Статья 265 ГПК РФ. Условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Комментарий к статье 265 ГПК РФ
1. Закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей предполагает, что каждая ветвь власти осуществляет возложенные на нее функции, не вмешиваясь в деятельность других ветвей власти, но в то же время служит и определенным противовесом, если те или иные функции не могут исполняться надлежащим образом какой-либо из ветвей власти. Так, исполнительная власть призвана реализовывать законодательные предписания, гарантируя реальное воплощение прав и свобод граждан, организаций, в том числе и путем оформления и выдачи соответствующих документов, подтверждающих тот или иной статус лица. Однако порядок реализации таких функций исполнительной власти строго регламентируется нормативными актами, несоблюдение которых по каким-либо объективным или субъективным причинам может повлечь за собой невозможность исполнения возложенных функций. В таких случаях в целях охраны прав и законных интересов граждан и организаций законодатель возлагает на суд обязанность "исправить" возникшую ситуацию путем вынесения соответствующего решения, являющегося основанием для исполнения органами исполнительной власти возложенных на них функций.
Комментируемая норма, таким образом, является своеобразным проявлением принципа разделения властей, поскольку в ней законодатель, сохраняя суверенитет каждой из ветвей власти, возлагает на суд обязанность по установлению тех или иных юридических фактов исключительно в случаях невозможности получения или восстановления заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты. Таким образом, заявитель при обращении в суд с заявлением об установлении того или иного факта должен представить доказательства невозможности получения правоустанавливающего документа.
2. Так, в соответствии с положениями ФЗ "Об актах гражданского состояния" на органы ЗАГС возлагаются полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния: рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти. При этом по каждому из перечисленных событий или действий законодательством предусмотрен особый порядок государственной регистрации, специальный перечень документов, необходимых для государственной регистрации того или иного события, очерчен круг заявителей и сроки обращения с заявлением о государственной регистрации. Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя. Однако орган ЗАГС отказывает в государственной регистрации акта гражданского состояния в случаях, если такая регистрация противоречит ФЗ "Об актах гражданского состояния" или же документы, которые представлены, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством. По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа ЗАГС обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме (ст. 11 ФЗ "Об актах гражданского состояния"). Именно этот письменный отказ будет служить доказательством того, что документ не может быть выдан или восстановлен во внесудебном порядке и является основанием для принятия заявления об установлении того или иного факта судом.
3. Аналогичным образом складывается ситуация и с другими органами, уполномоченными на выдачу правоустанавливающих документов. В частности, в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате нотариусы выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, дубликаты нотариальных свидетельств, исполнительных надписей и дубликаты документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок, свидетельства о праве на наследство, совершают иные нотариальные действия (ст. 35). При этом нотариус вправе отказать в совершении того или иного нотариального действия, в частности, если совершение такого действия противоречит закону или документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства, а также факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме путем вынесения постановления об отказе в совершении нотариального действия.
Правом на отказ в государственной регистрации и выдаче правоустанавливающих документов наделены также должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) и его территориальных органов в случаях, перечисленных в ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется или лично выдается сообщение о причинах отказа, послуживших основанием для принятия такого решения.
Таким образом, возможность отказа того или иного органа власти, наделенного соответствующими полномочиями, в осуществлении юридически значимых действий, выдаче документов строго обусловлена нормативными положениями и требует оформления письменного мотивированного сообщения об этом, что является гарантией для заявителей при обращении в суд с заявлением об установлении тех или иных юридических фактов.
Однако зачастую граждане не соблюдают установленного в комментируемой статье требования, что является причиной для оставления поданных заявлений без движения.
Пример: Я. обратилась в суд с заявлением об установлении факта регистрации брака. В обоснование заявления она указала, что состояла с С. в браке, но свидетельство о регистрации брака утеряно и возможности подтвердить факт нахождения в браке, необходимый для назначения ей пенсии, не имеется. Вынося определение об оставлении заявления без движения, суд исходил из того, что согласно представленным документам в уполномоченный орган Я. направлено заявление об истребовании справки о заключении брака с С. Предположительное ожидание ответа составляет 2 - 4 месяца. Таким образом, обосновывая поданное заявление, Я. не привела доказательств того, что соответствующая запись не сохранилась или в восстановлении такой записи отказано, ссылаясь лишь на длительность периода ожидания ответа (см. Апелляционное определение Омского областного суда от 16 марта 2016 г. по делу N 33-2377/2016).
Н.В. Ласкина, Н.Ф. Никулинская, М.А. Рогалева, Е.В. Яковенко
"КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV "ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО" РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ"
2016 год