте постоянного жительства усыновителей (ч. 2 комментируемой статьи).
Как следует из анализа судебной практики и действующего законодательства, для граждан РФ, проживающих за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства требуется представить следующие дополнительные документы:
- письменное обязательство кандидатов в усыновители о постановке на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке усыновляемого ими ребенка;
- письменное обязательство кандидатов в усыновители о предоставлении возможности обследования условий жизни и воспитания усыновляемого ребенка;
- заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители, или компетентного органа государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства, об условиях их жизни и возможности быть усыновителями. К заключению прилагаются фотоматериалы о семье кандидатов в усыновители;
- письменные обязательства иностранной организации государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке (см. подробнее решение Верховного суда Республики Адыгея от 28 августа 2008 г. N 3-9/07);
- разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства;
- письмо из компетентного органа или иного уполномоченного органа (отдела юстиции, суда и др.) государства, гражданами которого являются потенциальные усыновители, подтверждающее отсутствие в законодательстве данного государства возможности признания союза, заключенного между лицами одного пола, в качестве брака и его регистрации в соответствии с законодательством государства (см. подробнее письмо Минобрнауки РФ от 19 июля 2013 г. N 07-1060 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних").
Следует иметь в виду, что непредставление таких документов является основанием для оставления заявления без движения.
Пример: Определением судьи Ростовского областного суда от 6 июня 2012 г. было оставлено без движения (а затем Определением от 19 июля 2012 г. возвращено заявителю) заявление граждан Великобритании, проживающих в Испании, по тем основаниям, что в нарушение комментируемой нормы к нему не было приложено разрешение компетентного органа страны проживания усыновителей на въезд усыновляемого ребенка в Испанию и его постоянное жительство на территории этого государства (см. Обзор практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей).
9. Важным требованием для документов, представляемых иностранными усыновителями, закрепленным в ч. 4 комментируемой статьи, является их легализация. Легализация (от лат. legalis - законный) толкуется как подтверждение подлинности и юридической силы документа, выданного в другом государстве, в форме удостоверительной надписи <17>. Легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации, предполагает удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. При этом консульской легализации не подлежат иностранные официальные документы, которые противоречат законодательству Российской Федерации или содержание которых может нанести вред интересам Российской Федерации (ст. 27 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации").
--------------------------------
<17> См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.
В то же время Российская Федерация является участницей Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), в соответствии с положениями которой каждое из договаривающихся государств, а их на сегодняшний день 108, освобождает от легализации документы, которые должны быть представлены на его территории. При этом единственной формальностью, которая может быть потребована, является проставление апостиля по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Апостиль, заполненный надлежащим образом, удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения.
Апостиль должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции, и проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. В обязательном порядке заголовок "Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)" должен быть дан на французском языке (ст. ст. 2 - 5 Конвенции). Специальная комиссия по практическому применению Гаагских конвенций об апостиле, получении доказательств, вручении документов, заседание которой проводилось с 28 октября по 4 ноября 2003 г., приняла Заключения и Рекомендации, из которых следует, что апостили, проставленные компетентными органами, в максимально возможной степени должны соответствовать данному образцу. При этом варианты форм апостилей, проставленных этими органами, не должны служить основанием для отказа от признания их действительными, если представленный апостиль однозначно опознаваем как апостиль, проставленный в соответствии с требованиями Конвенции.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с абз. 2 ст. 3 вышеназванной Конвенции проставление апостиля может не потребоваться, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации. Упрощенный порядок признания документов иностранных государств в Российской Федерации, не требующий легализации или апостилирования, установлен Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22 января 1993 г. (Минская конвенция). Согласно ст. 13 названной Конвенции документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Участниками Минской конвенции являются Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Армения, Украина, Киргизия, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Туркмения.
Независимо от того, в каком порядке происходит легализация иностранных документов, положения комментируемой нормы требуют в обязательном порядке нотариально заверенного перевода таких документов на русский язык. В соответствии с положениями Основ законодательства РФ о нотариате одним из нотариальных действий, которые уполномочены совершать нотариусы, является свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой. При этом, если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус (п. 6 ст. 35, ст. 81). В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 333.24 НК РФ за свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой взимается государственная пошлина в размере 100 рублей за одну страницу перевода документа, за свидетельствование подлинности подписи переводчика также - 100 рублей.
10. Положения ч. 5 комментируемой статьи также устанавливают особые правила для документов, представляемых в суд для рассмотрения в порядке особого судопроизводства. По общему правилу, закрепленному в ст. 132 ГПК РФ, к заявлению об усыновлении должны прилагаться копии заявления по числу заинтересованных лиц, участвующих в деле. Учитывая содержание ст. 273 ГПК РФ, по делам об усыновлении копии заявления и прилагаемых к нему документов должны быть сделаны для органа опеки и попечительства, прокурора, а в необходимых случаях - для родителей и других заинтересованных лиц. Однако законодатель в комментируемой норме ограничивает количество прилагаемых к заявлению об усыновлении документов, требуя представления всего двух копий для каждого прилагаемого к заявлению документа. Следует иметь в виду, что неисполнение требований комментируемой нормы может стать одним из оснований для оставления заявления об усыновлении без движения в связи с тем, что приложенные к нему обязательные документы не отвечают требованиям закона (см. подробнее Определение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2008 г. N 80-Г08-13).
Н.В. Ласкина, Н.Ф. Никулинская, М.А. Рогалева, Е.В. Яковенко
"КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV "ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО" РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ"
2016 год