ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 мая 1995 г. N ЮБ-6-14/276

О РЕШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТНОЙ
КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫМ МАШИНАМ

1. Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам от 6 марта 1995 г. (протокол N 2/18-95):

1.1. Утверждено Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин в Российской Федерации (прилагается).

Указанное Положение введено в действие с даты принятия, за исключением абзацев третьего и пятого пункта 2, абзацев второго, третьего и четвертого пункта 4 и абзаца шестого пункта 6 этого Положения, которые вводятся в действие с 1 июля 1995 года.

1.2. Продлен срок включения в Государственный реестр контрольно - кассовых машин активной системной контрольно - кассовой машины IPC-GRS-38001 СП с программным модулем "СуперМАГ-УКМ" до 1 января 1999 года.

1.3. В Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, включена на срок до 1 января 1999 г. активная системная контрольно - кассовая машина модели OMRON POS FIT-7000 (заявитель: СП "Развитие, Информатика и Технология" (СП "РИТ", 129090, г. Москва, ул. Б. Пионерская, 11, тел.: 284-77-77, факс: 284-74-17).

1.4. В дополнение к решению от 16.12.94 (протокол N 16), доведенному письмом Госналогслужбы России от 30.12.94 N НИ-6-14/518, продлен срок использования до 1 января 1996 г. следующих моделей контрольно - кассовых машин, импортированных на территорию Российской Федерации до 15 ноября 1993 г.: ROYAL GMS 118, ROYAL CMS 120.

2. Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам от 29 марта 1995 г. (протокол N 3/19-95):

2.1. Разрешено провести замену контрольно - кассовых машин моделей ОКА-1400, ОКА-1401, ОКА-1600, ОКА-1600.0, ОКА-1600.1, ОКА-1700, ОКА-1700.0, ОКА-1700.1, ОКА-4640, ОКА-4400, ОКА-4401, ОКА-4440, ОКА-4441, исключенных из Государственного реестра контрольно - кассовых машин, и контрольно - кассовых машин, переделанных из моделей ОКА-1400, ОКА-4400, ОКА-4401, ОКА-4440, ОКА-4441, под контролем органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в следующем порядке:

а) в городах Москве и Санкт - Петербурге во всех предприятиях и организациях, кроме специализированных магазинов, торгующих хлебобулочной, молочной или плодоовощной продукцией, школьно - письменными принадлежностями, столовых, буфетов, аптек, ателье, оказывающих бытовые услуги населению, - до 1 июля 1995 года.

В специализированных магазинах, торгующих хлебобулочной, молочной или плодоовощной продукцией, школьно - письменными принадлежностями, в столовых, буфетах, аптеках, в ателье, оказывающих бытовые услуги населению, - до 1 октября 1995 года;

б) на остальной территории Российской Федерации:

во всех предприятиях и их структурных подразделениях, торгующих автомобилями и запасными частями к ним, средствами оргтехники, мехами и меховыми изделиями, ювелирными изделиями из драгоценных металлов, драгоценными и полудрагоценными камнями, антиквариатом, цветами, алкогольными напитками, мебелью, теле-, видео- и радиоаппаратурой, в гостиницах, ресторанах, кафе, на бензоколонках и платных автостоянках - до 1 июля 1995 года;

во всех предприятиях и их структурных подразделениях, в том числе в стационарной мелкорозничной торговой сети, торгующих книжной продукцией, стройматериалами, а также продовольственными и непродовольственными товарами, кроме предприятий, перечисленных в абзацах втором и четвертом настоящего подпункта, - до 1 октября 1995 года;

в специализированных магазинах, торгующих хлебобулочной, молочной или плодоовощной продукцией, школьно - письменными принадлежностями, в столовых, буфетах, аптеках, в ателье, оказывающих бытовые услуги населению, в иных предприятиях и организациях, не подпадающих под действие абзацев второго и третьего настоящего подпункта, - до 1 января 1996 года;

в) сроки замены контрольно - кассовых машин, указанные в подпункте "б" названного решения, на предприятиях, находящихся в сельской местности, по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть продлены до 1 апреля 1996 года;

г) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с названным решением разработать графики замены контрольно - кассовых машин на конкретных предприятиях и направить их в налоговые органы и Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно - кассовым машинам до 1 июня 1995 года;

д) предложено налоговым органам снимать с регистрации подлежащие замене контрольно - кассовые машины, если их замена не осуществлена соответствующими предприятиями и организациями в сроки, установленные этим решением.

