ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 июня 1997 г. N ВК-6-11/423

Направляю для руководства и использования в работе Положение об Управлении рассмотрения налоговых споров и претензионно - исковой работы Государственной налоговой службы Российской Федерации, утвержденное Руководителем Госналогслужбы России А.П. Починком 31 мая 1997 года.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ

Утверждаю
Руководитель Государственной
налоговой службы Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК
31 мая 1997 года

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ
И ПРЕТЕНЗИОННО - ИСКОВОЙ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Управление рассмотрения налоговых споров и претензионно - исковой работы (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Государственной налоговой службы Российской Федерации.

2. Основными задачами Управления являются:

2.1. Рассмотрение жалоб (апелляций) налогоплательщиков и других лиц, обязанных удерживать с налогоплательщиков и перечислять в бюджеты налоги и сборы, на решения государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации и действия (бездействие) их должностных лиц, связанные с налогообложением и применением финансовых и административных санкций за нарушения законодательства о налогах.

2.2. Обеспечение методологического единства применения налоговыми органами финансовых и административных санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах.

2.3. Координация, методическое и информационное обеспечение претензионно - исковой работы в системе органов Госналогслужбы России и оказание налоговым органам необходимой правовой помощи в защите их законных прав и интересов при рассмотрении налоговых споров в общих и арбитражных судах.

2.4. Выявление и анализ причин возникновения налоговых споров и удовлетворения жалоб и исков налогоплательщиков к налоговым органам, принятие в установленном порядке мер к устранению этих причин.

3. В соответствии с возложенными задачами Управление:

3.1. Рассматривает с участием методологических управлений жалобы (апелляции) налогоплательщиков на решения и действия (бездействие) государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации и их должностных лиц по вопросам налогообложения и подготавливает предложения по их разрешению.

3.2. Оказывает организационную и правовую помощь налоговым органам в обжаловании и опротестовании судебных решений и постановлений и отказов в принесении протестов.

3.3. Осуществляет контроль за результатами рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации заявлений налоговых органов о принесении протестов на судебные решения.

3.4. Подготавливает проекты писем Генеральной прокуратуре Российской Федерации с просьбами о принесении протестов на неправомерные судебные решения.

3.5. Осуществляет правовую защиту государственных налоговых инспекций в судебных процессах в первой, апелляционной и кассационной судебных инстанциях.

3.6. Консультирует налоговые органы и налогоплательщиков по вопросам, связанным с рассмотрением налоговых споров.

3.7. Подготавливает проекты отзывов на иски налогоплательщиков к Госналогслужбе России о признании недействительными ее решений по вопросам налогообложения, а также проекты апелляционных и кассационных жалоб, заявлений о принесении протестов и других актов Госналогслужбы России.

3.8. Защищает права и законные интересы Госналогслужбы России при рассмотрении налоговых споров арбитражными и общими судами.

3.9. Анализирует судебную практику по налоговым спорам, причины возникновения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками и удовлетворения арбитражными судами требований исков налогоплательщиков.

3.10. Принимает участие в разработке проектов законодательных и других нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.11. Подготавливает предложения о внесении Госналогслужбой России на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации наиболее сложных вопросов налогообложения и применения финансовых санкций, а также участвует в рассмотрении этих вопросов в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

3.12. Подготавливает проекты ответов на запросы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по отдельным проблемным вопросам налогового законодательства, а также на запросы арбитражных и общих судов в связи с рассмотрением ими конкретных налоговых споров.

3.13. Подготавливает проекты писем компетентным органам государственной власти об официальном разъяснении отдельных законодательных и других нормативных актов.

3.14. Подготавливает аналитические обзоры практики рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дел в порядке надзора по налоговым, гражданско - правовым и другим спорам.

3.15. Подготавливает проекты методических указаний и рекомендаций Госналогслужбы России о применении отдельных норм законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.16. Осуществляет сбор, обработку, анализ годовой и квартальной отчетности налоговых органов о результатах рассмотрения налоговых споров и подготавливает соответствующие предложения.

3.17. Участвует в проведении тематических проверок и анализе их результатов.

3.18. Осуществляет с участием Правового управления защиту ведомственных нормативных актов, подлежащих государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации.

3.19. Принимает участие в пропаганде налогового законодательства и информационных мероприятиях, предоставляет в установленном порядке Управлению информации и общественных связей информацию для подготовки публикаций о деятельности Госналогслужбы России.

3.20. Участвует в организации и осуществлении мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для налоговых органов, проведении совещаний, семинаров и других мероприятий.

3.21. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, сдачу их в архив Госналогслужбы России.

4. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструкциями и указаниями Госналогслужбы России, а также настоящим Положением.

5. Работа Управления организуется на основе квартальных планов, утверждаемых руководством Госналогслужбы России, и осуществляется во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата, ФСНП России, Минфином России, другими министерствами и ведомствами.

6. Управление возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Руководителем Госналогслужбы России в установленном порядке.

Заместители начальника Управления назначаются и освобождаются от должности в установленном порядке.

7. Начальник Управления:

7.1. Осуществляет общее руководство Управлением, определяет обязанности своих заместителей, утверждает функциональные обязанности подразделений Управления и должностные инструкции сотрудников, вносит предложения о назначении, перемещении и увольнении работников, а также о поощрении и наложении на них взысканий.

7.2. Представляет Госналогслужбу России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

7.3. В установленном порядке отвечает на письма предприятий, учреждений, организаций и граждан, ведет прием граждан и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций.

7.4. Принимает участие в работе коллегии и совещаниях, проводимых руководством Госналогслужбы России, вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

7.5. В установленном порядке получает от других подразделений центрального аппарата, налоговых органов и иных организаций Госналогслужбы России материалы и документы, необходимые для деятельности Управления, в том числе материалы статистической и бухгалтерской отчетности, а также знакомится с указанными материалами в местах их нахождения.

7.6. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием налоговых органов по вопросам, относящимся к компетенции Управления, принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых другими управлениями.

7.7. Дает работникам Управления обязательные для них указания по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требует от них отчетности об исполнении; проводит производственные совещания с работниками Управления.

7.8. Несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов, инструкций и указаний Госналогслужбы России, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, за соблюдение пропускного и внутриобъектного режима, разглашение государственной тайны и ведомственной информации, состояние трудовой и исполнительной дисциплины, воспитательной работы в Управлении.

Все представляемые на рассмотрение руководству и коллегии Госналогслужбы России проекты законодательных и иных нормативных актов, а также приказов, инструкций и указаний Госналогслужбы России, содержащие вопросы, относящиеся к компетенции Управления, должны быть предварительно согласованы с руководством Управления.

8. Заместители начальника Управления несут персональную ответственность за работу соответствующих подразделений Управления, координирует их деятельность по поручениям начальника Управления или руководства Госналогслужбы России, обеспечивают своевременную подготовку соответствующих материалов, а также выполняют другие их поручения.

9. Должностные лица Управления, принимающие участие в проводимых налоговыми органами проверках, пользуются правами и выполняют обязанности, предусмотренные разделами 2 и 3 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации.

10. Структура и штатное расписание Управления утверждаются в установленном порядке Руководителем Госналогслужбы России.