ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 января 1996 г. N ПВ-6-16/43

О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

Госналогслужба России в связи с поступающими запросами об ответственности предприятий (включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) за применение контрольно-кассовых машин, не зарегистрированных в налоговых органах или не допущенных Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам к использованию на территории Российской Федерации, сообщает следующее.

Статья 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не содержит нормы об ответственности предприятия за применение контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговом органе или не допущенной к использованию. Однако подобные нарушения ст. 2 названного Закона должны рассматриваться налоговыми органами как неприменение предприятием контрольно - кассовой машины с наложением на нарушителя штрафа в 350-кратном размере минимальной месячной оплаты труда. Иное толкование Закона вступает в противоречие с его общим смыслом. При этом следует иметь в виду, что контрольно-кассовая машина является инструментом контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Контрольно-кассовая машина, не состоящая в Государственном реестре контрольно-кассовых машин (кроме тех случаев, когда ее использование разрешено соответствующим решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам) или не зарегистрированная в налоговом органе, не может служить таким инструментом.

Указанную позицию разделяет и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отказавший индивидуальному частному предприятию в принесении протеста, поскольку контрольно-кассовая машина не была зарегистрирована в налоговом органе (журнал "Хозяйство и право", 1994, N 11).

Госналогслужба России рекомендует учитывать в работе по организации и проведению проверок данное разъяснение.

Заместитель Руководителя
Госналогслужбы РФ -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