2.2. Разрешено до 1 июля 1995 г. использовать контрольно - кассовые машины моделей Искра-362СП и Ким-2СП для осуществления денежных расчетов с населением при приеме коммунальных платежей и оформлении подписных изданий.

2.3. Поручено коммерческим банкам до 1 июня 1995 г. обеспечить применение контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением при купле - продаже валюты.

Разрешено использовать при осуществлении денежных расчетов с населением при купле - продаже валюты контрольно - кассовые машины моделей Электронмаш-NCR 2113-1103, Электронмаш-NCR 2113-3003, ЭКР-4101.2, IPC GRS-38001 СП.

3. Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам от 23 января 1995 г. (протокол N 1/17-95) в Государственный реестр контрольно - кассовых машин включена контрольно - кассовая машина SHARP ER-A250R (заявитель: АОЗТ "УЭБ Текнолоджи", 113405, г. Москва, Варшавское шоссе, 125, тел.: 249-99-13, 249-08-23, факс: 292-65-11) на срок до 1 января 1996 года.

Госналогслужба России обязывает:

обеспечить контроль за применением контрольно - кассовых машин предприятиями, другими организациями и гражданами - предпринимателями в соответствии с указанными в настоящем письме решениями Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам.

Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Ю.А.БАЧУРИН

Приложение
к письму Госналогслужбы
России от 16.05.95
N ЮБ-6-14/276

Утверждено
решением
Государственной межведомственной
экспертной комиссии
по контрольно-кассовым машинам
от 6 марта 1995 года N 2/18-95
(с изменениями и дополнениями, внесенными
протоколами N 5/21-95 от 23 июня 1995 года,
N 2/34-97 от 25 марта 1997 года,
N 5/59-2000 от 4 декабря 2000 года,
N 2/61-2001 от 24 апреля 2001 года,
N 2/67-2002 от 18 апреля 2002 года,
N 6/71-2002 от 26 сентября 2002 года)

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОДАЖИ, ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Положение имеет целью создание эффективно действующей сети предприятий по продаже, ремонту и техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин, защиту интересов физических и юридических лиц, использующих контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением.

1. Общие положения

1.1. Положение подготовлено в соответствии с Законом Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18 июня 1993 года N 5215-1, Указом Президента Российской Федерации "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении денежных расчетов с населением" от 16 февраля 1993 года N 224, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1998 года N 904), Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 года N 903 "О Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 911, от 19 сентября 1997 года N 1201, от 6 марта 1998 года N 286 и от 22 сентября 1999 года N 1071), иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

1.2. В Положении использованы следующие понятия:

- заявитель контрольно-кассовых машин (далее - заявитель) - юридическое лицо, по инициативе которого модель контрольно-кассовой машины внесена в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (далее - Государственный реестр);

- генеральный поставщик контрольно-кассовых машин (далее - генеральный поставщик) - юридическое лицо, организующее продажу, техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин определенных моделей;

- центр технического обслуживания контрольно-кассовых машин (далее - ЦТО) - юридическое лицо, оказывающее услуги по подготовке контрольно-кассовых машин к эксплуатации, их техническому обслуживанию и ремонту;

- продавец контрольно-кассовых машин (далее - продавец) - юридическое лицо, осуществляющее продажу контрольно-кассовых машин;

- потребитель - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации применяет контрольно-кассовые машины;

- эталонный образец модели (версии модели) контрольно-кассовой машины (далее - эталонный образец) - образец модели (версии модели) контрольно-кассовой машины, включенной в Государственный реестр Российской Федерации, прошедшей технические испытания, сертификацию и хранящейся в Лаборатории эталонных образцов.

1.3. К организациям и предприятиям, участвующим в установлении порядка продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин, а также осуществляющим непосредственно продажу, техническое обслуживание, ремонт контрольно-кассовых машин и контроль за этими видами деятельности, относятся:

- Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (далее - Государственная комиссия);

- Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии и его территориальные органы (далее - органы Госстандарта России);

- органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговые органы);

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее - ФАПСИ);

- заявители;

- генеральные поставщики;

- продавцы;

- центры технического обслуживания контрольно-кассовых машин;

- потребители.

2. Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам:

- принимает решения по вопросам регулирования продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин, обязательные для исполнения всеми министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, всеми юридическими и физическими лицами;

- утверждает по согласованию с заявителем генерального поставщика модели контрольно-кассовой машины;

- представляет заинтересованным организациям и лицам информацию о моделях контрольно-кассовых машин, допущенных к эксплуатации на территории Российской Федерации;

- информирует органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, налоговые органы, органы Госстандарта России об утверждении ею генеральных поставщиков контрольно-кассовых машин;

- требует от генерального поставщика представления информации о развитии сети ЦТО, обслуживающих контрольно-кассовые машины соответствующих моделей;

- исключает из Государственного реестра модели (версии моделей) контрольно-кассовых машин, если в течение 6 месяцев со дня внесения в Государственный реестр не организовано их техническое обслуживание и ремонт;

- координирует работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин; организует проведение аттестации центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин не реже 1 раза в 3 года;

- организует контроль за соответствием продаваемых контрольно-кассовых машин эталонным образцам, за состоянием технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин;

- принимает решения и контролирует проведение экспериментов с целью определения оптимальных условий эксплуатации и технического обслуживания конкретных моделей контрольно-кассовых машин;

- обеспечивает сбор и анализ информации о состоянии технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, представляет эту информацию в Правительство Российской Федерации;

- рассматривает жалобы и обращения, связанные с продажей, техническим обслуживанием и ремонтом контрольно-кассовых машин.

3. Органы Госстандарта России:

- проводят проверку обеспечения ЦТО в части безопасности рабочих мест и оборудования;

- проводят проверку средств измерений, используемых ЦТО для ремонта, настройки и контроля контрольно-кассовых машин;

- вносят рекомендации в Государственную комиссию об исключении из Государственного реестра моделей контрольно-кассовых машин в случае их несоответствия сертифицируемым параметрам;

- по поручению Государственной комиссии:

осуществляют выборочный контроль за соответствием контрольно-кассовых машин сертифицируемым параметрам (по безопасности, радиопомехам, функциональным характеристикам);

дают экспертное заключение о качестве ремонта контрольно-кассовых машин, производимого ЦТО.

4. Налоговые органы:

- ставят и снимают с учета ЦТО в соответствии с решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеют оттиски используемых ЦТО пломбиров и печатей;

- регистрируют контрольно-кассовые машины, допущенные к использованию в Российской Федерации и поставляемые на техническое обслуживание в ЦТО, ведут учет зарегистрированных контрольно-кассовых машин;

- снимают с регистрации контрольно-кассовые машины тех моделей (версий моделей), которые не допущены к использованию Государственной комиссией;

- ведут регистрационные карточки, в которых отмечают постановку на учет или снятие с учета контрольно-кассовых машин, а также постановку на ремонт и ввод в эксплуатацию после ремонта;

- проверяют наличие пломбы на контрольно-кассовой машине, установленной ЦТО;

- вводят пароль налогового инспектора и контролируют включение фискальной памяти контрольно-кассовой машины, контролируют фискальную память в процессе эксплуатации машины;

- проверяют доступными им способами исправность применяемых контрольно-кассовых машин, привлекая для участия в таких проверках специалистов ЦТО, в которых контрольно-кассовые машины находятся на обслуживании;

- направляют замечания и предложения о качестве технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Государственную комиссию, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- вносят рекомендации в Государственную комиссию об исключении из Государственного реестра моделей (версий моделей) контрольно-кассовых машин, не обеспечивающих контроль за полнотой учета выручки;

- рассматривают жалобы, связанные с применением контрольно-кассовых машин;

- проводят обучение работников налоговых органов;

- вносят предложения соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аннулировании регистрации ЦТО в случаях, когда нарушение законодательства и других нормативных документов о применении контрольно-кассовых машин допущено по вине работников ЦТО.

5. ФАПСИ:

- организует изготовление электронных контрольных лент защищенных (далее - ЭКЛЗ) для контрольно-кассовых машин в количествах, необходимых для удовлетворения заявок генеральных поставщиков и ЦТО, гарантирует соответствие ЭКЛЗ установленным требованиям;

- организует выполнение и осуществляет контроль инициализации ЭКЛЗ в доверенном центре ФАПСИ с записью в ЭКЛЗ регистрационного номера и ключевой информации и ведения базы данных инициализированных ЭКЛЗ;

- организует консультации работников генеральных поставщиков и ЦТО по установке, замене и активизации ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах, а персонала налоговых органов - по контролю за работой контрольно-кассовых машин с ЭКЛЗ;

- оказывает методическую помощь налоговым органам в оснащении программными и техническими средствами для использования информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ;

- участвует в разработке методической документации по установке, замене, хранению и контролю за функционированием и применением ЭКЛЗ;

- организует обеспечение заявок на оборудование и программные продукты для контроля ЭКЛЗ автономно от контрольно-кассовой машины;

- организует сбор данных о работе и отказах ЭКЛЗ в процессе их эксплуатации и хранения, разработку мероприятий по повышению надежности ЭКЛЗ.

