ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 июля 1995 г. N ВЗ-6-15/401

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ОРГАНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ ПО ВОПРОСУ
ПРАВИЛЬНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, СВОЕВРЕМЕННОСТИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ
СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ В БЮДЖЕТ И ПРОВЕРКИ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВ ПО ВОПРОСУ НАЧИСЛЕНИЯ ДИВИДЕНДОВ ПО АКЦИЯМ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВУ

В соответствии с Планом основных мероприятий по усилению контроля за поступлением платежей в бюджетную систему в 1995 году госналогинспекциями была проведена работа по проверке правильности распределения (согласно установленным нормативам) и своевременности перечисления в бюджет доходов от приватизации, а также акционерных обществ по вопросу своевременности уплаты в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, по состоянию на 01.01.95.

Проверка осуществлялась в соответствии с Программой, направленной Госналогслужбой России в адрес налоговых инспекций 02.02.95 N ВЗ-6-15/54. Срок представления информации был определен до 20 апреля 1995 года.

Поступление в бюджетную систему России доходов от приватизации за 1994 год составило 734,7 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 113,5 млрд. рублей.

В ходе проведенных проверок доначислено 2455 млн. руб., из них наиболее значительные суммы по следующим регионам (в млн. руб.): Республика Башкортостан - 742, Приморский край - 198, Новосибирская область - 184, Самарская область - 143, Чувашская Респ. - 127.

В ходе проведения проверок начислены пени в сумме 1772 млн. руб.

Материалы проведенных госналогинспекциями проверок показывают наличие серьезных недостатков в работе органов, занимающихся вопросами приватизации на местах, по мобилизации средств и их распределению, а именно:

- несоблюдение утвержденных нормативов распределения средств, поступивших от приватизации (выявлено по Приморскому краю, а также по областям: Московской, Рязанской, Тверской, Курской, Тюменской);

- несоблюдение фондами имущества и комитетами по управлению имуществом сроков перечисления в бюджеты доходов от приватизации (выявлено в республиках: Кабардино-Балкарская, Коми, Марий Эл, Чувашская; областях: Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Саратовская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Ярославская и др.);

- использование комитетами по управлению имуществом и фондами имущества средств от приватизации для финансирования коммерческих структур с целью извлечения прибыли;

- в ряде регионов завышаются отчисления в местный бюджет за счет средств, причитающихся к перечислению в федеральный и областной бюджеты (например, по Вологодской области в местный бюджет излишне перечислено 2,7 млн. рублей);

- в некоторых регионах у фондов имущества не открыты специальные счета и все средства от приватизации поступают на их расчетные счета или на внебюджетные счета администрации района (выявлено в Алтайском и Красноярском краях, а также в Ивановской и Кемеровской областях);

- нецелевое использование средств от приватизации (так в Костромской области за счет средств от приватизации муниципальных предприятий в 1994 году администрацией Кологривского района области оплачена задолженность леспромхоза отделению железной дороги, выданы ссуды акционерному обществу "Кологривское" и главе администрации района, оплачено приобретение ГСМ местной нефтебазе, а также оплачены другие хозяйственные расходы района, в Амурской области не по назначению использовано средств от приватизации на сумму 46,4 млн. руб., а также перечислено на счет областного бюджета 308 млн. руб. без указания оснований; зачислено на расчетный счет Фонда имущества Амурской области 36,5 млн. руб. процентов по депозитному счету, на который в нарушение полномочий фонда направлено со спецсчета 100 млн. руб. средств от приватизации);

- использование средств от приватизации на покрытие расходов фондов имущества сверх сумм, определенных законодательством (Алтайский край - завышена на 1,0 млн. руб. сумма отчислений в фонд продавца; Амурская область - излишне направлено средств на расчетный счет Фонда имущества в сумме 55,1 млн. руб.; Псковская область - завышена сумма отчислений продавцу на 0,7 млн. руб.);

- не применяются финансовые санкции к покупателям объектов приватизации за несвоевременное перечисление средств на счета продавцов (Ленинградская область, Республика Чувашия, Костромская, Тверская, Кемеровская и Самарская области, Алтайский край).

Учитывая указанные недостатки в работе по мобилизации в бюджет доходов от приватизации, налоговым органам следует усилить контроль за правильностью распределения, полнотой и своевременностью перечисления продавцом объектов приватизации названных доходов.

