ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 октября 1993 г. N ВЗ-4-05/169н

О ПРИМЕНЕНИИ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ ЗА ЗАНИЖЕНИЕ (СОКРЫТИЕ)
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПОДЛЕЖАЩЕГО ВЗНОСУ
В БЮДЖЕТ

В связи с поступающими запросами о применении штрафных санкций за занижение (сокрытие) налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет, путем завышения сумм налога по материальным ресурсам, топливу, услугам, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на издержки производства и обращения, Государственная налоговая служба Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, несет ответственность не только за сокрытие или занижение дохода (прибыли), но и суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения.

По Закону Российской Федерации от 06.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" указанным налогом облагается добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров (работ, услуг).

В соответствии со статьей 1 этого Закона добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Тем самым налогооблагаемую базу составляет добавленная стоимость, от которой сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, исчисляется по соответствующей ставке (10 или 20 процентов).

Для упрощения техники расчета налога на добавленную стоимость по всем налогоплательщикам независимо от отрасли народного хозяйства и вида деятельности эта сумма, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 7 того же Закона, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на издержки производства и обращения.

Изложенное не противоречит определению объектов обложения налогом на добавленную стоимость, содержащемуся в статье 3 этого же Закона, поскольку в ней дана общая характеристика объекта налогообложения как оборотов по реализации товаров. Но при этом следует иметь в виду, что одни и те же товары для изготовителей являются готовой продукцией, а для получателей - сырьем и материалом для изготовления готовой продукции с большей степенью обработки. Поэтому указанная норма в статье 7 по тем же объектам налогообложения конкретизируется в виде методики (способа) исчисления сумм данного налога, подлежащего взносу в бюджет по конкретному налогоплательщику.

Таким образом, действующим налоговым законодательством предусмотрено применение соответствующих финансовых санкций, включая штрафы, к налогоплательщикам, допустившим не только неправильное исчисление налога по реализованным товарам (работам, услугам), но и налога по покупным материальным ресурсам, отражаемым по дебетовым оборотам счета 68 "Расчеты с бюджетом".

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ

Согласовано
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
С.В.АЛЕКСАШЕНКО