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- принимают меры по обеспечению исполнения настоящего Положения на территории субъекта Российской Федерации;

- регистрируют предприятия в качестве ЦТО при выполнении ими условий, изложенных в пункте 11 настоящего Положения;

- снимают с регистрации ЦТО, не прошедшие в установленные сроки аттестацию в Государственной комиссии, а также в случае нарушения требований настоящего Положения по собственной инициативе, по представлению налоговых органов, Госстандарта России и его территориальных органов;

- вносят рекомендации в Государственную комиссию об исключении из Государственного реестра моделей контрольно-кассовых машин в случае нарушения настоящего Положения.

7. Заявители:

- осуществляют поставки контрольно-кассовых машин, соответствующих эталонным образцам моделей (версий моделей), внесенных в Государственный реестр;

- обеспечивают приведение поставляемых ими контрольно-кассовых машин в соответствие с техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам в случае изменения технических требований;

- выполняют заявки генерального поставщика на поставку стендового оборудования, тестового программного обеспечения, запасных частей и принадлежностей, ремонтной и эксплуатационной документации в течение всего срока использования контрольно-кассовой машины, определенного Государственной комиссией;

- несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за несоответствие поставляемых ими контрольно-кассовых машин эталонным образцам или за конструктивные дефекты контрольно-кассовых машин;

- выполняют функции генеральных поставщиков заявленных ими моделей контрольно-кассовых машин на территории Российской Федерации, если они утверждены в этом качестве Государственной комиссией или заключают договор с юридическим лицом, принимающим на себя обязанности генерального поставщика, которого представляют на утверждение в этом качестве в Государственную комиссию;

- вправе выполнять функции продавца и центра технического обслуживания при условии соблюдения ими требований, установленных соответственно пунктами 9 и 11 настоящего Положения;

- вправе проводить проверку исправности контрольно-кассовой машины и составлять техническое заключение об исправности контрольно-кассовой машины в процессе ее эксплуатации.

8. Генеральные поставщики:

- устанавливают на контрольно-кассовые машины средства визуального контроля генерального поставщика, удостоверяющие их соответствие моделям, включенным в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за несоответствие поставляемых контрольно-кассовых машин эталонным образцам;

- оснащают контрольно-кассовые машины паспортом версии модели контрольно-кассовой машины (далее - паспорт версии), устанавливают ЭКЛЗ и делают отметку в паспорте версии об установке ЭКЛЗ;

- создают на договорной основе сеть продавцов и ЦТО, координируют и контролируют их деятельность;

- заключают договоры с продавцами на продажу им контрольно-кассовых машин, с ЦТО - на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин;

- несут ответственность за ненадлежащую организацию работы продавцов и центров технического обслуживания;

- заключают с заявителями договоры на поставку контрольно-кассовых машин;

- обеспечивают через ЦТО гарантийный ремонт контрольно-кассовых машин в соответствии с требованиями ГОСТ 23411-84 "Машины электронные контрольно-регистрирующие. Общие технические условия", несут обязательства по обеспечению ЦТО запасными частями и принадлежностями, ремонтной и эксплуатационной документацией в течение всего срока использования контрольно-кассовой машины, определенного Государственной комиссией;

- проводят обучение продавцов и работников ЦТО, их аттестацию, выдают им соответствующие удостоверения;

- участвуют в проведении обучения налоговыми органами работников налоговых органов по вопросам применения контрольно-кассовых машин;

- оказывают методическую помощь ЦТО в организации обучения работников налоговых органов и потребителей по вопросам применения контрольно-кассовых машин;

- проводят сбор и обобщение информации об эксплуатации поставляемых ими контрольно-кассовых машин и передают ее заявителям и в Государственную комиссию по запросам;

- вправе выполнять функции продавца и центра технического обслуживания при условии соблюдения ими требований, установленных пунктами 9 и 11 настоящего Положения;