По данным материалов, представленных госналогинспекциями, проверено 5429 акционерных обществ, которыми по акциям, принадлежащим государству, были начислены дивиденды в сумме 115,3 млрд. руб. Фактически перечислено в бюджеты различного уровня 78,9 млрд. руб. В результате проведенных проверок доначислено 11,2 млрд. рублей. Размер предъявленной пени составил 8,6 млрд. рублей.

Наиболее значительные суммы пени начислены в следующих регионах (в млн. руб.): Нижегородская область - 4742, Ростовская область - 341, Московская область - 297, Ленинградская область - 283, Кабардино-Балкарская Республика - 249, Пермская область - 174, Владимирская область - 168.

При документальных проверках акционерных обществ налоговыми инспекциями выявлены следующие характерные нарушения:

- дивиденды по акциям, принадлежащим государству, перечисляются в соответствующий бюджет несвоевременно;

- акционерные общества часто не начисляют дивиденды по привилегированным акциям типа "Б", расчет размера дивидендов по акциям типа "Б" делается неправильно;

- в нарушение письма Минфина РФ и ГНС РФ от 25.08.94 N 113/ВЗ-4-15/98н "О налоге на дивиденды по акциям, принадлежащим государству" акционерными обществами удерживается 15-процентный налог на дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

- во многих акционерных обществах по итогам года не проводились собрания акционеров и прибыль распределялась Советом директоров или вообще не распределялась;

- необоснованное направление дивидендов по принадлежащим государству акциям на содержание объектов соцкультбыта.

Вместе с тем, представленные материалы проверок свидетельствуют о том, что многие госналогинспекции при начислении пени за несвоевременное перечисление дивидендов по акциям, принадлежащим государству, в соответствующий бюджет применяли ставку 0,7%, установленную по налогам, вместо применяемой по обязательным неналоговым платежам ставки 0,05% за каждый день просрочки.

Не представили необходимую информацию в соответствии с Планом основных мероприятий по усилению контроля за поступлением платежей в бюджетную систему в 1995 году налоговые инспекции по Республике Горный Алтай; автономным округам: Усть-Ордынскому, Эвенкийскому, Ненецкому, Таймырскому.

По вопросам, связанным с начислением и направлением дивидендов по акциям, принадлежащим государству, а также доначислениям прибыли и дивидендов, Госналогслужба России на основании нормативно-законодательных актов разъясняет.

1. В соответствии со статьей 6 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721, общее собрание акционеров принимает решение о размере дивиденда, выплачиваемого на обыкновенную акцию.

Если собрание акционеров приняло решение о невыплате дивидендов по обыкновенным акциям, то это решение распространяется и на дивиденды по акциям, принадлежащим государству, держателем которых временно является фонд имущества.

Если государству (фонду имущества) принадлежат привилегированные акции типа Б, то в соответствии со статьей 5 вышеуказанного Положения владельцы привилегированных акций типа Б имеют право на получение ежегодного фиксированного дивиденда.

При наличии прибыли, достаточной для выплаты фиксированных дивидендов по привилегированным акциям, общество не вправе отказать держателям указанных акций в выплате дивидендов, в противном случае фонд имущества обязан потребовать выплаты дивидендов через суд (Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям, утвержденное зам. Министра экономики и финансов Российской Федерации 10.01.92 на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 25.12.90 N 601).

2. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденных Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказом Минфина России от 28.12.94 N 173, заниженная прибыль отражается в следующей отчетности нарастающим итогом как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.

Дивиденды на нее начисляются в следующем году.

3. В соответствии с Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 (раздел 6.2), дивиденды по акциям, закрепленным в государственной собственности, могут направляться на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых при преобразовании предприятия в акционерное общество соответствующим органам государственной власти (органам местного самоуправления), а при отсутствии таких объектов направляются в соответствующий бюджет.

В случае принятия указами или распоряжениями Президента Российской Федерации решений об ином направлении дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной собственности, или средств от продажи акций, принадлежащих государству (для целевого финансирования технического перевооружения, реконструкции и расширения производственных мощностей, на проведение природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), то при проверках своевременности уплаты в бюджет акционерными обществами дивидендов по акциям, принадлежащим государству, следует руководствоваться положениями таких указов и распоряжений.

Направляя настоящий обзор итогов контрольный работы за 1993 - 1994 гг., Госналогслужба России предлагает госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации рассмотреть имеющиеся недостатки и нарушения на этом участке работы налоговых органов и принять конкретные меры по их устранению.

Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