ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 ноября 1996 г. N ВК-6-12/813

В связи с поступающими многочисленными вопросами, возникающими в ходе осуществления процедуры постановки на учет (переучета) отдельных категорий налогоплательщиков - физических лиц, Госналогслужба России разъясняет следующее.

1. Можно ли поставить на налоговый учет по месту осуществления своей деятельности лицо, получившее свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (далее - свидетельство), но не по месту жительства, а в регионе осуществления этой деятельности?

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту жительства этого лица. Выдача этим органом свидетельств лицам, не имеющим в паспорте отметки органа регистрационного учета (органа внутренних дел или органа местного самоуправления) о регистрации места жительства (прописке) в зоне действия органа, осуществляющего регистрацию предпринимателей без образования юридического лица, является нарушением действующего законодательства.

Согласно пункту 36 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 N ВА-3-12/49 (зарегистрирована в Минюсте России 11.07.96 N 1121), учет налогоплательщиков - физических лиц осуществляется налоговой инспекцией по месту их жительства.

В связи с вышеизложенным, государственная налоговая инспекция по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, в которую он обратился для постановки на учет, должна обязать его лично обратиться в государственную налоговую инспекцию по месту жительства для прохождения данной процедуры и присвоения ИНН, а также сообщить этой налоговой инспекции о намерении предпринимателя осуществлять свою деятельность на территории другого региона, адрес места его пребывания и выслать третий экземпляр свидетельства (если налоговая инспекция располагает экземпляром, присланным регистрирующим органом). Кроме того, о факте неправомерной выдачи свидетельства по месту осуществления деятельности предпринимателя, а не по месту его жительства, налоговая инспекция, согласно пункту 38 вышеназванной Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, должна направить информацию о допущенных нарушениях в орган, выдавший документ (свидетельство) налогоплательщику.

2. Каков порядок заполнения заявления о постановке на учет физического лица (далее - заявление) и информационного письма о постановке на учет налогоплательщика - физического лица, занимающегося в установленном законодательством порядке предпринимательской деятельностью (далее - информационное письмо), в случае предъявления налогоплательщиком двух и более свидетельств?

В этом случае налогоплательщик должен на каждое свидетельство заполнить отдельный бланк заявления с приложением. При этом реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, адрес места жительства, а также пункт 4 на втором и последующих бланках заявления можно не заполнять. Отметку о постановке на учет и присвоении ИНН следует сделать на бланке заявления, соответствующем первому полученному свидетельству. Все заявления с приложениями подшиваются в учетное дело налогоплательщика. На лицевой стороне информационного письма указываются реквизиты первого свидетельства (N, дата выдачи, наименование органа, выдавшего свидетельство). На оборотной стороне письма записываются реквизиты других представленных в хронологическом порядке свидетельств, начиная со второго. Записи на оборотной стороне информационного письма должны быть заверены подписью начальника госналогинспекции и гербовой печатью. С правой стороны оставляется свободное поле для внесения отметки об аннулировании соответствующего свидетельства. При аннулировании свидетельства, записанного на лицевой стороне информационного письма, выдается новое информационное письмо с учетом произошедших изменений. Прежнее информационное письмо и копия нового подшиваются в учетное дело налогоплательщика.

3. В связи с чем введена дата "30 апреля 199_ года" окончания срока действия информационного письма?

Данная мера направлена на привлечение налогоплательщиков для декларирования фактически полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением этих доходов. Выбор даты определен пунктом 63 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 (зарегистрирована в Минюсте 21.07.95 N 911) по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", согласно которому физические лица вправе в течение месяца (т.е. до 30 апреля) после подачи в налоговый орган декларации о доходе уточнить заявленные в ней данные. После подачи декларации в апреле 1997 года налогоплательщику выдается взамен утратившего силу новое информационное письмо сроком действия до 30 апреля 1998 года. Для его выдачи заполнение налогоплательщиком нового заявления и приложения к нему не требуется, кроме случая, когда у налогоплательщика произошли какие-либо изменения ранее сообщенных сведений. Тогда действия госналогинспектора определяются пунктами 2.9 - 2.10 Методических указаний для государственных налоговых инспекций по осуществлению процедур постановки на учет (переучета), снятия с учета отдельных категорий налогоплательщиков - физических лиц (приложение к письму Госналогслужбы России от 30.07.96 N ПВ-6-12/523). Прежнее информационное письмо и копию нового следует подшить в учетное дело налогоплательщика.

4. Какой ИНН (новый или прежний) присваивается при постановке на учет предпринимателю, ранее имевшему ИНН, затем снявшемуся с учета, а в настоящее время возобновившему предпринимательскую деятельность?

В соответствии с пунктом 4 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 N ВА-3-12/49 (зарегистрирована в Минюсте 11.07.96 N 1121), налогоплательщику - физическому лицу при постановке на учет в налоговой инспекции присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который является единым учетным номером в налоговых инспекциях по всей территории Российской Федерации и (согласно пункту 2.6 вышеназванных Методических указаний для государственных налоговых инспекций по осуществлению процедур постановки на учет (переучета), снятия с учета отдельных категорий налогоплательщиков - физических лиц), сохраняется за ним на все время осуществления предпринимательской деятельности или занятия частной практикой. При прекращении налогоплательщиками - физическими лицами предпринимательской деятельности или частной практики их ИНН передаются в архив и повторно другим налогоплательщикам не присваиваются.

При постановке на учет предпринимателя или частного практика, ранее стоявшего на учете и имевшего ИНН, госналогинспектор должен присвоить ему прежний ИНН и выдать информационное письмо о постановке на учет с указанием ранее закрепленного за ним ИНН.

В целях исключения фактов присвоения одному налогоплательщику двух и более ИНН в разных инспекциях рекомендуем в случае, когда предприниматель или частный практик при постановке на учет предъявит в налоговую инспекцию паспорт с отметкой о перемене места жительства в период начиная с 1 сентября текущего года и свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя или лицензию на право заниматься частной практикой, полученное в регистрирующих органах по новому месту жительства, сделать запрос в госналогинспекцию по прежнему месту жительства налогоплательщика о факте постановки его там на учет и присвоения ему ИНН.

5. Имеют ли право госналогинспекции направлять налогоплательщиков - физических лиц в органы государственной статистики для присвоения кодов ОКПО и других классификационных признаков? Как поступать налоговым инспекторам в случаях предъявления налогоплательщиками информационных писем, выданных государственными органами статистики, с указанием присвоенных им кодов ОКПО?

Согласно совместному Приказу Госкомстата России и Госналогслужбы России от 22.08.96 N ВА-3-09/71 "Об информационном взаимодействии органов государственной статистики и налоговых органов" процесс обмена информацией о налогоплательщиках - физических лицах между госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации, районам, городам, районам в городах и территориальными органами государственной статистики будет происходить организованно на безвозмездной основе. Осуществление его госналогинспекциями возможно после переучета налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей и создания базы данных о них <*> начиная с 1 апреля 1997 года. Порядок информационного обмена на технических носителях будет сообщен дополнительно.

--------------------------------

<*> В соответствии с Планом организационных мероприятий программное обеспечение по формированию базы данных должно быть разработано в декабре т.г.

На данном этапе налоговые органы не имеют права направлять налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей в территориальные органы государственной статистики для присвоения кодов ОКПО и других классификационных признаков. При наличии же у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей информационных писем, полученных в органах государственной статистики, с указанием присвоенных им кодов ОКПО возможен прием этих писем и подшивка в учетные дела налогоплательщиков до особых указаний по их использованию.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