- контролируют качество выполнения продавцами функций по продаже контрольно-кассовых машин, ЦТО - по техническому обслуживанию и ремонту и дают обязательные для них указания по вопросам организации продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин;

- вправе проводить проверку исправности контрольно-кассовой машины и составлять техническое заключение об исправности контрольно-кассовой машины в процессе ее эксплуатации;

- выполняют решения Государственной комиссии, отчитываются перед ней о своей деятельности, представляют ежегодно по состоянию на 1 марта текущего года материалы об имеющейся сети продавцов и ЦТО по обслуживанию соответствующих моделей, ежеквартально представляют информацию о количествах и моделях (версиях моделей) реализованных контрольно-кассовых машин;

- несут ответственность за незаполнение разделов паспорта или формуляра на контрольно-кассовую машину, определяющих гарантийные обязательства и приемку по качеству. Кроме этого в паспорте должны быть указаны полное наименование и почтовый адрес генерального поставщика, а также данные о региональных ЦТО, производящих гарантийный ремонт.

Генеральные поставщики моделей контрольно-кассовых машин, являющиеся заявителями, выполняют помимо функций поставщика также функции, предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения.

9. Продавцы:

- осуществляют продажу контрольно-кассовых машин при наличии договора с генеральным поставщиком о продаже контрольно-кассовых машин соответствующих моделей (версий моделей) и договора с ЦТО о принятии на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин этих моделей (версий моделей);

Примечание. Продавцы вправе продавать контрольно-кассовые машины только в те регионы, где имеются ЦТО, с которыми продавцом заключен договор о принятии на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин соответствующих моделей.

- оказывают содействие покупателю в заключении с ЦТО договора о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин;

Примечание. В случае необходимости продажи контрольно-кассовых машин одним потребителем другому потребителю такая продажа осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии соответствующей отметки налоговых органов о снятии с учета по месту предыдущей регистрации. Продаже контрольно-кассовой машины с ЭКЛЗ должно предшествовать снятие ЭКЛЗ с контрольно-кассовой машины и передача снятой ЭКЛЗ пользователю, осуществляющему продажу, для хранения в установленном порядке.

- вправе осуществлять передачу контрольно-кассовых машин в аренду предприятиям и организациям, применяющим контрольно-кассовые машины, с последующей их регистрацией в налоговых органах указанными предприятиями и организациями;

- проверяют наличие средств визуального контроля генерального поставщика на реализуемых ими контрольно-кассовых машинах, а также комплектность, исправность контрольно-кассовых машин и наличие необходимых документов.

10. Потребители:

- заключают договоры купли-продажи контрольно-кассовых машин с продавцами и договоры на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин с центром технического обслуживания. Договор на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин заключается с ЦТО, в котором приобретена контрольно-кассовая машина или который имеет соответствующий договор с продавцом контрольно-кассовой машины;

- регистрируют в налоговых органах приобретенные контрольно-кассовые машины;

- используют контрольно-кассовые машины только после их принятия на техническое обслуживание в ЦТО и регистрации в налоговых органах;

- проводят работы, связанные с распаковкой контрольно-кассовых машин от заводской упаковки, только при участии представителей ЦТО;

- своевременно информируют ЦТО о необходимости замены ЭКЛЗ в эксплуатируемой контрольно-кассовой машине в случае заполнения, завершения установленного срока эксплуатации или неисправности ЭКЛЗ, а также в случае перерегистрации контрольно-кассовой машины;

- не вправе пользоваться в целях технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин услугами каких-либо предприятий или физических лиц, кроме ЦТО, где контрольно-кассовые машины находятся на техническом обслуживании;

- не вправе использовать контрольно-кассовые машины, не зарегистрированные в налоговых органах. В случае нарушения данного пункта Положения налоговые органы имеют право налагать штраф на потребителя как за неиспользование контрольно-кассовых машин;

- оборудуют рабочие места для контрольно-кассовых машин в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на них и действующими нормативными актами;

- участвуют в пусконаладочных работах и оформлении акта ввода контрольно-кассовой машины в эксплуатацию;

- организуют ведение, учет, хранение и списание документов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом контрольно-кассовых машин, назначают лиц, несущих персональную ответственность за их хранение;

