ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

ПИСЬМО
от 15 сентября 2003 г. N НК-5704/3

ОБ УСИЛЕНИИ
РОЛИ И ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНОВ АРХИТЕКТУРЫ
И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Правительство Российской Федерации при осуществлении на современном этапе социально-экономической политики уделяет значительное внимание возросшей роли градостроительного процесса, способствующего социально-экономическому развитию государства, создающего благоприятные условия для привлечения инвестиций в строительство и развития рынка земли и недвижимости.

В целях поддержания целостности государства и повышения его роли в управлении развитием территории страны были введены в действие такие законодательные акты, как Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, а также принимаются меры по совершенствованию архитектурно-градостроительного законодательства федерального уровня.

С реализацией проводимой Правительством Российской Федерации социально-экономической политики и реформированием российской экономики связано повышение роли органов архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по обеспечению устойчивого и безопасного развития территорий и поселений.

Особая ответственность в осуществлении государственной градостроительной политики и межотраслевого правового регулирования градостроительной и архитектурной деятельности возложена указанными законодательными актами на органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации.

В сложившихся условиях, когда градостроительная (планировочная) документация большинства городов, иных поселений устарела и медленно обновляется, именно на органы архитектуры и градостроительства ложится основная ответственность за стратегическое развитие региона, создание эффективной системы градостроительного регулирования и использования территорий, предотвращающей развитие чрезвычайных ситуаций, связанных с природными и техногенными явлениями, формирование градостроительной политики в регионе для обеспечения прав граждан на полноценную среду жизнедеятельности, охрану окружающей среды, сохранение историко-культурного наследия, а также при определении функций земельных участков поселений и ограничений, связанных с их использованием.

Проанализировав структуру и результаты основной деятельности органов архитектуры и градостроительства различных уровней по реализации положений архитектурно-градостроительного законодательства федерального уровня, Госстрой России считает, что наиболее рациональной организационной формой их деятельности является наделенное правами юридического лица самостоятельное структурное подразделение (Департамент, Комитет, Управление и т.п.), входящее в состав органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и имеющее подчинение непосредственно главе администрации или его заместителю, курирующему вопросы архитектуры и градостроительства.

Включение органов архитектуры и градостроительства в органы управления строительством нарушает законодательство Российской Федерации и снижает эффективность их работы в новых социально-экономических условиях. Органы управления строительством имеют принципиально другие задачи, правовую основу и сферы деятельности, нежели органы архитектуры и градостроительства.

Органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации призваны обеспечить конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации) и жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), а также создать условия осуществления права собственности в процессе градостроительства без нанесения ущерба окружающей среде, нарушения прав и законных интересов иных лиц (статьи 7 и 36 Конституции Российской Федерации). Данные структуры, по сути, являются органами межотраслевого контроля и правового регулирования градостроительной деятельности всех инвесторов и действуют на основе федерального законодательства - Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства Госстрой России просит принять действенные меры по усилению роли и правового статуса органов архитектуры и градостроительства, а также обращает внимание на необходимость формирования региональной системы органов архитектуры и градостроительства и оказания поддержки органам архитектуры и градостроительства муниципальных образований, так как проводимая в регионах работа по созданию новой или совершенствованию существующей структуры органов исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства зачастую связана с ликвидацией органа по архитектуре и градостроительству как юридического лица.

При рассмотрении вопроса об утверждении кандидата на замещение должности руководителя органа архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации Госстрой России просит принимать окончательное решение после одобрения данной кандидатуры на коллегии Госстроя России в целях повышения уровня профессионализма в решении проблем градостроительного развития территории Российской Федерации.

Со своей стороны Госстрой России всегда готов оказать любую помощь в вопросах совершенствования системы обеспечения архитектурно-градостроительной деятельности в регионе.