ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 февраля 1996 г. N НП-6-14/104

О ПОРЯДКЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
ИСКОВ О ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

В соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредитора.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица установлены законом о несостоятельности (банкротстве).

С введением в действие с 01.03.93 Закона Российской Федерации от 19.11.92 N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" у налоговых органов появилось право обращаться в арбитражные суды с заявлениями о признании предприятий несостоятельными (банкротами). Основанием для таких заявлений является неспособность предприятия обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. При этом налоговые органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные этим Законом для кредиторов.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информационным письмом от 04.06.93 N С-13/ОП-175 разъяснил, что если задолженность предприятия перед бюджетом образовалась в связи с неуплатой налогов, то в арбитражный суд с заявлением о признании этого предприятия несостоятельным (банкротом) может обращаться только налоговая инспекция.

Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России поручено представлять от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении федеральных государственных предприятий, а также организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации, направлять в арбитражный суд заявления о признании предприятий - должников несостоятельными (банкротами), если предприятия сами не подают такие заявления на основании решения, принятого Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.94 N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" кредитором от имени государства при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды является Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в информационном письме от 25.04.95 N С1-7/ОП-237 <*> сообщил, что в тех случаях, когда с заявлениями о признании указанных выше организаций несостоятельными (банкротами) обращаются в арбитражный суд Пенсионный фонд Российской Федерации (как орган, контролирующий уплату обязательных платежей во внебюджетный фонд), Минфин России (на основании пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей") и государственные налоговые инспекции (в случаях неуплаты этими организациями налогов и иных обязательных платежей), арбитражному суду необходимо направлять Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) все определения о возбуждении производства по делам о несостоятельности (банкротстве).

-------------------------------

<*> Направлено госналогинспекциям письмом Госналогслужбы России от 23.05.95 N ЮБ-4-08/22н "О практике применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)".

Таким образом, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал право налоговых органов выступать в качестве кредитора от имени государства в арбитражных судах наряду с Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве).

В связи с этим Госналогслужба России обязывает госналогинспекции обеспечить предоставленное статьей 14 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" право предъявления в арбитражный суд заявлений о признании должника, имеющего задолженность по обязательным платежам в бюджет, несостоятельным (банкротом), имея в виду, что указанные заявления должны отвечать требованиям, предъявляемым законодательством о банкротстве к заявлениям кредитора:

1. В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий рассматриваются судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом.

При этом согласно информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.93 N С-13/ОП-175 "Об уплате налогов в связи с задолженностью предприятия перед бюджетом" суммы санкций, в том числе финансовых санкций за нарушение налогового законодательства, не должны включаться в сумму требований кредиторов при обращении с заявлением о признании организаций несостоятельными (банкротами).

2. Уклонение от уплаты налогов само по себе не является основанием для признания предприятия несостоятельным (банкротом), так как в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" таким основанием является неспособность должника обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением его обязательств над его имуществом или неудовлетворительной структурой баланса.

3. В соответствии со статьей 6 указанного Закона срок неисполнения должником своих обязательств не может быть менее трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

4. Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (статьей 6) предусмотрена специальная процедура досудебного урегулирования спора (претензионный порядок), согласно которой до обращения кредитора в арбитражный суд он должен направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении, в котором должны содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение указанного срока кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Только после получения уведомления о вручении извещения должнику, но не ранее установленного в нем срока (семь дней), кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Законодательством предусмотрены и иные основания для ликвидации предприятий.

Гражданским кодексом Российской Федерации (статьей 61) установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Налоговым органам такое право предоставлено статьей 14 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.01.96 N 6567/95, подтвердившее право госналогинспекций предъявлять иски на этом основании, прилагается.

Госналогслужба России просит до 15.03.96 представить информацию (Управлению рассмотрения налоговых споров и претензионно-исковой работы) о предъявленных в 1995 году исках в арбитражные суды о ликвидации предприятий по Закону Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", в которой сообщить: количество предъявленных исков; результаты их рассмотрения (отказано в принятии исковых заявлений, прекращено производство по делу, количество удовлетворенных исковых заявлений).

Также просьба указать, участвовали ли территориальные органы Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в рассмотрении дел и процедуре ликвидации, была ли взыскана недоимка (указать сумму) в результате ликвидации предприятий.

Заместитель Руководителя
Госналогслужбы РФ -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Н.В.ПОПОВ

Приложение

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 января 1996 г. N 6567/95

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлева, первого заместителя председателя М.К. Юкова, заместителей председателя А.А. Арифулина, О.В. Бойкова, В.В. Витрянского, судей Н.Г. Вышняк, Ю.А. Киреева, А.С. Козловой, О.А. Козловой, М.Ф. Юхнея, И.А. Подъячева рассмотрел протест заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Арифулина на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13.06.95.

Заслушав и обсудив доклад судьи и доводы протеста, Президиум установил следующее.

Государственная налоговая инспекция по Советскому району Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском о ликвидации индивидуального частного предприятия "Стап" в связи с тем, что индивидуальным частным предприятием не сформирован уставный фонд и в налоговую инспекцию не представлялись отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, а также документы и сведения для исчисления и уплаты налогов.

Арбитражный суд определением от 13.06.95 в принятии искового заявления отказал, поскольку в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговые инспекции вправе предъявлять иски о ликвидации предприятий лишь по основаниям, предусмотренным законодательством.

По мнению суда, законодательных актов, предусматривающих ликвидацию предприятий по основаниям, изложенным налоговой инспекцией в исковом заявлении, не имеется.

В протесте заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается определение отменить и дело направить для рассмотрения по существу в тот же суд.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Статьей 14 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" государственной налоговой инспекции предоставлено право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации предприятий по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Основания, по которым может быть ликвидировано предприятие, предусмотрены статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которая возлагает на налогоплательщика обязанность уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Ответчик возложенные на него Законом обязанности не выполнял.

При изложенных обстоятельствах налоговая инспекция предъявила иск в пределах своих полномочий, поэтому данный спор должен быть принят к рассмотрению по существу.

Руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13.06.95 отменить.

Исковые материалы направить в тот же арбитражный суд для принятия к производству и рассмотрения по существу.

Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