- осуществляют хранение использованных ЭКЛЗ в соответствии с Методическими указаниями по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах (далее - Методические указания по применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах), утвержденными Государственной комиссией (протокол N 4/69-2002 от 25 июня 2002 года);

- обеспечивают эксплуатацию контрольно-кассовых машин в соответствии с эксплуатационной документацией на них и Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными Минфином России 30.08.93, N 104, и Методическими указаниями по применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах;

- своевременно представляют ЦТО эксплуатируемые контрольно-кассовые машины для ежегодной проверки исправности;

- выполняют указания работников ЦТО и налоговых органов по надлежащей эксплуатации контрольно-кассовых машин;

- обеспечивают обучение работе на контрольно-кассовых машинах своего персонала;

- представляют налоговым органам и ЦТО по их требованию документацию, связанную с приобретением, техническим обслуживанием и ремонтом контрольно-кассовых машин, а также необходимые объяснения, справки и сведения по этим вопросам;

- обеспечивают беспрепятственный доступ работников налоговых органов и ЦТО к используемым контрольно-кассовым машинам при условии предъявления ими служебных документов с фотографией и печатью организации, выдавшей документ;

- обеспечивают работникам ЦТО возможность проведения плановых мероприятий по техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин;

- прекращают использование контрольно-кассовых машин в случае нарушения пломбы, средств визуального контроля генерального поставщика или ЦТО, неисправности ЭКЛЗ, выявления других неисправностей контрольно-кассовых машин, а также наложения запрета налоговыми органами или работниками ЦТО на использование контрольно-кассовой машины;

- вносят в Государственную комиссию предложения по улучшению качества предпродажной подготовки, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин;

- незамедлительно ставят в известность ЦТО о любых неисправностях, включая повреждение пломбы, средств визуального контроля генерального поставщика или ЦТО, обнаруженных в процессе эксплуатации контрольно-кассовой машины;

- незамедлительно сообщают в налоговые органы о повреждениях пломбы кожуха контрольно-кассовой машины или средств защиты фискальной памяти от несанкционированного доступа.

11. Центр технического обслуживания (ЦТО)

11.1. Условия регистрации и деятельности ЦТО

11.1.1. Регистрация предприятия в качестве ЦТО осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии представления ему:

- заявления на регистрацию в качестве ЦТО с указанием наименования или организационно-правовой формы юридического лица, номера расчетного счета и соответствующего банка;

- копии договора(ов) с генеральным(и) поставщиком(ами) о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин;

- перечня моделей контрольно-кассовых машин, принимаемых на техническое обслуживание и ремонт в соответствии с договорами между генеральными поставщиками и ЦТО;

- копии Устава и, если она не заверена нотариусом, - с предъявлением оригинала;

- копии свидетельства о государственной регистрации предприятия;

- копии договора на аренду или документа, подтверждающего наличие в собственности производственных помещений;

- справки предприятия о наличии полного комплекта документации, рекомендуемой генеральным поставщиком для качественного проведения технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин, заверенной поставщиком;

- справки предприятия о наличии оборудования и измерительных приборов, рекомендуемых генеральным поставщиком для технического обслуживания, программирования, диагностики и ремонта контрольно-кассовых машин, заверенной поставщиком;

- справки предприятия о наличии специалистов, прошедших обучение у поставщика или в организации, получившей право на обучение от поставщика, заверенной поставщиком;

- актов органов Государственного пожарного надзора и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии помещения для проведения технического обслуживания и ремонта установленным требованиям для данных помещений.

Недопустимо создание ЦТО, находящихся в ведомственной или иной подчиненности от предприятий и организаций, применяющих контрольно-кассовые машины.

Техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовой машины вне ЦТО, где она находится на учете, запрещены.

ЦТО вправе привлекать к ремонту снятых им блоков и узлов (кроме фискальной памяти и ЭКЛЗ) контрольно-кассовых машин, находящихся на техническом обслуживании в данном ЦТО, другие юридические лица на договорных началах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ремонт фискальной памяти контрольно-кассовых машин специалистами ЦТО или привлекаемых организаций запрещен. Допускается замена специалистами ЦТО модуля фискальной памяти в соответствии с утвержденным Порядком замены фискальной памяти контрольно-кассовых машин.

Ремонт и разборка ЭКЛЗ запрещены. ЭКЛЗ, замененные или снятые специалистами ЦТО с контрольно-кассовых машин, подлежат передаче пользователям для хранения в соответствии с Методическими указаниями по применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах.

