ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 июля 1998 г. N ВП-6-18/407

О ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРЕЗИДИУМА
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.98 N 3521/97 об отнесении налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникает после открытия конкурсного производства, к расходам, связанным с продолжением функционирования организации - должника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди (пункт 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").

Доведите направляемое Постановление до нижестоящих государственных налоговых инспекций.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 1998 г. N 3521/97

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 20.02.97, Постановление апелляционной инстанции от 03.04.97 арбитражного суда Кировской области по делу N 246/6 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 12.05.97 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Рубанок" в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд Кировской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Кирово - Чепецкому району Кировской области о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 13.08.96 N 580, от 14.08.96 N 610, от 16.08.96 N 653, от 30.08.96 N 774, от 11.12.96 N 1111-1114, от 17.12.96 N 1119-1122 на бесспорное списание налоговых платежей, в том числе пеней.

Решением от 20.02.97 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.04.97 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа Постановлением от 12.05.97 оставил решение и Постановление без изменения.

В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить и в иске отказать.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ОАО "Рубанок" решением арбитражного суда Кировской области от 20.12.95 по делу N 237/6 признано несостоятельным (банкротом) и находилось в состоянии конкурсного производства. Госналогинспекция по Кирово - Чепецкому району выставила на расчетный счет предприятия - банкрота в августе и декабре 1996 года инкассовые поручения на списание в бесспорном порядке налоговых платежей (в том числе пеней) в сумме 413296973 рубля.

Принимая решение об удовлетворении иска, судебные инстанции исходили из следующего. Требования об уплате текущих налоговых платежей должны предъявляться должнику в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Налоговая инспекция нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов, предусмотренную пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Однако судебные инстанции не учли, что по смыслу названного Закона правовой режим удовлетворения требований кредиторов в процессе конкурсного производства различен в зависимости от того, вытекает право требования долга из обязательств, возникших до открытия конкурсного производства, или из обязательств, возникших после открытия конкурсного производства. Это правило применяется также при расчетах должника с бюджетом и внебюджетными фондами.

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникает после открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации - должника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди (пункт 1 статьи 30 Закона).

В данном случае налоговые платежи, на бесспорное списание которых выставлены инкассовые поручения, образовались после открытия конкурсного производства.

При таких обстоятельствах у судебных инстанций оснований для признания не подлежащими исполнению инкассовых поручений на бесспорное списание в августе и декабре 1996 года налоговых платежей не имелось.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение от 20.02.97, Постановление апелляционной инстанции от 03.04.97 арбитражного суда Кировской области по делу N 246/6 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 12.05.97 по тому же делу отменить.

Отказать открытому акционерному обществу "Рубанок" в лице конкурсного управляющего в иске о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений Государственной налоговой инспекции по Кирово - Чепецкому району Кировской области от 13.08.96 N 580, 14.08.96 N 610, 16.08.96 N 653, 30.08.96 N 774, 11.12.96 N 1111-1114, 17.12.96 N 1119-1122.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