ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 1997 г. N 17

О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации постановляет:

1. Принять "Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации".

2. Направить Правила на Государственную регистрацию в Минюст России.

3. Правила ввести в действие в установленном порядке.

Председатель Госстандарта России
Г.П.ВОРОНИН

Первый заместитель Председателя
Госстандарта России
А.К.ДЖИНЧАРАДЗЕ

Зам. начальника
Управления сертификации
А.А.ЛЮЛИЧКИН

За начальника
Научно - технического управления
И.А.КОРОВКИН

Начальник юридического отдела
В.Б.ЯРОЦКИЙ

Утверждены
Постановлением
Госстандарта России
от 5 августа 1997 г. N 17

ПРАВИЛА
СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящие правила применяют при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации. На основе настоящих правил федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут разрабатывать и принимать правила сертификации однородных работ и услуг.

Основные термины и определения, цели и принципы, состав и функции участников, общие правила сертификации работ и услуг соответствуют Закону "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета, 1993, N 26, ст. 966 и в Собрании законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4) и "Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации" (утверждены Постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный номер 521, опубликованы в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994, N 6, стр. 5).

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Объекты обязательной сертификации работ и услуг устанавливаются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Объектами добровольной сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации.

1.2. Сертификацию работ и услуг проводят органы по сертификации.

1.3. При обязательной сертификации подтверждают соответствие работ и услуг обязательным требованиям (в том числе требованиям безопасности работ и услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также безопасности процесса выполнения работ и оказания услуг).

1.4. Сертификацию работ и услуг проводят по схемам сертификации. Схемы с рекомендациями по их применению приведены в приложении.

Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ,
НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

2.1. При сертификации работ и услуг применяют:

законодательные акты Российской Федерации;

правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;

государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.

2.2. Нормативные документы, применяемые при сертификации, должны содержать требования к качеству и безопасности работ и услуг, а также методы их оценки, проверки, испытаний, контроля.

2.3. При сертификации работ и услуг следует применять официальные издания нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

2.4. Требования в нормативных документах, применяемых при сертификации, должны иметь четкие формулировки, обеспечивающие точное и однозначное их толкование.

III. ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ

3.1. Сертификация работ и услуг включает:

подачу заявки на сертификацию;

рассмотрение и принятие решения по заявке;

оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;

принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;

выдачу сертификата;

инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

3.2. Подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решения по ней

3.2.1. Заявитель направляет заявку на сертификацию в орган по сертификации в соответствии с его областью аккредитации.

При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой из них.

3.2.2. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации.

3.3. Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:

оценку выполнения работ и оказания услуг;

проверку, испытания результатов работ и услуг.

3.3.1. Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает:

оценку мастерства исполнителя работ и услуг;

оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;

анализ состояния производства;

оценку организации (предприятия) - исполнителя работ и услуг;

оценку системы качества;

рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.

Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. Итоги оценки отражают в актах.

3.3.2. Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами.

Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражают в протоколах.

3.4. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата

3.4.1. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует.

Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.

При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

3.4.2. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более чем на три года.

3.4.3. При внесении изменений в нормативную и техническую документацию на работы и услуги, в организационно - правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.

3.5. Применение знака соответствия при обязательной сертификации

3.5.1. Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 56.

Общие требования к применению знака соответствия при обязательной сертификации работ и услуг соответствуют Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138. Опубликованы в газете "Российские вести" 8 августа 1996 года N 147 (1068).

3.5.2. Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд - заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях.

3.5.3. Правила применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

3.6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг

3.6.1. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.

3.6.2. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.

Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

3.6.3. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей.

3.6.4. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ:

анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг;

разработку программы инспекционной проверки;

создание комиссии для проведения инспекционной проверки;

проведение инспекционной проверки;

оформление результатов и принятие решения.

3.6.5. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.

3.6.6. В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата.

3.6.7. Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия.

3.6.8. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

приостанавливает действие сертификата;

информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора;

устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

проверяет выполнение корректирующих мероприятий.

3.6.9. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.

3.6.10. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности, орган по сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.

IV. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

4.1. Держатель сертификата обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд - заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).

4.2. Органы по сертификации работ и услуг направляют информацию о деятельности по сертификации в федеральный орган исполнительной власти, организующий и проводящий работы по обязательной сертификации.

4.3. Органы по сертификации представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

V. РАССМОТРЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИЙ

5.1. При возникновении спорных вопросов участник сертификации может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородных работ и услуг.

5.2. Если участник сертификации работ и услуг не удовлетворен решением по апелляции, то он может подать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке или Орган, возглавляющий систему добровольной сертификации.

5.3. Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.

Приложение

1. Схемы сертификации

┌─────┬─────────────────┬───────────────────┬────────────────────┐
│Номер│     Оценка      │      Проверка     │   Инспекционный    │
│схемы│выполнения работ,│    (испытания)    │     контроль       │
│     │ оказания услуг  │    результатов    │ сертифицированных  │
│     │                 │   работ и услуг   │   работ и услуг    │
├─────┼─────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│  1  │Оценка мастерства│Проверка (испыта-  │Контроль мастерства │
│     │исполнителя работ│ния) результатов   │исполнителя работ и │
│     │и услуг          │работ и услуг      │услуг               │
│     │                 │                   │                    │
│  2  │Оценка процесса  │Проверка (испыта-  │Контроль процесса   │
│     │выполнения работ,│ния) результатов   │выполнения работ,   │
│     │оказания услуг   │работ и услуг      │оказания услуг      │
│     │                 │                   │                    │
│  3  │Анализ состояния │Проверка (испыта-  │Контроль состояния  │
│     │производства     │ния) результатов   │производства        │
│     │                 │работ и услуг      │                    │
│     │                 │                   │                    │
│  4  │Оценка организа- │Проверка (испыта-  │Контроль соответст- │
│     │ции (предприятия)│ния) результатов   │вия установленным   │
│     │                 │работ и услуг      │требованиям         │
│     │                 │                   │                    │
│  5  │Оценка системы   │Проверка (испыта-  │Контроль системы    │
│     │качества         │ния) результатов   │качества            │
│     │                 │работ и услуг      │                    │
│     │                 │                   │                    │
│  6  │      -          │Рассмотрение дек-  │Контроль качества   │
│     │                 │ларации о соответ- │выполнения работ,   │
│     │                 │ствии с прилагаемы-│оказания услуг      │
│     │                 │ми документами     │                    │
│     │                 │                   │                    │
│  7  │Оценка системы   │Рассмотрение дек-  │Контроль системы    │
│     │качества         │ларации о соответ- │качества            │
│     │                 │ствии с прилагаемы-│                    │
│     │                 │ми документами     │                    │
└─────┴─────────────────┴───────────────────┴────────────────────┘

2. Применение схем сертификации

2.1. По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.

Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера - ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.).

2.2. По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.

В зависимости от сложности процесса оценивают:

полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;

оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;

метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение;

безопасность и стабильность процесса;

профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.

Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).

2.3. По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.

Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.

2.4. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и др.).

2.5. По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.

Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).

При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации работ и услуг.

2.6. Схемы 6, 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.

В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.

Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование организации (предприятия).

Особенности применения схем сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах сертификации однородных видов работ и услуг.

Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не применяют.

2.7. Во всех схемах сертификации, если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученным вне работ по сертификации, например:

результаты социологических обследований и экспертных оценок;

протоколы испытаний;

договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;

акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);

техническая и др. документация исполнителя работ и услуг.

Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.