11.1.2. Один и тот же ЦТО вправе заключать договоры о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин с несколькими генеральными поставщиками.

Генеральный поставщик вправе заключать договоры о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин с несколькими ЦТО на территории одного и того же субъекта Российской Федерации.

11.1.3. В случае расторжения договора между генеральным поставщиком и ЦТО последний утрачивает право на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин соответствующей модели, а генеральный поставщик обязан обеспечить потребителей, обслуживаемых этим ЦТО, услугами другого ЦТО.

11.1.4. ЦТО осуществляет свои функции в отношении предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организаций и учреждений, применяющих контрольно-кассовые машины, на договорных началах.

11.1.5. ЦТО вправе иметь на территории субъектов Российской Федерации филиалы или пункты ЦТО, его филиалы или пункты подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту его нахождения.

ЦТО не вправе принимать на техническое обслуживание контрольно-кассовые машины, используемые на территории других субъектов Российской Федерации, если они не зарегистрированы в качестве ЦТО в органах исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

11.1.6. ЦТО вправе выполнять функции продавца при условии соблюдения ими требований, установленных пунктом 9 настоящего Положения.

11.1.7. ЦТО вправе осуществлять передачу контрольно-кассовых машин в аренду предприятиям и организациям, применяющим контрольно-кассовые машины, с последующей их регистрацией в налоговых органах указанными предприятиями и организациями.

11.1.8. Технический персонал ЦТО должен пройти обучение по обслуживанию контрольно-кассовых машин соответствующих моделей на курсах, организованных генеральным поставщиком, а также иметь квалификационную группу электробезопасности не ниже третьей.

11.1.9. Работники ЦТО при посещении предприятий, применяющих контрольно-кассовые машины, в целях осмотра контрольно-кассовых машин должны предъявлять служебное удостоверение с фотокарточкой и задание на техническое обслуживание и ремонт, полученное ЦТО.

До начала работы по техническому обслуживанию и ремонту контрольно-кассовой машины работники ЦТО обязаны оформить документы, предусмотренные Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (формы 27, 30).

По окончании работы производится передача исправной контрольно-кассовой машины предприятию, которому принадлежит контрольно-кассовая машина, выдается квитанция о проведенных работах или вносятся отметки в задание ЦТО и делается запись в журнале технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин. Для контрольно-кассовых машин с ЭКЛЗ, кроме того, оформляются документы, предусмотренные Методическими указаниями по применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах.

11.2. Права и обязанности ЦТО:

- обеспечивают выполнение решений и поручений Государственной комиссии;

- заключают договоры с генеральными поставщиками в целях технического обслуживания и ремонта соответствующих моделей контрольно-кассовых машин, другие договоры;

- разрабатывают и согласовывают с генеральными поставщиками документы, устанавливающие порядок оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых машин;

- формируют и поддерживают фонды документации, устанавливающей технические требования на обслуживание контрольно-кассовых машин, методы их испытаний, правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, а также фонд документации на используемые при испытаниях и ремонте средства измерений и оборудование;

- имеют необходимое сервисное и диагностическое оборудование, ЭКЛЗ и запасные части к контрольно-кассовым машинам;

- имеют резерв контрольно-кассовых машин для замены в случае необходимости неисправных контрольно-кассовых машин и для передачи в аренду;

- осуществляют ввод в эксплуатацию контрольно-кассовых машин, в том числе их предпродажную подготовку, расконсервацию, регулировку, наладку и входной контроль функциональных характеристик, устранение обнаруженных неисправностей и устанавливают средство визуального контроля ЦТО, удостоверяющего исправность конкретной контрольно-кассовой машины;

- осуществляют установку, замену и снятие ЭКЛЗ в соответствии с Методическими указаниями по применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах;

- производят сверку паспортных данных машин с данными на шильдике контрольно-кассовой машины и делают отметку в паспорте машины о том, что на контрольно-кассовую машину установлены средства визуального контроля генерального поставщика и ЦТО;

- составляют техническое заключение об исправности контрольно-кассовой машины при ее постановке на техническое обслуживание, ежегодной проверке исправности, ремонте, регистрации, снятии с учета в налоговых органах, в иных случаях при невозможности дальнейшего использования контрольно-кассовой машины;

- ставят на техническое обслуживание только те контрольно-кассовые машины, модели (версии моделей) которых допущены к использованию Государственной комиссией, снабжены средствами визуального контроля генерального поставщика, удостоверяющими их соответствие моделям, включенным в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, приобретенные потребителем в ЦТО или у иных продавцов, имеющих договор обслуживания контрольно-кассовых машин с ЦТО;

- заключают договор с потребителем о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин;

- проверяют выполнение потребителем необходимых условий эксплуатации контрольно-кассовых машин, снимают с контрольно-кассовой машины средство визуального контроля ЦТО в случае систематических нарушений потребителем правил эксплуатации контрольно-кассовой машины, а также невыполнения потребителем условий договора на техническое обслуживание, ставят в известность налоговые органы о снятии контрольно-кассовой машины с технического обслуживания в ЦТО;

- осуществляют опломбирование контрольно-кассовой машины после ее технического осмотра, технического обслуживания и ремонта;

- представляют в налоговые органы Российской Федерации оттиски используемых ЦТО пломбиров и печатей;

- выдают в случае утраты паспортов на контрольно-кассовые машины или иных приравниваемых к ним документов дубликаты этих документов, не допуская при этом изменения наименования модели и номера версии модели контрольно-кассовой машины;

- извещают налоговые органы о вновь вводимых в эксплуатацию контрольно-кассовых машинах для организации их учета, а также обо всех случаях применения неисправных контрольно-кассовых машин, об изъятии из эксплуатации ККМ для их ремонта;

- передают в налоговые органы образцы оттисков клейм для опломбирования контрольно-кассовых машин, а также образцы оттисков штампов и подписей обслуживающих контрольно-кассовые машины механиков;

- обеспечивают гарантийный и послегарантийный ремонт контрольно-кассовых машин в срок не более 36 часов с момента передачи вызова в условиях города, в срок не более 72 часов - в условиях сельской местности, или замену контрольно-кассовой машины в эти же сроки на контрольно-кассовую машину из резерва ЦТО на время ремонта. Контрольно-кассовые машины резерва должны быть зарегистрированы в налоговых органах. В контрольно-кассовых машинах с ЭКЛЗ на время замены используется новая ЭКЛЗ;

- вносят в паспорт (формуляр) контрольно-кассовой машины сведения о вводе машины в эксплуатацию, проведении технического обслуживания и ремонта;

- вносят в паспорта версий контрольно-кассовых машин с ЭКЛЗ регистрационные номера установленных или замененных в них ЭКЛЗ;

- регистрируют выполнение работ в журнале вызова технических специалистов, хранящемся у потребителя;

- содействуют в обеспечении потребителей эксплуатационными материалами;

- фиксируют совместно с налоговыми органами показания денежных и операционных счетчиков контрольно-кассовой машины при вводе в эксплуатацию, а также до и после проведения технического обслуживания и ремонта в отчетных ведомостях, заверенных штампом и подписью представителя ЦТО, проводят совместно с налоговыми органами активизацию фискальной памяти;

- оказывают потребителям консультационные услуги по вопросам использования контрольно-кассовых машин;

- осуществляют программирование и перепрограммирование контрольно-кассовых машин в соответствии с письменной заявкой потребителя;

- производят разборку и утилизацию контрольно-кассовых машин, а также узлов и блоков, снятых с машин и не подлежащих восстановлению в соответствии с действующим порядком;

- получают от потребителя справки и объяснения по вопросам, относящимся к эксплуатации контрольно-кассовых машин;

- выдают потребителям предписания с указанием допущенных нарушений правил эксплуатации контрольно-кассовых машин и мер по устранению этих нарушений;

- создают в регионе сеть филиалов и пунктов по техническому обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых машин, совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют их территориальное размещение, устанавливают обслуживаемые ими зоны;

- проводят обязательное обучение привлеченных к работе специалистов, организуют подготовку кассиров-операционистов, а также работников налоговых органов по вопросам применения контрольно-кассовых машин;

- не допускают к работе технический персонал, имеющий квалификационную группу по электробезопасности ниже третьей;

- обеспечивают сбор и анализ информации о качестве находящихся на техническом обслуживании контрольно-кассовых машин, замеченных недостатках, предложениях и замечаниях потребителей и направляют на безвозмездной основе соответствующие материалы в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам;

- организуют ведение, учет, хранение и списание документов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом контрольно-кассовых машин, назначают лиц, несущих персональную ответственность за их хранение.